В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. [2,c.3]
Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже утверждал, что стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека. Если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям.
Однако, и общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша. Это многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «не делай», невнимание к детским вопросам и твердое убеждение в том, что то-то и то-то ребенку знать еще рано… [3, c.5].
В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за синицей на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым. В итоге учебная деятельность предельно автономизируется от познавательной и становится скучной. Полностью стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности [4, c.8].
Но стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В 21 веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, − это необходимо каждому человеку.
Дидактические основы современного исследовательского обучения.
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Основной целью своего исследования считаю: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. [6, c.7] В современных технологиях Н. А. Рыжовой, А. И. Савенкова, А. И. Ивановой данная деятельность организуется в старшем дошкольном возрасте в виде экспериментирования или вербального исследования.
Структура исследовательской деятельности
В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:
– развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
– освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
– освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
– развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
– расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений) [5, c.17].
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
Типы исследований:
- Опыты(экспериментирование) с предметами и их свойствами,
- Коллекционирование(классификационная работа)
- Путешествие по карте(пространственные отношения)
- Путешествие по «реке времени» (временные отношения).
Развитие познавательной активности в образовательном процессе ДОУ в свете требований ФГОС ДО.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них − познавательно-исследовательская деятельность − исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников.
Содержание опытно — экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
- Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).
- Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
- Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
- Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Факторы, развивающие исследовательское поведение: игры-исследования, игрушки, изобразительная деятельность, конструирование, общение, изучение природы.
Неслучайно считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. [7, c. 8].
Для достижения этих целей мною разработана дополнительная образовательная программа «Эврика» для детей старшего дошкольного возраста, которая составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области. Программа рассчитана на два года реализации. (37 периодов непосредственно образовательной деятельности в год (1 раз в неделю), длительность одного периода для детей 5–6 лет — 25 минут, для детей 6- 7 лет — 30 минут).
Новизна программы заключается в:
– поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
– создании специально организованной предметно-развивающей среды;
– выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок — взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Основные направления работы и способы их реализации
№ |
Основные направления работы |
Способы их реализации |
11. |
Создание предметно-развивающей среды |
Создание зон экспериментирования, опытно- поисковой работы. Создание библиотеки познавательной литературы для детей и взрослых. |
22. |
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности |
Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности. |
33. |
Взаимодействие с семьей |
Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм. |
44. |
Оценка уровня усвоения навыков экспериментальной деятельности |
Разработка критериев отслеживания работы по формированию навыков экспериментальной деятельности. |
Анализ психолого-педагогической литературы позволяют определить основные этапы работы.
Первый этап.
Решаются следующие задачи:
– дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения;
– включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы;
– педагог пробуждает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
Наблюдение — один из главных методов научного познания, мы начали эту работу с организации восприятия. Задача педагога заключается в том, чтобы развивать органы чувств детей, расширять круг чувственных представлений, воспитывать произвольное внимание и все виды памяти. Сформированность наблюдательности как свойства личности — показатель умственного и творческого развития ребенка.
Второй этап.
Педагог приобщает детей к исследовательской деятельности: формирует исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. В процессе этой работы дети знакомятся с дальнейшими этапами исследования. Свою задачу мы видим в создании таких условий для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера. С чего мы начинаем? Организуем серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет. Понятно, сколь высока эффективность подобной работы, ведь игра — ведущая деятельность детей этого возраста. Более сложна для детей работа с «закрытыми» и «открытыми» вопросами — ее мы применяем, изучая познавательные и художественные тексты.
Одна из главных ситуаций, в которую надо ставить ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера, — проблемная. Опыт свидетельствует: наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность. Поэтому педагог и говорит: для ответа на эти вопросы необходимо найти в научной литературе дополнительные сведения о том, как питаются эти животные. Вместе с родителями дети собирают сведения по вопросу.
Третий этап.
Его цель — организация собственной деятельности детей в процессе обучения конструированию. Основная задача — увеличить долю самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем, поставленных как педагогом, так и самими детьми. Наша задача — помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. Но без помощи родителей не обойтись. Главными задачами во взаимодействии с родителями являются:
- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательских умений родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит и от родителей и от педагогов.
В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности:
- Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).
- Повышение уровня познавательных способностей детей.
- Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
Я могу сделать вывод, что достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей. Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Литература:
- Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2004.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. − Волгоград: Перемена, 1995.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания— Ярославль: Академия развития, 2002.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. − № 1