Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образовательного процесса в ДОУ.
Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ — одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
Следует понимать, что информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение Под ИКТ подразумевается использование интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Существуют различные мнения об использовании компьютера и применении компьютерных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования: Алиева Т. И., Белая К. Ю., Веракса Н. Е., Волосовец Т. В., Дорофеева Э. М., Духанина Л. Н., Комарова Т. С., Комарова И. И. высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей: Е. Н. Иванова, С. Пейперт, Н. П. Чудова. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. С. Новоселовой, Л. А. Парамоновой, Л. Д. Чайновой.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Чем глубже ребёнок познаёт окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Информационно-коммуникативные технологии дают нам новые возможности. Наших воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности. Использование информационно-коммуникативных технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную работу, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.
Одна из форм организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе — проведение организованной образовательной деятельности с использованием презентаций. Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, поманипулировать или оценить действие объекта. Презентация, созданная при помощи программы MicrosoftPowerPoint — удобный и эффективный способ интересно преподнести всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, а вы только листаете слайды. Предлагаемая в игровой форме на экране компьютера информация вызывает у детей огромный интерес к деятельности. Мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей на занятии. Использование презентаций, дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия — принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. В мультимедийной копилке нашей группы собрано большое количество презентаций, которые можно классифицировать по темам: «Игровая математика», «В гости к сказке», «Правила дорожного движения», «Уроки Неболейки», «Культура поведения», «На ферме», «В лесу», «Овощи и фрукты» и другие.
Использование на занятиях приставки mimio, превращает обыкновенную белую маркерную доску в интерактивную. Данная приставка, прикрепляемая к магнитной доске, позволяет управлять изображением на доске напрямую, без ноутбука. При этом функцию компьютерной «мыши» в приставке выполняет специальный электронный маркер — стилус. А специальное программное обеспечение — MimioStudio — позволяет создавать игры, в которых дети смогут стилусом перемещать на доске различные изображения, рисовать линии, фигуры, раскрашивать объекты и многое, многое другое. В галерее MimioStudio находятся готовые к использованию фоны, фотографии, аудиофайлы и файлы флэш-анимации. Кроме того, программное обеспечение MimioStudio предоставляет полную совместимость практически со всеми популярными приложениями, включая MicrosoftPowerPoint и Word. Интерактивная доска позволяет сделать занятие красочнее, информативнее и увлекательнее, ускорить темп занятия и вовлечь в него всех детей группы, помогает им преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает в процесс усвоения знаний.
Мы самостоятельно создали и активно применяем в работе коллекцию Mimio-игр, которые можно использовать для формирования у детей математических представлений, ознакомления с окружающим, развития речи, рисования: «Найди четвертый лишний», «Мамы и малышки», «Что сначала? Что потом?», «Матрёшки», «Три медведя», «Помоги предметам вернуться домой», «Цветные домики» и др. Дети с увлечением выполняют предложенные игровые задания. Стоит отметить, что Mimio-игра является частью занятия, непродолжительна по времени и органично сочетается с другими видами деятельности.
При использовании развивающих и обучающих компьютерных игр достигаются следующие результаты:
– дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
– тренируются внимание и память (зрительная, слуховая, образная, ассоциативная);
– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз и рук;
– воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
– развивается воображение и творческие способности.
Имея большую картотеку игр, нам очень легко осуществлять дифференцированный подход к детям, как на занятиях, так и при индивидуальной работе с ними. Каждый ребенок может выполнять предлагаемые задания в своем темпе. Ведь компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока дошкольник сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Литература:
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М., 1994
- Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№ 3.-С.9–11.
- Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№ 6.-С.8–10
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003
- Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. — М., 2004 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. — Барнаул: БГПУ, 2006
- Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. — 2006. — № 2. — с. 37–39
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
- Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития /Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№ 7.-С.54–57.