Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кошенкова, Н. В. Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе / Н. В. Кошенкова, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 881-883. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31907/ (дата обращения: 16.11.2024).



На современном этапе главной задачей образовательной процесса является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования конкретного урока.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. И это понятно: ведь игра — одна из важнейших составляющих жизни ребенка до 13 лет. Психологи утверждают, что личность в своем развитии проходит определенные этапы. Учебной деятельности предшествует деятельность игровая. Лишая учащихся игровой деятельности, мы, педагоги, отнимаем у них наиболее органичный способ познания. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Поэтому так велика роль игровой деятельности в пятых классах.

Пятый класс — переходный. Учащимся трудно привыкнуть к нескольким предметникам вместо одной учительницы, к новым формам работы. Задача любого учителя, в том числе и словесника, постараться им помочь, смягчить переход из начальной школы в среднее звено. Играя, устанавливаются доверительные отношения с классом, тем самым поднимается авторитет учителя, способного понять своих учеников, посмеяться и пошутить вместе с ними.

Кроме того, коллективная игра дает каждому ученику возможность взаимодействовать с ребятами в группе или в классе. Ребята узнают друг друга с новой стороны, проявляют инициативу, настойчивость, целеустремленность, ищут решение в нестандартной ситуации, тем самым раскрывая свой творческий потенциал.

Также использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно — познавательной направленностью. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию.

По виду деятельности:

– физические,

– интеллектуальные,

– трудовые,

– социальные,

– психологические.

По характеру педагогического процесса:

1 группа — обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2 группа — познавательные, воспитательные, развивающие;

3 группа — репродуктивные, продуктивные, творческие;

4 группа — коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО и др.

Игра состоит из следующих основных этапов:

– ориентировочный (для учителя);

– подготовительный;

– игровой;

– заключительный;

– анализ результатов (рефлексия).

Предъявляются следующие требования к подбору игр:

– игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;

– игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;

– игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

По характеру игровой методики:

– дидактические игры;

– деловые игры;

– ролевые игры.

В своей педагогической практике используем в зависимости от возрастных особенностей детей и целей конкретного урока различные игровые технологии.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи. Выделяют следующие виды дидактических игр.

Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр — активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Дидактическая игра — это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-зачете она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся. Введение игрового сюжета позволяет привлечь активное внимание класса. Далее мы хотим описать опыт проведения зачета по теме: «Имя числительное» в форме дидактической игры, рассчитанной на два часа.

При организации урока-зачета в форме заочной экскурсии положительным является не только то, что повторяемая часть речи анализируется комплексно (с точки зрения значения, формы, возможностей функционирования в тексте), но и то, что канву урока составляют учебные тексты, связанные тематически, позволяющие сочетать задачи зачета с задачами развития устной и письменной речи учащихся, с задачами воспитания.

Какое оборудование можно рекомендовать к такому уроку? Мы используем виды Астрахани, карту-схему города.

После записи числа ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать: «Путевой лист экскурсовода…» (свою фамилию и имя каждый ученик записывает в родительном падеже). О работе с путевым листом учитель рассказывает после небольшого вступительного слова. В начале урока спрашиваем: «Что такое экскурсия?» Дети пытаются дать определение; ответ на поставленный вопрос целесообразно завершить обращением к толковому словарю.

— Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Астрахани. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении нашего города, о его истории, пройдем по современным улицам. И вы еще раз убедитесь, что имя числительное — важная часть речи, без которой трудно обойтись. Итак, кто из экскурсоводов хочет начать свой рассказ об Астрахани?

После ответов учащихся обращаем их внимание на большое количество числительных в текстах.

— Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи. Какие бывают числительные по значению и составу? Чем отличаются количественные числительные от порядковых? и т. д.

Дети отвечают на поставленные вопросы и заполняют в тетради путевые листы. В такой форме повторяем весь материал по теме урока. Последняя запись в листе — словарный диктант.

— Путевые листы мы сейчас сдаем на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.

Таким образом, органическое соединение в дидактической игре мышления, речи, воображения повышает концентрацию внимания учащихся на уроке, посвященном повторению такой «скучной» части речи, какой «принято» считать имя числительное.

Введение в урок игры повышает активность класса, игра увлекает ребят за собой так, что они не замечают, как вместе с игрой идет усвоение нового, подчас нелегкого материала. При закреплении ребятам гораздо интереснее выполнять задания в игровой форме, нежели делать скучные однотипные упражнения из учебника.

Игры-соревнования — незаменимая работа, потому что видишь работу всего класса и можешь безошибочно определить ученика, который допустил ошибку. Учитель учитывает самостоятельность, оперативность выполнения задания. Учитель оценивает работу и каждой команды, и каждого ученика в отдельности. Первые соревнования проводят на материале одной орфограммы или пунктограммы, а потом можно включить материалы целого раздела.

Игровые формы подбираем по тематическому принципу для каждого раздела: игровые задания, направленные на отработку и закрепление орфоэпических норм; лексико-фразеологические игры; игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм; игры по морфемике и словообразованию. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, русский язык, дидактическая игра, урок, учебная деятельность, учебный материал, главная задача, заочная экскурсия, игровая деятельность, игровая методика.


Задать вопрос