Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киселёва, Н. А. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации / Н. А. Киселёва, Т. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31989/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий формированию у воспитанников таких духовно-нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, милосердие, благотворительность.

Ключевые слова: волонтерское движение, благотворительность, агитбригада, благотворительная акция

Как вы думаете, почему люди разных возрастов, национальностей и вероисповеданий идут в волонтёры и с каждым годом всё больше и больше? Возможно, для многих из них это возможность быть нужным, полезным для общества или самореализации личной гражданской позиции в социальном обществе. А может быть, каждому из нас в мире материального потребительства хочется духовного, душевного общения с людьми разных поколений через реальные добрые дела и поступки. Ответить на этот вопрос, возможно, поможет история волонтерского движения как формы благотворительной, бескорыстной помощи нуждающимся в этом, потому что волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. — добровольно — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности — без расчёта на денежное вознаграждение.

Волонтёрство получило свое распространение с заповедями христианства о милосердии и любви к ближнему еще в Древней Византии, когда появились первые богодельни и благотворительность богатых людей.

В европейских странах, в средние XVII- XVIII века, волонтёрство подразумевало неблагодарную профессию божедома во время эпидемий чумы и холеры. Странствующие врачи пытались лечить инфицированных прижиганием бубонов, прочими нехитрыми, почти шарлатанскими средствами того времени и в итоге заражались сами.

На Руси, впервые, волонтёрство появилось после 988 года с принятием христианства в русской православной среде, когда добровольцы приходили потрудиться в монастыри. В России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтёр» получило лишь в ХХ столетии.

В России волонтёрство всегда было связано с тяжелыми историческими страницами в течении всей истории её существования: до революции — в виде бесплатных начального образования и медицинского обслуживания в деревнях, первых сестер милосердия — женщин, волонтёров в первую мировую войну (Красный крест). В годы Великой Отечественной войны были возрождены традиции сестер милосердия, которые сражались наравне с мужчинами, а также в виде тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. В конце 1980- х годов прошлого столетия волонтёрство вновь появилось в Москве и Санкт-Петербурге и продолжает развиваться во многих городах России.

Сегодня созданы волонтёрские организация, имеющие международный статус и работающие под руководством ООН и ЮНЕСКО. Это старейшие международная волонтерская организация- SCI или Service Civil International (Международная Гражданская Помощь — франц.), Международный Красный Крест, международные добровольческие объединения как British Volunteer Programme (Британская волонтёрская программа), US Peace Corps (Корпус Мира), Deutsche Entwiklungsdienst. Их волонтёров можно встретить в зонах экологических и гуманитарных катастроф. Они оказывают гуманитарную, медицинскую и психологическую помощь, работают с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми и инвалидами, участвуют в образовательных программах.

Понятие добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятием «общественная деятельность», которая обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена, в первую очередь, на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

В Российской Федерации юридическое обоснование волонтёрского движения закреплено соответствующими положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения — «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.)

Определение добровольца или волонтера дано в статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности иблаготворительных организациях» от 7 июля 1995 года: «Добровольцы граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Самая распространенная деятельность волонтеров в России — это помощь детям, которая включает в себя разовые акции по сбору новогодних подарков, средств личной гигиены и помощь в лечении и обучении детей, а также оказание юридической и психологической помощь родителям-усыновителям.

В России волонтёрское движение развито не только в центральных городах, но и в регионах. Наиболее известными на сегодня являются: группа «Доноры — детям», благотворительный Фонд «Настенька», благотворительный фонд «Кто, если не Я?», волонтерская группа «Мир в ладошке», волонтерское движение в благотворительном Фонде брошенных младенцев «Я без мамы», общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело», «СБОР — Союз благотворительных организаций России». Миссия данных волонтёрских (общественных) организаций является поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (сиротство, болезнь, жестокое обращение), в том числе оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих в сиротских учреждениях.

На территории Волгоградской области волонтёры, задействованные в мероприятиях, представляют Региональный волонтерский центр Волгоградской области,объединяющий всех неравнодушных людей, кто стремится возродить в России общечеловеческие духовно-нравственные ценности и проводящие различные благотворительные акции.

В настоящее время «волонтёрство» является обычным явлением в различных направлениях социальной жизни общества: от благоустройства дворов и городских улиц до помощи животным и зоопаркам; от заботы о людях с ограниченными возможностями, мигрантах, беженцах до помощи наркозависимым, от участия в разовых акциях до реализации государственных национальных программ.

Принятая государственная программа «Здоровье нации» нацеливает деятельность всех волонтёрских организаций России на объединение сил для обеспечения:

– положительных перемен в образе жизни россиян, распространения в обществе идеалов здорового образа жизни в противовес пагубным привычкам — алкоголю и наркотикам;

– распространения через воспитательно-образовательные учреждения и средства массовой информации положительных примеров здорового и высоконравственного образа жизни.

Для реализации основной цели программы «Здоровая нация», в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования России, волонтёрское движение по здоровому образу жизни должно быть направлено на:

– пропаганду здорового образа жизни и его преимуществ на личном примере волонтеров;

– создание условий по выявлению групп риска среди подростков и вовлечение их в работу, приносящую пользу обществу или в здоровьеформирующую деятельность — занятием физкультурой и спортом;

– формирование у подростков социальной и личностной компетенции, позволяющей им противостоять формированию у них пагубных привычек — курения, употребления алкоголя, психоактивных веществ и внешнему давлению;

– оформление и раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения;

– оказание посильной помощи через участие в благотворительных акциях;

– просвещение детского и взрослого населения (жителей города) по различным вопросам здоровьесбережения (вакцинации, иммунизации).

Учитывая возраст воспитанников дошкольной образовательной организации и психологические особенности детей дошкольного возраста — приоритетным направлением волонтёрской деятельности в дошкольной образовательной организацииявляется:

– информирование воспитанников ДОУ и семей дошкольников о ценностях здорового образа жизни (ЗОЖ);

– создание условий по овладению элементарными нормами ЗОЖ (правилами в питании, двигательном режиме, закаливании);

– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

– воспитаниепотребности в полезных привычках.

И как результат работыраспространение информации среди населения через различные формы: выступление детской агитбригады; распространение просветительской литературы по различным вопросам здоровьесбережения, пропаганда здорового образа жизни,привлечение к участию в различных благотворительных акциях. Все эти направления нашли отражения в работе МКДОУ д/с комбинированного вида № 38 «Журавушка» г. Волжского Волгоградской области.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Журавушка» городского округа — город Волжский Волгоградской области — одно из старейших дошкольных учреждений г. Волжского, функционирует с 1965г, имеет 2 санаторные группы для детей с туберкулезной интоксикацией. Приоритетным направлением деятельности — является «Физкультурно-оздоровительное развитие».

В течение всего периода работы педагогический коллектив использует в своей деятельности инновационные здоровьесберегающие технологии и формы работы:

– с 1974г. по 2000г. — методика лечебной педагогики детских санаторных учреждений г. Ленинграда;

– с 2000г. по 2010г. — проектная деятельность здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности;

– с 2010г. по 2016г. — волонтерская деятельность по проблеме здоровьесбережения в детской среде и взрослом сообществе.

Причиной использования такой формы работы, как волонтёрское движение, стал анализ экспресс — опроса родителей в рамках выявления запросов семей воспитанников по проблеме укрепления здоровья дошкольников: 86 % родителей были очень заинтересованы в решении проблемы формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста именно в условиях дошкольной образовательной организации совместными усилиями педагогов и родителей; 10 % семей воспитанников самостоятельно занимались вопросами укрепления здоровьем детей; 4 % родителей считали, что ребенок сам должен узнать об укреплении здоровья, когда придет время.

В рамках реализации социального заказа государства на воспитание у подрастающего поколения неприятия вредных привычек и привитию желания следовать нормам здорового и достойного образа жизни в общем, и на основе запроса семей воспитанников в частности, было принято решение использовать в работе педагогического коллектива такую здоровьеформирующую форму как волонтерское движение, которая включает в себя:

организацию детской агитбригады «Журавлята»;

– сотрудничество с родителями и сетевое взаимодействие с городскими учреждениями по организации и проведению благотворительных акций;

– участие в социально-значимых мероприятиях различного уровня.

Цель данной работы: активная пропаганда основ здорового образа жизни через ведущие виды детской деятельности с учетом возрастных характеристик среди детского и взрослого населения г. Волжского.

Задачи:

  1. Формирование у детей в соответствии с возрастом знаний о здоровом образе жизни и его составных частях (режим, питание, отдых, занятия физкультурой и спортом) как жизненной ценности человека.
  2. Профилактика вредных привычек и асоциального поведения в сообществе детей и взрослых черезмоделирование опасных жизненных ситуаций для ребенка в социуме и показ альтернативного поведения детей в данных ситуациях (вредные привычки).
  3. Популяризация в детской среде занятий физкультурой (в условиях семья и социального окружения) и спортом (в специально организованных спортивных секциях в городской инфраструктуре).
  4. Транслирование в семьи воспитанников инновационных технологий по сохранению здоровья детей и оказание адресной социально-педагогической помощи родителям.

Этапы работы по реализации волонтерского движения:

подготовительный этап, цель — сбор информации о волонтерском движении, определение цели и задач данного направления в условиях дошкольной образовательной организации, разработка сценариев тематических выступлений;

основной этап, цель — организация выступлений перед различными категориями (детским и взрослым населением города);

итоговый этап, цель: подведение итогов работы, корректировка и определение перспектив.

В результате проведенной работы был получен следующий результат:

  1. Создание детской агитбригады «Журавлята»,всостав которой входят воспитанники ДОО — старшие дошкольники 6–7 лет в количестве от 6 до 10 человек. Участники агитбригады не только пропагандируют ЗОЖ, но и принимают участие в физкультурно-оздоровительном фестивале «Стартуем вместе — будем здоровы!» («ДРОЗД»)

Форма проведения волонтерской деятельности — тематические выступления по здоровому образу жизни, основам безопасной жизнедеятельности.

Выступление детской агитбригады «Журавлята» проводится в рамках комплексно-тематического планирования, во время проведения тематических недель «Я в мире человек!» (ноябрь), «Я буду здоровым!» (апрель).

Аудитория детской агитбригады — это дошкольники 4–7 лет, посещающие дошкольную организацию, семьи воспитанников, учащиеся начальной школы, жители города.

С целью охвата наибольшего количества слушателей — детей различного возраста, проживающих рядом с ДОО территориально, организовано сетевое взаимодействие с другими общественными организациями — управления образования, в том числе и дополнительного образования (школа, подростковые клубы).

Содержание тематических выступлений определяется нормативно-правовыми (ФГОС ДО — образовательная область «Физическое развитие») и организационно-методическими документами (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), а также с учетом регионального компонента и особенностями санаторного дошкольного учреждения.

  1. Организация и проведение с 2013г. в рамках сетевого взаимодействия с общественными организациями и жителями города благотворительных акций: «Спешите делать добро»для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации — учащихся Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната 8 вида и детей, проходящих лечение в Волгоградском областном детском онкогематологическом центре, а также адресные благотворительные акции для ветеранов «Фронтовая посылка от благодарных потомков», в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
  2. Участие и проведение мероприятий по привлечению внимания к актуальным проблемам и категориям населения города. Воспитанники принимают участие:

– в организации праздничных мероприятиях для первостроителей города и ветеранов Великой Отечественной войны;

– в проведении Всероссийской Недели Доброты на территории Волгоградской области (акция — марш по привлечению жителей города к участию в донорском движении);

– в участии в экологических акциях и проектах по проблеме утилизации бытового мусора в городе как условия улучшения экологической обстановки, а значит и здоровья горожан;

– в сборе макулатуры с целью сохранения природного богатства родного города.

Таким образом, организация и проведение волонтерской деятельности в рамках дошкольной образовательной организации способствует получению следующего результата:

В широком смысле — формирование у ребенка активной жизненной позиции гражданина, неравнодушного и желающего оказать реальную помощь и поддержку кто в ней нуждается.

В узком смысле — формирование у детей дошкольного возраста интегративного качества личности «Эмоционально отзывчивый» (в соответствии с ФГОС ДО)

Перспективу работы по волонтерскому движению в МКДОУ д/с комбинированного вида № 38, педагогический коллектив видит в разработке творческого проекта «Маленькие волонтёры — большие дела!», с целью формирования у подрастающего поколения активной гражданской позиции через участие в практических делах волонтерского движения.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
  2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  3. Интернет-ресурсы:
  4. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/
  5. Википедия. Свободная энциклопедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
  6. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/.
  7. Благотворительный фонд «СБОР. Союз благотворительных организаций России. sbor@sbornet.ru
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерское движение, здоровый образ жизни, волонтерская деятельность, Волгоградская область, дошкольная образовательная организация, ребенок, Россия, волжский, детская агитбригада, Российская Федерация.


Ключевые слова

волонтёрское движение, благотворительность, агитбригада, благотворительная акция

Похожие статьи

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника

В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Дана под...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Волонтёрские педагогические традиции

В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов одним из эффективных путей их нравственного воспитания и определения собственной гражданской позиции является добровольческая деятельность. В связи с этим, данная статья посвящена актуальной пробле...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Похожие статьи

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника

В статье раскрывается роль общественной организации во всестороннем развитии личности школьника. Представлена конкретная программа деятельности детского объединения, реализованная в условиях одной из общеобразовательных школ города Арзамаса. Дана под...

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...

Волонтёрские педагогические традиции

В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов одним из эффективных путей их нравственного воспитания и определения собственной гражданской позиции является добровольческая деятельность. В связи с этим, данная статья посвящена актуальной пробле...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Задать вопрос