Преимущества щебеночно-мастичных асфальтобетонов, выявляемые при расчетах на сопротивление сдвигу иусталостному растяжению при изгибе
Жазыбаев Куанышбек Мухаметович, студент
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
В статье приведены сведения о современных методах расчета асфальтобетонных дорожных покрытий, на основе которых показаны преимущества щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Ключевые слова: щебеночно-мастичный асфальтобетон, дорожное покрытие, сдвиг, растяжение при изгибе
Дорожные одежды нежесткого типа, независимо от типа асфальтобетона, используемого в покрытии, рассчитывают по критериям прочности [1]. Такие расчеты объясняют преимущества щебеночно-мастичных асфальтобетонов, проявляемые при упругом прогибе дорожной одежды и растяжении от изгиба. Это несложно продемонстрировать выражениями для расчета срока службы покрытия и дорожной одежды, полученными из критериев прочности [1]. Для вывода этих формул рассмотрим критерии прочности [1].
Расчет асфальтобетонного покрытия на сопротивление усталостному разрушению от растяжения при изгибе выполняется проверкой условия [1]:
; (1)
где r –растягивающее напряжение, МПа; RN и R0 — соответственно прочность материала на растяжение при изгибе после приложения N-го числа нагрузки и при ее однократном воздействии, МПа; Кпр — требуемый коэффициент прочности; k1 — коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений; k2 — тоже, но от воздействия погодно-климатических факторов; R — коэффициент вариации прочности; t — коэффициент нормированного отклонения.
Коэффициент усталости k1 является функцией суммарного числа расчетных нагрузок Nр и параметров материала а и т. Расчет коэффициента выполняют по формуле:
; ,(2)
где Т — расчетный срок службы, годы; fпол — коэффициент, учитывающий распределение движения по полосам проезжей части; Nрк — приведенная интенсивность на последний год срока службы, авт./сут; q — показатель изменения интенсивности движения по годам; kn — коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого; Трдг – число расчетных дней в году, соответствующих определенному состоянию деформируемости конструкции.
Срок службы покрытия по критерию (1) рассчитывают при помощи решения (1) относительно Nр, а затем, принимая, что Nр определяется по (2), эту зависимость решают относительно T. Выполнив такое решение и приведя полученное выражение к логарифму по основанию 10, получим [2–4]:
(3)
Из формулы (3) следует, что при прочих равных условиях срок службы тем выше, чем больше R0 и меньше r, что и обуславливает более высокий срок службы ЩМА по сравнению с другими видами асфальтобетона. Кроме того, для ЩМА разработано большое количество стабилизирующих добавок, служащих для повышения или уменьшения пластичности и ее диаметрально противоположной характеристике хрупкости [5]. Часть таких добавок можно использовать для повышения прочности ЩМА, а значит и срока службы.
Автор отметит, что критерий (1) является первой теорией прочности, или как говорят Галилеевой теории, предложенной в 17 в., и конечно, же являющейся неверной. Более рационально для расчета покрытия по критерию сопротивления растяжению от изгиба применять один из модифицированных критериев прочности, например, модифицированные критерии О. Мора [6, 7] или Писаренко–Лебедева [8, 9], в которых учитываются меры теории накапливания повреждений сплошность Л. М. Качанова или поврежденность Ю. Н. Работнова. Эти меры являются функцией числа расчетных нагрузок, вследствие чего подобны коэффициенту k1, используемому в выражениях (1) и (3), но определяемые по методам, опубликованным в статьях [10–12]. Из функциональной зависимости эквивалентного напряжения от поврежденности, являющейся функцией числа нагрузок, и параметров материала, можно получить формулу для расчета предельного числа нагрузок. Это предельное число можно подставить в формулу (2) и решить, полученное уравнение относительно срока службы. По сравнению с выражением (3), полученная формула позволит рассчитывать срок службы точнее, но в этой модифицированной формуле сохранится принцип, согласно которому срок службы ЩМА выше, чем других асфальтобетонов.
Для сопоставления сроков службы по критериям колее образования и сопротивления сдвигу ЩМА с другими асфальтобетонами необходимо задействовать научные публикации. Например, в работе [13] показано, что критерий расчета дорожной одежды по ровности можно представить разностью остаточных деформаций, накапливаемых в расчетной точке и в точке, в которой эта деформация имеет минимальное значение. Тогда критерий расчета принимает вид [13]:
(4)
Считается, что пластическое деформирование дискретных материалов, обуславливается сдвигом, который происходит под действием сжимающих напряжений. Аналогичные суждения высказываются об условиях работы асфальтобетонных покрытий большой толщины при высоких летних температурах воздуха [14]. Тогда пластическое смещение материала слоя можно вычислить интегрированием выражения для пластической деформации по толщине этого слоя, а для полупространства по его глубине. Интегральное уравнение имеет вид [15]:
(5)
где i и n — номер и количество слоев дорожной конструкции, включая земляное полотно; zн — ордината точки, ограничивающей зону распространения пластических деформаций в сечении по оси симметрии нагрузки; — пластическая деформация, являющаяся функцией рядя параметров материала; 1(z), 2(z), 3(z) — главные напряжения, являющиеся функцией глубины z, Па; a(z), b(z), c(z)…m(z) — параметры материалы, представляющие собой функцию глубины и показателей физических свойств (плотность, влажности, температура, пористость и т. п.); N — Количество приложенных нагрузок; t — время воздействия одной нагрузки, с.
Функциональные зависимости для расчета пластических деформаций дискретных материалов, которые в зависимости (5) являются подынтегральной функцией приведены в работах [16–21]. Аналогичные функции для асфальтобетонов получены в работах [22, 23]. Эти зависимости приведены в табл. 1.
Таблица 1
Функциональные зависимости деформации от числа нагрузок
Математическая модель деформирования |
Параметры модели |
|
1, 1 и 3 — главные напряжения в наиболее опасной точке земляного полотна, Па; ЕПн — нелинейный модуль пластичности к1 и к2 – коэффициенты, учитывающие уровень напряженного состояния. |
Для расчета покрытия из ЩМА по сопротивлению сдвигу можно применить условия пластичности, разработанные для грунтов, например критерий Г. К. Арнольда, применяемый Г. В. Долгих для расчета безопасных давлений [24–26] или один из эмпирических критериев [27–31]. Кроме того, можно использовать трехпараметрические критерии Кулона–Мора [32–36], которые прошли апробацию в расчетах асфальтобетонов по сдвигу [8–12], Уравнения предельного состояния по этим критериям даны в табл. 2.
Таблица 2
Уравнения предельного состояния критериев сопротивления сдвигу
Наименование критерия |
Уравнение предельного состояния |
Эмпирический критерий Г. К. Арнольда [24–26] |
, где с и — сцепление и угол внутреннего трения. |
Трехпараметрические критерии Кулона–Мора [8, 12, 32–36] |
,. |
Выполнив расчеты пластических деформаций и по критерию сопротивления сдвигу несложно убедиться, что срок службы покрытия из ЩМА на 12–27 % выше, чем из других асфальтобетонов. При этом меньшее значение 17 % соответствует ЩМА без стабилизирующих добавок, а более высокие — ЩМА с различными добавками, которые принимались в расчете по рекомендациям [5].
Литература:
1. ОДН 218.046–01. Проектирование нежестких дорожных одежд. – М.: ГСДХ Минтранса России, 2001. — 146 с.
2. Сартаков А. А. Расчет срока службы асфальтогранулобетонных оснований дорожных одежд, восстановленных методом холодного ресайклинга // Высшая школа. — 2016. — № 9. — С. 124–126.
3. Рябков Ю. В. Расчет межремонтных сроков возобновления дорожных одежд методом холодного ресайклинга // Вестник магистратуры. — 2016. — № 5–2 (56). — С. 34–36.
4. Александров А. С. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Том Часть 1. Состояние вопроса. — Омск: СибАДИ, 2015. — 292 с.
5. Костин В. И. Щебеночно-мастичный асфальтобетон для дорожных покрытий. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. — 65 с.
6. Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Учет поврежденности структуры асфальтобетона в критериях прочности и условиях пластичности // В сборнике: Политранспортные системы материалы VIII Международной научно-технической конференции в рамках года науки Россия — ЕС. Новосибирск: СГУПС, 2015. — С. 219–225.
7. Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Модификация критериев прочности и условий пластичности при расчетах дорожных одежд // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2015. № 1 (41). — С. 47–54.
8. Чусов В. В. Модифицированные критерии Писаренко-Лебедева и Кулона-Мора, учитывающие меры теории накапливания повреждений // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 338–341.
9. Чусов В. В. Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальтобетона для расчета дорожных покрытий по сопротивлению сдвигу // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 221–227.
10. Aleksandrova N. P. Chysow V. V. The usage of integral equations hereditary theories for calculating changes measures in the theory of damage when exposed to repeated loads // Magazine of Civil Engineering, 2016, No.2. Article in Press.
11. Чусов В. В., Александрова Н. П. Два способа расчета мер теории накапливания // В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материала II международной научно-практической конференции — Омск, СибАДИ, 2016 — С. 271–275.
12. Чусов В. В. Прогнозирование изменения мер теории накапливания повреждений при циклической нагрузке // В сборнике: Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 27 апреля 2016 г. — Вологда: ООО «Маркер», 2016. — С. 53–54.
13. Герцог В. Н., Долгих Г. В., Кузин В. Н. Расчет дорожных одежд по критериям ровности. Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий // Инженерно-строительный журнал. — 2015. — № 5 (57) — С. 45–57.
14. Чусов В. В. Применение мер теории накапливания повреждений для модификации условия пластичности кулона — мора при расчете асфальтобетонных покрытий // В сборнике: Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 27 апреля 2016 г. — Вологда: ООО «Маркер», 2016. — С. 50–52.
15. Александров А. С. Обобщающая модель пластического деформирования дискретных материалов дорожных конструкций при воздействии циклических нагрузок // Строительные материалы. 2016. № 5. С. 27–30.
16. Стригун Т. В., Александрова Н. П. Моделирование пластических деформаций дискретных материалов в слоях дорожных конструкций// В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материала II международной научно-практической конференции — Омск, СибАДИ, 2016. — С. 229–233.
17. Александров А. С. Применение теории наследственной ползучести к расчету деформаций при воздействии повторных нагрузок: монография. — Омск: СибАДИ, 2014. — 152 с.
18. Александров А. С., Киселева Н. Ю. Пластическое деформирование гнейс- и диабаз материалов при воздействии повторяющихся нагрузок // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2012. — № 6. — С. 49–59.
19. Семенова Т. В., Гордеева С. А., Герцог В. Н. Определение пластических деформаций материалов, используемых в дорожных конструкциях // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 4 (37). — С. 247–254.
20. Семенова Т. В., Герцог В. Н. Пластическое деформирование материалов с дискретной структурой в условиях трехосного сжатия при воздействии циклических нагрузок // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2013. — № 1 (29). — С. 68–73.
21. Александров А. С. Пластическое деформирование гранодиоритового щебня и песчано-гравийной смеси при воздействии трехосной циклической нагрузки // Инженерно-строительный журнал. — 2013. — № 4 (39) — С. 22–34.
22. Кузин Н. В. Расчет пластических смещений асфальтобетонных порожных покрытий // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 253–255.
23. Кузин Н. В. Исследование пластичности дорожных асфальтобетонов // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 255–257.
24. Долгих Г. В. Расчет грунтов земляного полотна по критерию безопасных давлений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2013. — № 6 (34). — С. 43–49.
25. Долгих Г. В. Применение критерия безопасных давлений для расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу в грунте земляного полотна // // В сборнике: Политранспортные системы материалы VIII Международной научно-технической конференции в рамках года науки Россия — ЕС. Новосибирск: СГУПС, 2015. — С. 176–182.
26. Александров А. С., Долгих Г. В., Калинин А. Л. О допускаемых давлениях на грунты земляного полотна и слои дорожной одежды // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2012. № 2. — С. 10–13.
27. Чусов В. В. Перспективы применения эмпирических условий пластичности грунтов и определение их параметров при трехосных испытаниях грунтов Вестник ВолГАСУ. — 2015. № 42 (61). — С. 49–57.
28. Александров А. С., Долгих Г. В. Калинин А. Л. Модификация критериев прочности сплошной среды для расчета грунтов земляного полотна по сопротивлению сдвигу // В сборнике: Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». — Омск: СибАДИ, 2013. — С. 228–235.
29. Александров А. С., Долгих Г. В., Калинин А. Л. Применение критерия Друкера — Прагера для модификации условий пластичности // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2013. № 2. — С. 26–29.
30. Калинин А. Л. Совершенствование расчета касательных напряжений в дорожных конструкциях. Часть 1. Модификация критерия Писаренко-Лебедева и его применение при расчете касательных напряжений // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 108–114.
31. Калинин А. Л. Применение модифицированных условий пластичности для расчета безопасных давлений на грунты земляного полотна. // Инженерно-строительный журнал — 2013. № 4 (39). — С. 35–45.
32. Александров А. С. Трехпараметрическое условие пластичности Кулона–Мора. Часть 1. Вывод критерия. // В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материала II международной научно-практической конференции — Омск, СибАДИ, 2016. — С. 50–54.
33. Александров А. С. Трехпараметрическое условие пластичности Кулона–Мора. Часть 2. Круги предельных напряжений. // В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материала II международной научно-практической конференции — Омск, СибАДИ, 2016. — С. 54–59.
34. Александров А. С. Трехпараметрическое условие пластичности Кулона–Мора. Часть 3. Определение параметров материала. // В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материала II международной научно-практической конференции — Омск, СибАДИ, 2016. — С. 59–64.
35. Калинин А. Л. Способ модификации условий пластичности // В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материала II международной научно-практической конференции — Омск, СибАДИ, 2016. — С. 59–150.
36. Александров А. С., Калинин А. Л. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 1. Учет деформаций в условии пластичности Кулона — Мора // Инженерно-строительный журнал. — 2015. № 7 (59). — С. 4–17.