Ключевые слова: финансовый результат, прибыль от продаж, прочие доходы, прочие расходы
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что финансовым результатом предприятия, является прибыль или убыток. Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Финансовый результат один из основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, который представляет собой прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации за отчетный период [1].
Конечным финансовым результатом деятельности любого предприятия является сумма прибыли или убытка, полученная в отчетном периоде от реализации продукции, оказания услуг и производства работ, и других хозяйственных операций. Прибыль как конечный финансовый результат является предметом внимания широкого круга участников рынка, проявляющих интерес к стабильной работе предприятия, и главным критерием, дающим оценку финансово-коммерческой деятельности.
На формирование финансового результата оказывает влияние ряд факторов:
− эффективность использования ресурсов производства;
− соблюдение дисциплины платежей и условий договоров;
− изменение цен на товарных и сырьевых рынках сбыта;
− изменение макроэкономических показателей и т. д.
Финансовый результат также зависит от суммы полученной выручки. Положительный финансовый результат является определяющим критерием для привлечения инвесторов, партнеров по совместному ведению бизнеса, а также кредиторов.
Формирование финансовых результатов предприятия определяется исходя из доходов, полученных как от основной так и вспомогательной деятельности. На основе отчета о финансовых результатах деятельности выводится показатель валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли. Валовая прибыль является разницей, полученной в результате вычета объема выручки и себестоимости реализованной продукции, прибыль от продаж формируется в результате вычета управленческих и коммерческих расходов. Конечным показателем эффективного финансового результата является чистая прибыль, которая остается после вычета налога на прибыль [2].
Систематический недостаток объема прибыли, и ее отрицательная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности деятельности предприятия.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования активов предприятия. Чем выше уровень рентабельности, тем эффективнее осуществляется хозяйственная деятельность. Рентабельность как показатель эффективности позволяет оценить степень доходности, выгодности, прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы и более полно, чем прибыль, отражает конечные результаты деятельности, так как их величина показывает соотношение эффекта с имеющимися или использованными ресурсами. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности- одна из основных задач в деятельности любого предприятия и организации.
Большое значение в процессе управления финансовыми результатами и поисками оптимального соотношения прибыльности, доходности и затрат отводится финансовому анализу.
В условиях конкуренции и стремления предприятий к максимизации прибыли анализ финансово-хозяйственной деятельности является одной из определяющих функций управления. В настоящее время этот аспект управления организацией становится наиболее важным, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно развиваться [3].
В условиях возрастающей конкуренции и стремления увеличения доходности, анализ финансовых результатов является обязательной функцией управления предприятием. Именно он позволяет найти резерв увеличения прибыли и рентабельности, а также дает возможность организации функционировать с большей эффективностью [4, с. 235].
ООО «Авиатор» имеет разветвленную сеть: супермаркет «Гурман», кафе «Cherry», ресторан «Атмосфера». В 2014 г. выручка возросла на 5,3 млн руб. или на 1,5 %, в 2015 г. сократилась на 5,5 % (покупатели стали выбирать более дешевые товары, стали более внимательны к ценам и выбору торгового предприятия, в котором закупать продукты питания). Аналогичная динамика прослеживается по показателю выработки, приходящейся на 1 работника: в 2014 г. рост на 5,1 %, в 2015 г. падение на 18,2 %.
При этом среднесписочная численность в 2014 г. сократилась с 87 до 84 чел. или на 3,4 %, в 2015 г. возросла до 97 чел. или на 15,5 %, т. е. эффективность деятельности в 2015 г. снизилась.
В 2015 г. значительный объем выручки был получен от реализации продукции цеха полуфабрикатов, в 2013–2014 гг. выручка по этому направлению была ниже. Численность персонала в 2014 г. была сокращена с 34 до 14 чел. или на 58,8 %, в 2015 г. увеличена до 74 чел. или в 5,3 раза. Производительность труда росла из года в год: в 2014 г. на 1,8 %, в 2015 г. на 3,4 %, что положительно характеризует эффективность деятельности цеха полуфабрикатов.
В 2014 г. полная себестоимость (себестоимость продаж и коммерческие расходы) возросла на 32,2 % (выручка при этом чуть больше на 32,5 %). В 2015 г. темпы прироста выручки и полной себестоимости были одинаковыми 21 %.
Анализ финансовых результатов деятельности компании, проведенный по данным Отчета о финансовых результатах представлен в таблице 2.6. В 2014 г. валовая прибыль составила 51,3 млн руб., что выше 2013 г. на 24,7 млн руб. или на 92,9 %, в 2015 г. составила 44,3 млн руб., что ниже предыдущего года на 7 млн руб. или на 13,7 %.
Таблица 1
Структура доходов ирасходов ООО «Авиатор» в 2013–2015гг.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Структура,% |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Всего доходов |
475206 |
630331 |
762665 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Выручка |
474089 |
628084 |
760250 |
99,8 |
99,6 |
99,7 |
Прочие доходы |
1117 |
2247 |
2415 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
Всего расходов |
474438 |
627251 |
759077 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Себестоимость продаж |
447504 |
576810 |
715981 |
94,32 |
91,96 |
94,32 |
Коммерческие расходы |
26236 |
49571 |
41987 |
5,53 |
7,90 |
5,53 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие расходы |
517 |
152 |
207 |
0,11 |
0,02 |
0,03 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
181 |
718 |
902 |
0,04 |
0,11 |
0,12 |
Чистая прибыль |
768 |
3080 |
3588 |
- |
- |
- |
Коэффициент соотношения доходов и расходов |
1,002 |
1,005 |
1,005 |
- |
- |
- |
Согласно данным таблицы 1 наибольший доход предприятие получает от основной деятельности (более 99 %). Коммерческие расходы в составе общей величины расходов возросли в 2014 г. с 5,53 % до 7,9 %, в 2015 г. снизились до значения 2013 г. 5,53 %. Прочие расходы имеют незначительный удельный вес.
Коэффициент превышения доходов над расходами вырос в 2014–2015 гг. по сравнению с уровнем 2013 г.
Анализ точки безубыточности и динамика ее изменения, а также изменения ее составляющих за анализируемый период представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ точки безубыточности идинамика ее изменения ООО «Авиатор» в 2013–2015гг.
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2014 / 2013 |
2015 / 2014 |
|
474089 |
628084 |
760250 |
153995 |
132166 |
|
453913 |
585181 |
723640 |
131268 |
138459 |
|
19827 |
41200 |
34328 |
21373 |
-6872 |
|
20176 |
42903 |
36610 |
22727 |
-6293 |
|
0,04 |
0,07 |
0,05 |
0,03 |
-0,02 |
|
465888 |
603153 |
712862 |
137265 |
109709 |
|
8201 |
24931 |
47388 |
16730 |
22457 |
|
1,73 |
3,97 |
6,23 |
2,24 % |
2,26 % |
Согласно данным таблицы 2 в 2014 г. возросли переменные и постоянные затраты (открытие кафе, ресторана), коэффициент маржинального дохода возрос. Предприятию необходимо было продать товаров, услуг на 137,3 млн руб. больше, чем в 2013 г. для достижения точки безубыточности.
В 2015 г. возросли переменные затраты (рост закупочных цен), постоянные расходы были снижены, коэффициент маржинального дохода снизился, но превысил уровень 2013 г. Предприятию необходимо было продать товаров, услуг на 109,7 млн руб. больше, чем в 2014 г. для достижения точки безубыточности.
Запас прочности по точке безубыточности возрос: в 2014 г. с 1,73 % до 3,97 %, в 2015 г. до 6,23 %, что оценивается положительно.
Главными направлениями повышения показателей прибыли и эффективности деятельности являются:
− дальнейшее наращивание выручки (выявлено снижение темпов наращивания выручки: в 2014 г. 32,5 %, в 2015 г. только 21 %, причем, если исключить влияние инфляции выручка увеличилась в 2014 г. на 19 %, в 2015 г. только на 7,2 %);
− поиск путей наращивания выработки, приходящейся на 1 работника по кафе и ресторану (в 2015 г. снижение выработки по кафе составило 11,8 %, по ресторану 9,8 %);
− оптимизация коммерческих расходов, т. к. их величина, как выявлено по результатам анализа, в значительной степени влияет на финансовые результаты и показатели эффективности деятельности;
− оптимизация величины запасов в составе активов (темп прироста запасов составил 102,5 %, темп прироста выручки только 21 %), поиск путей снижения материальных затрат (материалоемкость в 2015 г. выше уровня 2013–2014 гг.)
− повышение уровня чистой прибыли и направление ее на капитализацию для увеличения удельного веса собственного капитала и повышения финансовой устойчивости.
В целях повышения уровня выручки и прибыли по направлению деятельности «розничная торговля» предложено рационализировать ассортимент, используя методику АВС- и XYZ-анализа формирования «покупательской тропы».
В целях повышения уровня выручки и прибыли по направлению деятельности «услуги общественного питания» предложено обучить поваров на курсах, повысить их мастерство и изменить меню, периодически проводить исследование «тайный покупатель», проводить детские праздники. Дополнительные расходы на обучение составят 227 тыс. руб., рекламу 65 тыс. руб., исследование «тайный покупатель» 40 тыс. руб. Планируется увеличить выручку за счет изменения меню и повышения качества обслуживания на 5 %. За счет организации детских праздников планируется получить дополнительную выручку 657 тыс. руб.
За счет предложенных мероприятий запланировано увеличение:
− выручки от продаж на 13,6 млн руб. или на 1,8 %;
− увеличение прибыли от продаж на 3 млн руб. или на 129 %;
− прибыли до налогообложения на 3,4 млн руб. или на 75,9 %, рентабельности по прибыли до налогообложения с 0,6 % до 1 %.
Литература:
- Видеолекция Финансовые результаты деятельности предприятий. Политика управления дивидендами [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://www.distanz.ru/videoLecture/2958/. Дата обращения 20.05.2014
- Л. Фролова Финансовый результат. [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://fb.ru/article/39707/finansovyiy-rezultat. Дата обращения 23.05.2016
- Понятие финансовых результатов деятельности предприятия [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://www.kycherova.ru/ponytie_fin_rez/index.html. Дата обращения 23.05.2016
- Денисова Н. И. Коммерческая деятельность предприятий торговли: Учебное пособие/Н. И. Денисова. – М.: Магистр: ИНФРА-М: 2011. — 480 c.