Опираясь на изученные работы, в статье сформулировано рабочее определение толерантности детей старшего дошкольного возраста, рассматриваемое как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности; способность к восприятию многообразия мира.
Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Обобщение различных исследований, посвященных проблеме толерантности, показывает, что понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, типа культуры и традиции того или иного народа.
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам — понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.
В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции [1. c.12–16].
В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.
На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность — игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Желательно проигрывать некоторые ситуации вместе с детьми с последующим разбором того, кто поступил правильно, а кто нет, или как можно было поступить, сделать по-другому. Находить вместе с детьми как можно больше альтернатив поступков в той или иной ситуации. Важная задача — воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающим. Методы: личный пример педагога, родителей; использование картинок и т. д.
На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.
Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения. Поэтому мы выделили несколько задач, которые было необходимо решить в ходе исследования.
Нашей первой задачей было раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, уточнить содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возраста. Исходя из исследований отечественных ученых в области значения системы образования в формировании толерантности — Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова, Е. Ю. Клепцова, Н. А. Асташова — мы рассматриваем деятельность дошкольного образовательного учреждения как важный фактор формирования новых отношений и норм поведения, в частности, формирования толерантного сознания и поведения у детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на исследования в области социализации человека [5 c.85], выявлены возможности дошкольного образовательного учреждения, как социализирующей среды, определен его воспитательный потенциал для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на ребенка.Опираясь на изученные работы, исходя из задач данного исследования, нами было сформулировано рабочее определение толерантности детей старшего дошкольного возраста, рассматриваемой как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности; способность к восприятию многообразия мира.
Второй задачей было обосновать условия формирования толерантности у дошкольников в воспитательной среде дошкольного учреждения. В ходе ее решения мы выяснили, что при формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может.Л. С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя».Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому так важно использовать игру при воспитании толерантности в дошкольном возрасте.
Третьей задачей необходимо былоразработать и экспериментально апробировать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Решение данной задачи осуществлялось при помощи диагностического исследования, которое проводилось в три этапа:
– констатирующий эксперимент,
– формирующий эксперимент,
– контрольный эксперимент.
На констатирующем этапе, целью которого являлось выявить исходный уровень развития толерантности детей старшего дошкольного возраста, была проведена экспериментальная работа с помощью следующих методов: беседа и проведения методик с детьми «Необитаемый остров», «Помощники», анкетирование родителей, беседа с воспитателями. Обобщенные результаты, полученные в ходе эксперимента таковы: из 20 детей 3 не смогли ответить на основные вопросы, 5 показали достаточно высокий уровень, т. е. давали четкие ответы с объяснением, 12 детей мы отнесли к среднему уровню т. к. эти дети давали достаточно полные ответы на вопросы.
Данные, полученные в ходе констатирующего этапа, отражены нами в таблице 1.
Таблица 1
Выявление уровня толерантности детей на констатирующем этапе
Уровни развития |
Кол-во детей |
% |
Высокий уровень (В) |
5 |
25 |
Средний уровень (С) |
12 |
60 |
Низкий уровень (Н) |
3 |
15 |
На формирующем этапе, целью которого являлась разработка содержания педагогической работы по воспитанию толерантности у старших дошкольников и ее апробация в старшей группе ДОУ, были подобраны дидактические игры, а также подвижные игры разных народов. Их проведение было организовано как во время занятий, так и в повседневной жизни группы (перед обедом, после сна, в любое другое свободное время): «Ласковое имя», «Комплименты», «Угадай-ка», «Раю-раю» (Мордовская игра), «Один лишний» (Якутская игра), «Продаём горшки» (Татарская игра) и т. д.
На контрольном этапе, целью которого являлось проведение исследования контрольного характера и определение результатов опытно-поисковой работы, использовались те же методы исследования с детьми, что и в ходе констатирующего этапа. Произведя сравнительный анализ данной методики можно сделать вывод, что до создания нами системы работы по формированию толерантности, у детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем представления было выявлено 15 %, что составляло 3 ребенка. После проведенной работы процент детей с низким уровнем значительно уменьшился до 10 %, один ребенок перешел на средний уровень. На среднем уровне в начале исследования было выявлено 60 %, что составляло 12 детей, после проведенной работы процент уменьшился на 20 %, так как 5 детей перешли на высокий уровень.
На высоком уровне после констатирующего эксперимента было выявлено 25 % детей, что составляло всего лишь 5 человек, а после формирующего эксперимента, высокий уровень значительно повысился на 25 %, что составляет в целом 10 детей.
Сравнительные данные при беседе с детьми, отражены нами в сводной таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Высокий уровень (В) |
5 (25 %) |
10 (50 %) |
Средний уровень (С) |
12 (60 %) |
8 (40 %) |
Низкий уровень (Н) |
3 (15 %) |
2 (10 %) |
Важно отметить, что после проведенной нами работы, дошкольники, стараться оценивать свои поступки, стали внимательнее относится друг к другу, к взрослым. Дети стали охотнее обсуждать значение толерантных поступков, стремиться реализовать полученные знания, представления в своем поведении по отношению к другим.
Для того чтобы дальнейшая работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, планируется задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира,
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия,
3) подвижные игры разных народов,
4) проведение народных праздников, например таких как «Масленица, «Рождество”, «Наурыз» и другие в соответствии с народным календарем,
5) изучение народных праздников ближайших стран — соседей,
6) знакомство детей с традициями народов разных стран,
7) знакомство детей с традициями празднования Нового года, 1 мая, 1 апреля в разных странах,
8) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях,
9) сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок разных народов.
В результате, выпускники будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции). Им будут знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Они научатся понимать, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и будут иметь представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети смогут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей, проявлять эмпатию и толерантность, сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам, выражать свои чувства и понимать эмоции другого.
Литература:
- Вульфов Б. З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
- Детские подвижные игры народов СССР/Сост. А. В. Кенеман. М.: Просвещение, 1988
- Детский сад и семья / Под ред. ТА. Марковой. М.: Просвещение, 1986.
- Игры народов СССР/ Сост. Былеева Л. В., Григорьев В. М. — М.: Физкультура и спорт,1985.
- Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова — М.: 2001.