Управленческое обеспечение организации взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина, Т. С. Управленческое обеспечение организации взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства / Т. С. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 63-69. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31990/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается основные аспекты управленческого обеспечения организации параллельных служб ДОО и социальных институтов детства.

Ключевые слова:медико-психолого-педагогическое сопровождение, управленческое обеспечение, ФГОС ДО, нормативно-правовое законодательство, ребенок с ОВЗ

Что такое параллельные службы. Этот термин взят нами из опыта организации работы в школе Усановой О.Н и адаптирован в условиях работы в ДОО.

На сегодняшний день это структура знакома каждому руководителю дошкольного учреждения.

Результатом взаимодействия всех параллельных служб — является психолого- медико-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, или в контексте требований современной науки и практики- индивидуальная программа сопровождения.

Рис. 1. Структура параллельных служб ДОО

Компоненты управленческого обеспечения организации комплекса взаимодействия параллельных служб, в соответствии с ФГОС ДО это:

– нормативно-правовое сопровождение,

– кадровые ресурсы,

– материально-техническое оснащение,

– психолого-педагогические условия.

В своей работе руководствуемся основополагающими документами:

Нормативно-правовые документыфедерального уровня:

– Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г),

– Конвенция о правах ребенка (ратифицирована от 13 июня 1990 г.),

– Конституция Российской Федерации (от 25 декабря 1993),

– ФЗ-№ 124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

– Приказ МО РФ № 104 от 30.08.2013«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»,

– Письмо МО РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07«О коррекционном и инклюзивном образовании».

Нормативно-правовые документы регионального уровня:

– Закон Волгоградской области № 118- ОД от 04.10.2013 «Об образовании в Волгоградской области»;

– Приказ МО Волгоградской области № 930 от 30.07.2014«Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области»;

– Постановление Администрации Волгоградской области от 05.11.2015 № 1400 «О мерах по реализации закона Волгоградской области от 10.01.2014 № 13-ОД».

Нормативно-правовые документы муниципального уровня:

– Постановлением администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области от 17.04.2014 № 2455;

– «Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений городского округа — город Волжский Волгоградской области, реализующих программу основную общеобразовательную программу — образовательную программу дошкольного образования»;

– «Положение о территориально-психолого-медико-педагогической комиссии».

Нормативно-локальные акты ДОО, вкаждом они разные, но и есть неизменные для каждой организации.

– Устав ДОО,

– Положение о группах компенсирующей направленности ДОО,

– Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме ДОО,

– Положение о Консультативном пункте ДОО,

– Положение о многофункциональных помещениях ДОО (сенсорная комната, музыкальный зал, бассейн, спортивный зал, «Зимний сад», «Русская изба»).

Вторым и очень важным составляющим управленческого обеспечения организации взаимодействия параллельных служб является кадровые ресурсы.

Еще В. И. Ленин говорил, что «кадры решают все».

Квалификация педагогических работников, должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей и служащих» за № 761-н от 26.08.2010 г.

В соответствии с ФГОС ДО, в группах для детей с ОВЗ в организации должны работать педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Рис. 2. Педагогический состав

Профессиональная компетентность педагогов зависит от своевременного, качественного и систематического повышения их знаний. Повышение квалификации организовано как внутри организации, так и в социальных институтах.

Рис. 3.Структура повышения профессиональной компетентности педагогов

В связи с введением ФГОС ДО с 2016 года, в 2015 году всеми педагогами была повышена квалификация по реализации ФГОС ДО. С введением профессионального стандарта «Педагог» с 01.2017 переподготовку по программе «Педагогика и методика дошкольного образования» в 2015–2016 учебных годах прошли — 8 педагогов. Все педагоги принимают постоянное участие в конференциях, семинарах, вебинарах.

В связи с тем, что работа с детьми с ОВЗ требует систематического повышения квалификации соответствующего уровня, все специалисты детского сада проходят переподготовку на «Кафедре коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования» ГАУ ДПО ВГАПО.

Рис. 4. Количество педагогов, прошедших повышение квалификации ГАУ ДПО ВГАПО

Наши логопеды-дефектологи, педагог-психолог регулярно различными способами (очно-заочными) повышают свою квалификацию в Санкт-Петербургском государственном университете. Наши сотрудники постоянно принимают участие в конференциях, семинарах различного уровня. В сентябре 2015 года педагогии учреждения были участниками Всероссийского совещания «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций»

Следующим аспектом управленческого обеспечения в соответствии с ФГОС ДО является материально-техническое оснащение.

К материально-техническому оснащению в соответствии ФГОС ДО предъявляются:

– требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

– требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

– требования по оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;

– требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

– требования к материально-техническому обеспечению программы.

Для физического развития и оздоровления детей оборудованы физкультурный зал и бассейн. Для организации занятий по физкультуре имеется: многофункциональные мягкие модули, гимнастический спортивный комплекс, детские спортивные тренажеры, велотренажер, беговая дорожка, коррекционные мячи, мяч баскетбольный, волейбольный, футбольный, мячи разных размеров, обручи, тоннели для подлезания, фитболлы, стэп-платформы, диски «здоровья» и другое нетрадиционное оборудование. В каждой группе имеется спортивный инвентарь для занятий по физической культуре: мячи разных размеров, скакалки, обручи, оборудование для подлезания, нетрадиционное спортивное оборудование и т. д. Функционирует плескательный бассейн, состоящий из 2-х чаш: для детей младшего и старшего возраста. Занятия по плаванию сочетаются с закаливанием, температура воды в течение года снижается с 30 до 25 градусов. В бассейне имеется в круги плавательные надувные разных размеров, нарукавники, мячи надувные, плавательные доски и т. д.

Для игровой деятельности детей в достаточном количестве имеются куклы, машины, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые модули.

Для организации музыкальной и театрализованной деятельности оборудован музыкальный зал. Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами, аудиоаппаратурой, в том числе, синтезатор, компьютерная музыкальная приставка «Кассио», авторский набор глиняных колокольчиков волжского художника А.Козлова, набор музыкальных инструментов для организации работы по системе К.Орфа, разнообразные музыкально-дидактические игры, набор глиняных колокольчиков разной тональности, набор деревянных музыкальных инструментов, металлофоны, ксилофоны, аудио и видео кассеты по программному материалу, детские костюмы для инсценировок. В каждой группе оборудованы уголки музыки и театра. В достаточном количестве имеются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, куклы Би-Ба-Бо, настольный и пальчиковый театры. В многофункциональном помещении по приобщению детей к русской культуре «Русская изба» оборудована комната русского быта.

Для познавательного развития и формирования экологического мировоззрения у детей оборудована экологическая лаборатория (многофункциональное помещение по формированию экологического мировоззрения у детей — «Зимний сад»). Зимний сад служит не только, как помещение для занятий по природе, где дети учатся ухаживать за растениями и узнают их особенности, заботятся о птицах, рыбах, черепахах, проводят простейшие эксперименты, но и как фитобар, в котором дети по плану оздоровительно-профилактических мероприятий принимают кислородный коктейль. В зимнем саду есть большой аквариум с черепахой, аквариум с различными рыбками, клетки с попугаями (карела и волнистый попугай), макеты экосистем, альбомы с гербарием, много разнообразных комнатных растений.

Для реализации задач коррекционной направленности оборудованы кабинеты логопедов и кабинет педагога-психолога. В своей работе учителя-логопеды используют разнообразный материал для коррекции звукопроизношения и развития речи детей, материал для развития вне — и речевого дыхания, альбомы, серии картин, речевые игры, подборки пословиц, загадок, поговорок и др. Кабинет педагога-психолога оснащен наборами диагностических методик О.Усановой, М.Люшера «Цветовой тест», К.Иерасика «Ориетировочный тест школьной зрелости», экспресс-диагностика в детском саду, Ю.Гатанова «Курс развития творческого мышления», развивающими играми и др.

Образовательный процесс полностью обеспечен учебной литературой и методическими пособиями по всем разделам программы, что позволяет наиболее успешно решать поставленные задачи. В методическом кабинете оборудована библиотека. Здесь имеется методическая, энциклопедическая литература для педагогов и родителей, различные справочные и периодические издания.

Вся учебно-методическая литература утверждена Министерством образования и рекомендована к использованию в образовательном процессе в учреждениях дошкольного образования.

Медиатека, созданная в детском саду, включает в себя различные информационные носители (видео, аудиоматериалы познавательного и развлекающего характера, энциклопедии и справочники, классическую детскую литературу и др.).

Педагогическая гостиная — центр методической работы детского сада, центр повышения квалификации педагогов, здесь собран и систематизирован материал по всем реализуемым программам. Здесь педагоги могут познакомиться с передовым педагогическим опытом, с новинками методической литературы. Здесь же оснащены рабочие места педагогов дополнительного образования, музыкантов, инструкторов по физкультуре.

Все помещения оснащены пособиями, которые предназначены для различных занятий с детьми всех возрастов, для проведения самых различных мероприятий,

Финансовое обеспечение предполагает финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в государственных, муниципальных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения вышеуказанных государственных гарантий.

Основываясь на Постановление «О внесении изменений в Постановление Правительства Волгоградской области от 21.05. 2014 № 265-п «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 10.01.2014 № 13-ОД «О методиках расчета субвенций, предоставляемых из муниципального бюджета бюджетам муниципальных образований для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общедоступного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, среднего, основного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях» происходит комплектование групп с ОВЗ.

Рис. 5. Алгоритм финансового обеспечения

По результатам комплектования составляется муниципальное задание ДОО, в котором предполагается бюджетное и внебюджетное финансирование.

Для успешной работы комплекса взаимодействия параллельных служб, т. е. реализации индивидуальной программы сопровождения в организации должны быть созданы психолого-педагогические условия, которые вы ознакомится в ФГОС ДО.

Психолого-педагогические условия в соответствии с ФГОС ДО реализуются во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей.

Детский сад взаимодействует с разными социальными институтами:

– Учреждения здравоохранения: детская поликлиника, центр «Нейро», психиатрическая больница;

– социальные учреждения (опека и попечительство, комиссия по делам несовершеннолетним);

– учреждения, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов;

– учреждения коррекционной направленности.

Рис. 6. Взаимодействие ДОО с социальными институтами

Таким образом, для успешной организации комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства необходима реализация всех аспектов управленческого обеспечения.

Основные термины (генерируются автоматически): Волгоградская область, детский сад, дошкольное образование, ребенок, материально-техническое оснащение, образовательный процесс, профессиональная компетентность педагогов, служба, управленческое обеспечение, финансовое обеспечение.


Ключевые слова

ФГОС ДО, медико-психолого-педагогическое сопровождение, управленческое обеспечение, нормативно-правовое законодательство, ребенок с ОВЗ

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада

В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретический аспект

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада

В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретический аспект

Задать вопрос