В современных условиях для реализации эффективной инвестиционной деятельности, функционирования инвестиционного рынка необходимо вмешательство государства. Формы, методы и степень вмешательства в инвестиционную деятельность определяется инвестиционной политикой. Определяющее значение имеет инвестиционная политика, реализуемая на уровне регионов, т. к. именно она учитывает различия территориального, производственного, трудового и другого характера. Проявляющиеся негативные тенденции регионального развития и недостатки традиционного подхода к разработке инвестиционной политики в регионе диктуют необходимость поиска новых подходов к ее реализации, отражающих современные тенденции развития рыночной экономики. В вязи с этим особую значимость и актуальность приобретают вопросы развития теоретических основ региональной инвестиционной политики.
Термин «региональная инвестиционная политика» стал употребляться в российской экономической литературе сравнительно недавно — где-то с середины 1990-х годов.
В отечественной и зарубежной экономической литературе нет однозначного подхода к определению дефиниции «региональная инвестиционная политика», что обусловлено изучением ее различных аспектов, зависящих от целей исследования. К тому же авторы акцентируют внимание на традиционном подходе к формированию региональной инвестиционной политики, а более современный кластерный подход остается за рамками исследования. Этим объясняется невозможность сформулировать универсальное определение, которое будет справедливо для каждого конкретного случая.
Обычно под региональной инвестиционной политикой понимается составная часть государственной экономической политики в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения технического уровня.
В. В. Ходус дает следующую трактовку: региональная инвестиционная политика — это составная часть региональной политики, осуществляемая преимущественно федеральными, субфедеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления, а также иными субъектами (инвесторами), направленная на мобилизацию и эффективное использование инвестиционного потенциала территории, на активизацию и стимулирование инвестиционных процессов в регионе с позиции достижения тактических и стратегических целей развития (саморазвития) региона. [1]
Наиболее полное определение, по нашему мнению, дает Е. Н. Новокшонова. Она трактует региональную инвестиционную политику как составную часть региональной экономической политики, включающую целенаправленную и научно обоснованную деятельность региональных органов власти по мобилизации и эффективному развитию инвестиционного потенциала территории, активизации и стимулированию инвестиционных процессов в регионе, обеспечивающую достижение стратегических целей и задач экономического роста региона. [2]
В данном определении отражены три концептуальных подхода:
- региональная инвестиционная политика — это особый вид региональной экономической политики, субъектами которой выступают региональный и местный уровни власти, организации и физические лица, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое назначение, способствующие развитию расширенного воспроизводства;
- региональная инвестиционная политика тесно связана со стратегией развития региона, обслуживает ее, способствует достижению тактических и стратегических целей региональных органов власти по обеспечению экономического роста территории;
- главными целевыми установками региональной инвестиционной политики выступают:
– эффективное обеспечение инвестиционными ресурсами процесса комплексного социально-экономического развития;
– повышение уровня и качества жизни населения;
– способность региона отвечать на вызовы внешней среды, максимально удовлетворять запросы населения региона.
Инвестиционная политика в регионе должна исходить, во-первых, из стратегических целей и задач развития региона, во-вторых, учитывать сложившуюся структуру экономики региона, в-третьих, должна быть направлена на повышение инвестиционной привлекательности. [3]
Содержание инвестиционной политики государства заключается в целенаправленной и обоснованной деятельности государства по активизации инвестиционной деятельности для обеспечения эффективного устойчивого развития на различных уровнях управления (международном, федеральном, региональном, отраслевом). В силу значительного разнообразия и асимметрии стартовых условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в осуществлении инвестиционной деятельности принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. Активизация инвестиционной деятельности в регионе рассматривается в качестве одного из ключевых условий стабильного функционирования региональной экономики.
На мезотерриториальном уровне разрабатывается и реализуется инвестиционной политика регионального уровня, которая представляет собой последовательную смену этапа традиционной стратегии, ориентированной на продолжение предыдущей политики, исходящей из выбранной стратегии развития. Региональная инвестиционная политика направлена не на поддержку слаборазвитых, убыточных производств, а на укрепление конкурентных позиций региона, на избирательную поддержку перспективных направлений и проектов, которые обеспечивают саморазвитие региона.
Для установления взаимосвязи и порядка взаимодействия основных составляющих, которые участвуют в создании и «замене» региональной инвестиционной политики, следует представить конфигурацию ее интегрированной модели формирования (Рисунок 1). [1]
Рис. 1. Обобщенная модель формирования региональной инвестиционной политики
Эффективная инвестиционная политика региона должна формироваться с учетом определенных принципов: комплексность (анализ всех сторон инвестиционной сферы); системность (учет внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование инвестиционных потоков); приоритетность постановки целей и решения задач, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата; оптимальность риска (недопущение превышения пороговых значений индикаторов экономической безопасности).
В качестве основных принципов инвестиционной политики также могут быть представлены принципы, разработанные ЮНКТАД в контексте Рамочных основ инвестиционной политики в целях устойчивого развития (Таблица 1).
Таблица 1
Ключевые принципы инвестиционной политики
Область |
Ключевые принципы |
Инвестиции в целях устойчивого развития |
Главной целью инвестиционной политики является поощрение инвестиций в целях инклюзивного роста и устойчивого развития |
Согласованность политики |
Инвестиционная политика должна основываться на общей стратегии развития страны. Все меры политики, оказывающие влияние на инвестиции, должны быть последовательными и согласованными как на национальном, так и на международном уровнях |
Государственное управление и институты |
Инвестиционная политика должна разрабатываться с участием всех заинтересованных сторон и должна быть вписана в институциональные рамки, основывающиеся на верховенстве права, которое строится на высоких стандартах государственного управления и обеспечивает предсказуемые, эффективные и прозрачные процедуры для инвесторов |
Динамичность в разработке политики |
ИП должна регулярно пересматриваться для обеспечения ее эффективности, актуальности и соответствия меняющимся и динамичным условиям развития |
Обеспечение сбалансированности прав и обязанностей |
В инвестиционной политике должна соблюдаться сбалансированность при установлении прав и обязанностей государств и инвесторов в интересах всеобщего развития |
Право на регулирование |
Каждая страна обладает суверенным правом определять условия выхода на рынок и осуществления инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов с учетом международных обязательств в интересах общества и для минимизации негативных последствий |
Открытость для инвестиций |
В соответствии со стратегией развития каждой страны инвестиционная политика должна обеспечивать открытые, стабильные и предсказуемые условия для осуществления инвестиций |
Защита инвестиций и инвестиционный режим |
ИП должна обеспечивать надлежащую защиту инвесторам, которые обосновались в стране. Режим, действующий в отношении инвесторов, которые обосновались в стране, должен быть недискриминационным |
Поощрение инвестиций и упрощение их процедур |
Политика в области поощрения инвестиций и упрощения их процедур должна согласовываться с целями устойчивого развития и должна быть направлена на минимизацию риска вредоносной конкуренции за инвестиции |
Корпоративное управление и ответственность |
ИП должна способствовать и содействовать принятию и соблюдению передовых международных стандартов корпоративной социальной ответственности и управления |
Международное сотрудничество |
Международное сообщество должно осуществлять сотрудничество в целях решения общих проблем, связанных с осуществлением инвестиций в целях развития, в особенности в наименее развитых странах. Должны также предприниматься коллективные меры во избежание протекционизма в инвестиционной сфере |
При формировании эффективной региональной инвестиционной политики должны быть учтены факторы внешней и внутренней среды региона. Причем выявить и определить влияние всех мобильных факторов невозможно. Поэтому для выстраивания иерархии факторов выделены детерминанты, на основе которых формируются инвестиционные преимущества территории. К экзогенным факторам можно отнести — конъюнктуру цен на мировом рынке энергоносителей, наличие федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам социально-экономического развития страны и регионов, к эндогенным — законодательное обеспечение, подход к формированию, наличие инвестиционной инфраструктуры, наличие инвестиционных ресурсов, информационное обеспечение.
Региональная инвестиционная политика может быть представлена как комплексная система целей, организационных, экономических и нормативно-правовых мероприятий, которые направлены на активизацию инвестиционной деятельности в регионе. [4] В целях реализации стратегии изменения структуры экономики необходима разработка активной инвестиционной политики. При этом основной проблемой инвестиционной политики региона является определение приоритетов экономического развития и способов инвестиционной поддержки их реализации. При этом важнейшей задачей региональных органов власти является совершенствование инвестиционной политики, выработка приоритетов и механизмов ее реализации с ориентацией на цели устойчивого развития территорий.
Литература:
- Ходус, В. В. Формирование и механизм реализации региональной инвестиционной политики промышленно-аграрного региона (на примере Омской области): диссертация … кандидатаэкономических наук: 08.00.05 / В. В. Ходус. — Екатеринбург, 2011. — 220 с.
- Новокшонова, Е. Н. Оценка эффективности региональной инвестиционной политики / Е. Н. Новокшонова // Региональная экономика: теория и практика, 2014. — № 11 (338). — С. 49–60. — Библиогр.: с. 60 (5 назв.).
- Мякшин, В. Н. Региональная инвестиционная политика как основа государственного управления структурными преобразованиями / В. Н. Мякшин // Региональная экономика: теория и практика, 2014. — № 10 (337). — С. 16–26. — Библиогр.: с. 25 (5 назв.), с. 26 (5 назв., англ. яз.).
- Качеров, С. А. Формирование механизма управления инвестиционной политикой региона: на примере промышленности Красноярского края: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / С. А. Качеров. — Красноярск, 1997. — 214 с.