В статье представлен опыт работы в организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в образовательном пространстве группы.
Что я слышу — забываю,
Что я вижу — помню,
Что я делаю — понимаю.
Конфуций
Ребёнок познаёт мир в процессе своей деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Дошкольники — прирожденные исследователи, это подтверждается их любознательностью, постоянным стремлением к эксперименту, желанием самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. В экспериментально — исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?), практиковаться в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять.
В работах А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Л. А. Венгера и др. детское экспериментирование занимает ведущую роль в период дошкольного детства. Выделяется особенность этого вида познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Н. Н. Поддъяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к психическим нарушениям, которые негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способность обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Задачи по экспериментально-исследовательской деятельности являются актуальными, так как направлены на:
– формирование у детей мышления, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
– расширение поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
– поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Обучение детей экспериментально-исследовательской деятельности необходимо начинать с преобразования предметно-развивающей среды. Оптимальная предметно-развивающая среда создаёт ребенку свободу выбора и обеспечивает успех в организации поставленной цели. Предметно-пространственная среда нашей группы создана в виде модели, включающей «Огород на окне» (для долгосрочных наблюдений за растениями); «Уголок природы», в котором представлены различные виды растений; «Научную лабораторию», оснащённую специальным оборудованием и разнообразными материалами (магниты, колбы, пробирки, микроскопы, лупы, ёмкости для исследования). Цель создания данной модели заключается в развитии способности ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях», как средством познания окружающего мира как в организованной образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Группа укомплектована разнообразным дидактическим материалом: дидактическими и настольно-печатными играми («В космических просторах», «Мои друзья», «Почемучка», «Волшебный песок», «Приключения капельки», «Встреча Ледовичка и Снеговичка», «Как сделать компас?», «Мир камней», «Знакомимся с магнитами», «Воздух невидимка», «Мир растений и животных» и др.); предметными и сюжетными картинками; схемами для проведения экспериментальной деятельности («Как проводить опыты?», «Как вести себя в мини-лаборатории», «Движение воздуха, воды», «Свет в природе», «Свойства почвы», «Состояния и превращения веществ», «Условия жизни растений»); макетами («Вулкан», «Пустыня», «Бескрайний север», «Что в морской глубине»); тематическими коллекциями («Такие разные семена», «Мир камней»); детскими энциклопедиями, картами и атласами Земли, глобусом. Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, появилась необходимость в изготовлении дидактических игрушек: «Почемучки», «Зайка-любознайка», «Капитошка», «Лесовичок», которые делают первые открытия вместе с детьми.
Содержание данной деятельности с дошкольниками реализуется в разнообразных формах работы: организованной образовательной деятельности осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.
Опыт работы показывает, что экспериментирование доступно детям уже раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют воду и песок, превращают снег в воду, а воду в цветные льдинки, пускают мыльные пузыри, играют с ветерком и др. В среднем возрасте опыты усложняются, дети способны искать ответы на разные вопросы: «Где живёт воздух?», «Как растут растения?», «Почему всё звучит?», и др. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг проведения экспериментов: дети знакомятся с электричеством, определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как устроен вулкан и др.
Организуя с детьми экспериментальную деятельность, необходимо придерживаться следующих правил:
- Экспериментальную деятельность проводить с детьми неоднократно, с целью обучения самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.
- Совершенствовать умение анализировать свойства, признаки предметов, материалов; самостоятельно (на основе схем) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменении свойств);
- Развивать умение анализировать объект.
Планирование экспериментально-исследовательской деятельности помогает планомерно осуществлять данный вид деятельности. С учётом возрастных особенностей детей для каждой возрастной группы разработан перспективный план, в содержание которого включены различные объекты для экспериментирования: («Какая бывает вода», «Как расселяются деревья», «Сколько лет дереву», «Как обнаружить воздух», «Танец горошин», «Необычные кораблики», «Солнечные зайчики», «Где живёт электричество», «Удивительный песок», «Извержение вулкана», «Испарение», «Как работает термометр» и др.). Данные опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с различными явлениями.
В экспериментально-исследовательской деятельности с детьми использую разнообразные методы:
– вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
– схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
– вопросы, помогающие прояснить и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
– метод, стимулирующий детей к коммуникации (спроси друга, что он думает по этому поводу?);
– метод «первой пробы», применение результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Прежде чем приступить к проведению экспериментов, вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности:
– выбираем объект исследования;
– подбираем оборудование;
– уточняем, каким будет эксперимент: кратковременный или долговременный;
– определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат);
– закрепляем последовательность действий;
– вспоминаем правила безопасности;
– проводим эксперимент;
– фиксируем результаты на карточках или в альбоме;
– анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент опыта был самым интересным, в чем испытывали затруднения).
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогами. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, сплачивает семью, позволяет вовлечь родителей в единое с дошкольным учреждением образовательное пространство. Мной были разработаны консультации и памятки для родителей «Как помочь маленькому исследователю», «Удивительное — рядом», картотека элементарных опытов и экспериментов «Большие опыты, для маленьких детей», которые можно провести с ребёнком дома.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения экспериментально-исследовательской деятельности. Несомненно, положительными моментами использования экспериментальной деятельности стало то, что в процессе работы у детей появилось умение задавать вопросы, давать определения различным понятиям, действовать самостоятельно. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» мы способствуем развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Литература:
- Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический вестник 1997. № 1
- Рыжова Н. А. Волшебница — вода. М. 1997 г.
- Рыжова Н. А. Невидимка воздух. М. 1997 г.
- Плешаков А. Л. Мир вокруг нас. М. 2000 г.
- Дыбина О. В., Расхманова И. П. Неизведанное рядом. М. 2001 г.
- Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. М. 1999 г.
- Тугушева Г. П., Частикова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб, 2008 г.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. И. Детское экспериментирование. М. 2003 г.