В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического развития.
Ключевые слова: творческие способности, дети с задержкой психического развития, нетрадиционные техники, аппликация
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок
В. А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие и совершенствование личности ребёнка, которое невозможно без реализации в работе педагога дошкольной образовательной организации эффективных этических и творческих средств обучения и воспитания.
Одним из основных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства — сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.
В соответствии с ФГОС ДО обучение дошкольников осуществляется по пяти образовательным областям.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие», предполагает формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Педагогом дошкольной образовательной организации компенсирующего вида решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует у детей с задержкой психического развития сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции, умение выражать в художественных образах свои творческие способности.
Основная цель педагога — обучение созданию творческих работ.
Дошкольный возраст является актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Творческая деятельность в период дошкольного детства наиболее предпочтительная форма самореализации, имеющая огромное значение в умственном, графомоторном, эмоционально-этическом, волевом развитии дошкольников (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.). Дошкольникам свойственна любознательность, исследовательское поведение, стремление к экспериментированию и самостоятельности.
Среди общего числа дошкольников выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с ограниченными возможностями здоровья.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к одной из основных категорий детей с ОВЗ относятся дошкольники с задержкой психического развития. Аномалии в их развитии касаются различных сторон психофизического развития ребёнка: его зрительного восприятия, слуховой и речевой, интеллектуальной и двигательной систем, эмоционально-волевой сферы.
Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания.
Следовательно, творческие способности у дошкольников с ЗПР формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена: с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны — оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, проблема развития творческих способностей у таких детей весьма актуальна.
Учитывая, что в работе с детьми с ЗПР, важная роль принадлежит продуктивным видам творческой деятельности, приоритетным направлением работы педагога стало развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации.
Современная система дошкольного образования позволяет использовать на занятиях по аппликации с детьми с ЗПР разнообразный нетрадиционный материал — спички, вату, листья, семена, ткань, вырезки из журналов, макаронные изделия, песок, различные виды круп, пуговицы, бусы, стразы, бисер, пряжу, ткань, пенопласт и др. и техники: коллаж, торцевание, мозаика, обрывная аппликация, аппликация из крупы, природного и бросового материала, салфеток и др.
В группе дошкольной образовательной организации педагогом создан уголок творчества, где дети могут изготавливать поделки из бумаги и нетрадиционных материалов: ваты, ткани и шерстяных ниток, ракушек и желудей, листьев деревьев, макаронных изделий и различных круп. Так же созданы условия для творческого экспериментирования с разнообразными материалами, инструментами и способами работы. Свободный доступ материала способствует развитию творческих способностей детей с ЗПР.
Итогом творческой деятельности являются выставки работ детей и выставка работ одного ребенка (индивидуальная), что повышает самооценку и гордость за достижения ребенка; коллективная выставка работ помогает эстетично оформить группу в соответствии с лексической тематикой недели.
Непосредственно образовательная работа педагога с детьми с ЗПР базируется на гуманистических принципах и проходит в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, с учетом принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов до творческой самореализации. Педагогические приемы не принуждают детей к деятельности напрямую, а способствуют появлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.
При построении непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности учитываются методические особенности:
– Применение пальчиковых игр и массажа с природным или бросовым материалом;
– преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;
– обязательное использование музыкального фона;
– постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);
– включение в занятия дыхательных, ритмических и релаксационных упражнений, использование физкультурных минуток;
– использование технологических карт и моделей.
Использование нетрадиционных техник и материалов в аппликации способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, о материалах и их свойствах, о способах действия с ними.
Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо превратить обучение навыкам творческой деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка с ЗПР. Грамотно организованная образовательная деятельность детей положительно влияет на развитие наблюдательности, воображения, зрительной памяти, фантазии, а также на формирование и уточнение многих представлений, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе обучения и воспитания и позволяющие детям полноценно познавать окружающий мир.
В практике опытно-экспериментальной работы ощущается дефицит диагностических методик, адекватно отражающих возрастные особенности дошкольников с ЗПР, содержание их художественно-эстетической деятельности и позволяющих комплексно оценить уровень творческого развития детей. Предметом научных исследований в области эстетического развития личности детей становились как специальные художественные способности: музыкальные (Л. Л. Бочкарёв, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, и др.), литературные (Е. А. Корсунский, В. П. Ягункова и др.), в изобразительной деятельности (Е. И. Игнатьев, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. В. Кузин, А. А. Медик-Пашаев и др.), так и общие (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.).
Вместе с тем, практика показывает, что художественный опыт ребенка дошкольного возраста более синкретичен. Биографические материалы, научная литература, современная педагогическая практика свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка не являются суммой специальных и общих способностей, а представляют собой комплекс индивидуальных комбинаций личностных свойств. Полноценное художественно-эстетическое развитие — это, прежде всего, полихудожественное развитие личности. Оно может осуществляться, по мнению ученых, только на основе гармоничного сочетания специальных и общих компонентов художественных и творческих способностей, личностных качеств.
Исходя из этого, можно выделить объекты диагностики в сфере эстетического воспитания и художественного образования ребенка:
– мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности, вкусы);
– общие или универсальные художественные способности (уровень развития творческого воображения и мышления, ассоциативности восприятия);
– креативное свойство личности (способность к эмпатии, целеустремленность, чувство красоты, коммуникативность и др.);
– специальные художественные способности.
Определение объекта диагностики позволяет ответить на вопросы: «Что развивать у детей? Что диагностировать?». Определение методов диагностики позволяет ответить на вопрос: каким образом и с помощью каких средств изучать творческие возможности ребенка? С помощью средств диагностики проверяется результативность педагогических воздействий, устанавливается обратная связь, отслеживаются динамика и процесс развития творческих способностей ребенка, осуществляется эффективная коррекция методов, форм, средств педагогической деятельности. Многие диагностические методы могут использоваться в педагогическом процессе в качестве развивающих технологий, средств активизации, познавательной мотивации и творческих способностей.
При изучении творческих способностей в программу диагностики (мониторинга) следует включать комплекс творческих диагностических заданий, позволяющий на специально организованных занятиях специально разносторонне исследовать уровень проявления компонентов творчества, характерных для разных видов художественной деятельности. Диагностические задания позволяют определить уровень развития мелкой моторики кистей рук, ориентацию в пространстве, сюжетную линию и включают в себя творческие задания: «завершение сказок», «натюрморт», «мы придумали коллаж», «неоконченная картина», «цветные сказки» и др.
Как считала НА. Ветлугина, к общим показателям сформированности творческих способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности можно отнести законченность образа.
Проведение систематичной и целенаправленной работы по данной теме позволило получить хорошие результаты:
– процесс аппликации вызывал у детей положительные эмоции и удовлетворение от работы с разным материалом;
– у детей сформировался навык наблюдения, совершенствовались приёмы создания аппликационных сюжетов, сформировались более четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира;
– у детей хорошо сформировался навык работы в коллективе, а также умение согласовывать свои действия с товарищем, что содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.
Внедрение нетрадиционных техник и материалов в аппликации, современных форм работы с семьями воспитанников, преобразование предметно-развивающей пространственной среды обеспечило положительную динамику качественных показателей достижений детей в художественном творчестве.
Повысился уровень познавательной активности к окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при выполнении работы, дети стали применять разнообразные способы использования бумаги и других нетрадиционных материалов, увереннее пользоваться ножницами, аккуратно наклеивать детали, научились взаимодействовать друг с другом, участвуя в общей работе.
Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей: работы стали значительнее интереснее, содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям аппликацией выше, дети стали более уверенными в себе и принимали участие в городских, областных и всероссийских конкурсах декоративно-прикладного искусства «Мир глазами ребёнка», «Русь православная», «Праздник Новый год!», «А сирень цветёт и нежно пахнет!», «Космическая одиссея», «Праздник со слезами на глазах».
Также можно отметить повышение профессиональной компетентности педагога по применению нетрадиционных техник и материалов в аппликации.
Опыт профессиональной деятельности педагога представлен:
– социальная сеть работников образования: консультация для родителей «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук»;
– социальная сеть работников образования: конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации (старшая группа ЗПР) «Весну встречаем, зиму провожаем»;
– информационно-образовательный ресурс «Твори! Участвуй! Побеждай!»: авторский материал «Ёлочная игрушка Ангелина-балерина»;
– центр педагогического мастерства «Новые идеи»: конспект непосредственно-образовательной деятельности «Полевые цветы»
Литература:
- Борзова В. А., Борзое А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994 г.
- Ильина М. В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2004г.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ под редакцией Б. П. Пузанова/, М.: Издательский центр, «Академия», 1998 г.
- Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5— 9 лет. Ярославль, 2002 г.
- Ульянкова Ч. В. «Дети с задержкой психического развития», Нижний Новгород, 1994г.