Дети в семье считались предметом общего поклонения, нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными…
К. Д. Ушинский.
В каждой семье, где растет ребёнок, неизбежно возникают вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым и физически закаленным, обогащено духовно и нравственно. Сегодня, когда наше общество предоставляет всё более широкие возможности для развития всех сторон человеческой личности, очень важно раскрытие её духовности и нравственного потенциала. В этой связи проблемы семейной педагогики волнуют и педагогов и родителей.
Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. Д. Б. Эльконин писал, что в общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира [1].
Сегодня, когда наше общество предоставляет всё более широкие возможности для развития всех сторон человеческой личности, очень важно раскрытие её духовности и нравственного потенциала. В этой связи проблемы семейной педагогики волнуют и педагогов и родителей. Современные родители всё больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, по прошествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребёнком им. не хватает знаний. Это обстоятельство поставило молодую семью в некотором смысле в тупик: с одной стороны родители не имеют специальных знаний и опыта для воспитания детей, а с другой стороны бабушки и дедушки не могут помочь. Всегда на Руси дети росли в большой семье, где совместно проживало несколько поколений. Дедушки и бабушки имея огромный опыт в воспитании, помогали своим детям растить малышей, передавая свои умения и знания. Современная молодая семья стремиться жить отдельно, самостоятельно. Многие бабушки и дедушки, а именно 80 %, продолжают трудиться на производстве и имеют возможность общаться с внуками только в выходные дни. В результате связь поколений в современных семьях нарушена, поэтому у родителей возникает потребность в конкретной помощи, связанной с проблемами развития и обучения своего ребёнка.
Прекрасную возможность в удовлетворении образовательных потребностей родителям предоставляет наш детский сад, активно развивающий актуальную форму работы с семьей — группу кратковременного пребывания (ГКП) «Мать и дитя», которая функционирует и успешно развивается с 2001 года на базе МБДОУ № 60 «Ручеек» г.Волжского Волгоградской области. Отличительной особенностью этой группы является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечение развитие личности ребёнка и гармоничных отношений с ним взрослых.
Коллективом нашего образовательного учреждения в 2001 году было проведено мини-исследование по изучению востребованности группы кратковременного пребывания в близлежащем микрорайоне. Результаты исследования показали, что такая группа необходима (83 %). Сокращенное по времени пребывание в ДОУ и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера. Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями. Повышенный спрос на ГКП «Мать и дитя» связан с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, а также с постепенным увеличением уровня рождаемости детей. Группа кратковременного пребывания — это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
Группа кратковременного пребывания функционирует в ДОУ с сентября по май и рассчитана на детей от 1,5 до 3-х лет.
Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности ГКП «Мать и дитя». Прежде всего, мы изучили нормативно-правовую базу, оценили возможности нашего учреждения: материально-техническую базу; наличие помещений; соблюдение условий СанПин; методическое обеспечение образовательного процесса; профессионализм и творческий потенциал педагогов. Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между МБДОУ и родителями (законными представителями); приказ на открытие группы кратковременного пребывания в МБДОУ; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя); режим работы группы; определение программы образовательного процесса; документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости, квитанции по родительской плате).
В дошкольном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие детей, поэтому очень важно, чтобы родители активно участвовали в воспитательно-образовательном процессе, приобретали опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком. Принцип построения партнерских взаимоотношений в системе «педагог — ребёнок — родитель», положен в основу ГКП «Мать и дитя».
Исследования последних лет (Е. С. Евдокимова, С. С. Лебедева, Л. М. Маневцева, Ю. Б. Павловская — 2001; Т. Н. Доронова Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова — 2002) показали, что участие родителей в жизни своих детей помогает им:
– преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
– относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное — не норматив, а личностное достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
– узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
– проявить искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Цели деятельности и основные задачи группы кратковременного пребывания — обеспечение эмоционального комфорта в группе кратковременного пребывания; создание условий для ярких положительных эмоций у детей при организации сюжетно-ролевых игр, занятий по психологической разгрузке; ведение индивидуальной работы с детьми по облегчению процесса привыкания к условиям пребывания в постоянной группе ДОУ; тщательное и гибкое планирование занятий, основываясь на интересах и потребностях детей; организация занятий для полноценного интеллектуального и физического развития детей; обеспечение динамической организации среды; формирование коммуникативных качеств детей, способствование развитию социальных качеств; организация совместных мероприятий (календарные праздники, дни рождения) с детьми и родителями для укрепления их взаимоотношений; оказание консультационной помощи родителям по формированию адекватных представлений о возрастных особенностях ребенка.
Основными формами работы являются совместные занятия детей и родителей; индивидуальные и групповые консультации специалистов.
Формы работы специалистов МБДОУ с группой «Мать и дитя»
Заведующая МБДОУ: экскурсия по ДОУ, беседа с родителями, заключения договора.
Старший воспитатель: анкетирование, консультирование, координация работы специалистов.
Педагог — психолог: беседа о ребенке, анкетирование родителей с целью изучения детско- родительских отношений.
Врач: консультирование, профилактический осмотр детей.
Старшая медсестра: иммунопрофилактика (плавание в бассейне, гидромассаж, ароматерапия, кислородный коктейль), консультирование.
Воспитатель: совместные игры-занятия по авторской разработанной программе «Мать и дитя», игры, совместные праздники и развлечения, консультирование.
Инструктор по физической культуре: занятия с детьми и родителями с использованием оздоровительных систем и технологий (сюжетно — ролевая ритмика, дыхательная гимнастика, плавание), праздники, развлечения, консультирование.
Педагог изостудии: игры-занятия, консультирование.
Музыкальный руководитель: игры-занятия, праздники, совместные с родителями постановки кукольного театра, консультирование.
Родители не сразу подключились к работе с детьми. Также как и дети, адаптировались к новым образовательным условиям, постигая содержание и формы работы, стиль общения с малышами. Во время игр, занятий родителям предлагалось помочь своему ребенку принять игровую роль, совместно нарисовать или слепить. Подобные поручения не только помогали родителям узнать возможности своего ребёнка, но и освоить способы организации игр и занятий дома. Большое значение для взаимодействия семьи и детского сада приобрело общение родителей друг с другом и со специалистами МБДОУ, участие в совместных мероприятиях.
Перспективный план работы с родителями ГКП «Мать и дитя»
Сентябрь:
1. Здоровье ребёнка в период его адаптации в ДОУ. Консультация врача.
2. Мучные изделия в питании ребёнка. Консультация врача и повара.
Октябрь:
1. О правильном питании. Консультация врача
2. Одежда ребёнка. Встреча с мастером ателье мод «Анита».
Ноябрь:
1. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация педагога-психолога.
2. Значение фольклора в жизни малыша. Консультация музыкального руководителя.
Декабрь:
1. Как играть с ребёнком дома. Консультация старшего воспитателя.
2. Новый год в детском саду и дома. Консультация воспитателя, музыкального руководителя.
Январь:
- Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием. Консультация преподавателя изостудии.
Февраль:
1. Овощи и фрукты в жизни ребёнка. Консультация старшей медсестры.
2. Игры и игрушки. Консультация старшего воспитателя.
Март:
1. Значение сенсорного развития ребёнка. Консультация воспитателя.
2. Профилактическая работа по закаливанию. Консультация инструктора по физкультуре.
Апрель:
1. Дети любят потешки. Консультация музыкального руководителя.
2. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация воспитателя.
Май:
1. Бабушкин сундучок. Мастер-класс по изготовлению игрушек своими руками.
2. Организация летнего отдыха малыша. Консультация старшего воспитателя, медсестры.
Работая с ГКП «Мать и дитя» мы получаем огромный опыт взаимодействия, сотрудничества с родителями. Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребёнка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребёнка как к сложному и кропотливому процессу приобщения малыша к ценностям культуры. За несколько лет работы в этом направлении мы получили положительные отзывы от родителей, они отмечают необходимость этой группы не только для своего ребёнка, но и для себя самих.
За период 2001–2016 год ГКП «Мать и дитя» посетил 391 ребёнок.
Статистика количества детей МБДОУ д/с №60, посещающих ГКП «Мать идитя»
Год |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Кол-во |
5 |
10 |
12 |
18 |
20 |
14 |
15 |
21 |
29 |
32 |
38 |
40 |
42 |
47 |
48 |
Мы успешно передаем дошкольным организациям нашего города свой опыт работы. В данном направлении функционируют ГКП в трёх детских садах г. Волжского.
Надеемся, что данная форма организация работы заинтересует педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
Литература:
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Владос 1999-с.135
- Евдокимова Е. С. Социально-педагогическая помощь семье в развитии успешной личности дошкольника. // Теоретико-методологические основания преемственности дошкольного и начального образования. Волгоград 2001.-С. 139–146