В статье представлен опыт работы МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия, осуществляемого между дошкольными образовательными учреждениями города, которое позволяет создать единое информационно-методическое пространство, оптимизировать имеющиеся ресурсы, создать условия для методической поддержки и профессионального роста педагогов — обмена и распространения передового опыта работы.
Ключевые слова: методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое информационно-методическое пространство, ресурсы, инновационные технологии
ФГОС ДО нормативно обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования: «1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования» [1]. Одним из факторов, позволяющих достичь этого, выступает качество работы педагогов ДОУ, которое может обеспечить грамотно организованная методическая работа. Известно несколько мнений о том, что такое методическая работа. Авторский коллектив под руководством Ю. К. Бабанского определял методическую работу как систему взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» [3]. В Педагогическом словаре РАО дается следующее определение методической работы: «Методическая работа — часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом». К. Ю. Белая предлагает понимать под методической работой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ. Как мы видим, во всех рассмотренных определениях методической работы выделяется общее положение, подтверждающее основу методической работы как процесса взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионализма педагога и, следовательно, на обеспечение качества дошкольного образования. Исходя из определений методической работы, задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения профессиональной компетентности педагогов, уровня их педагогического мастерства. Целью методической работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса, осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда педагогического опыта. Методическая работа ориентируется на новые знания, которые в процессе становятся субъективно значимыми для педагога, обеспечивают оптимальное прогнозирование, развитие конкретной ситуации, впоследствии положительно влияющей на ребенка и самого педагога. Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует их участие в работе, которая развивает самостоятельность профессионального мышления, аналитические и проектные умения. Этот факт подтверждает анализ и изучение научных исследований Будниковой Р. И., Быковой В. Г., Деулиной Л. Д., Долженко Ю. А., Никишиной И. В. и др.
Особая значимость методической работы обусловлена развитием современного дошкольного образования, требующего от старших воспитателей поиска новых, эффективных форм ее организации, а от педагогов ДОУ гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию, что делает необходимым постоянное повышение профессиональной компетентности. И в то же время, осуществляя методическую работу, нужно позаботиться о педагоге — создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.
Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача организации всестороннего партнерства, одной из форм которой выступает сетевое взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями города и другими социальными партнерами. Поэтому сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений, как инновационная форма методической работы, приобретает в последние годы широкое распространение.
Итак, что же такое «сетевое взаимодействие»? Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость учреждений образования, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий. Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия можно найти в работах многих авторов, начиная с 70–80-х годов прошлого века (Бугрова Н. С., Тарасов С. В., Чучкевич М. М., Конаржевский Ю. А., Адамский А. И.). Анализ разработанности научного знания по организации сетевого взаимодействия позволил обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно: единые идеи, цель и задачи для сети; существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети); отсутствие единоначалия; открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали». А значит, на первый план выходят такие характеристики, как: пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети); информация (содержание этих связей); время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети) [6]. В те годы метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. В конце 1990-х годов его описал Ю. А. Конаржевский, по его мнению, метод сетевого планирования позволяет: выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов; учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования; повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса [7].
В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла также в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». Применительно к сфере образования А. И. Адамский выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент — «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга [2]. Итак, сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.
Сетевое взаимодействие — это взаимодействие между образовательными учреждениями. Первая ступень подобной коммуникации, давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
– во-первых, сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;
– во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;
– в-третьих, сетевое взаимодействие — современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться;
– в-четвертых, сетевое взаимодействие дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ-технологий, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети.
Важно отметить, что при традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи могут быть минимальны, непротяженные по времени, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.
Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня. Это и технологическое и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов; и недостаточно разработанная все еще нормативно-правовая база (особенно, при проектировании и реализации сетевых образовательных программ; и вопрос стандарта самих сетевых программ; и проблемы интерпретации образовательных результатов; и распределение ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и, конечно же, механизмы финансирования; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.
И все же, именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия.
Изучив научные статьи, литературу о сетевом взаимодействии в образовании, я заинтересовалась, как можно модернизировать методическую работу в ДОУ через организацию сетевого взаимодействия? И, следовательно, повлияет ли эта модернизация на качество образования в ДОУ?
Были определены следующие задачи:
- Создать нормативно-правовую базу для реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином ИМП, которая позволит разработать и утвердить документы, регламентирующие сетевое взаимодействие субъектов образования в едином ИМП.
- Обновить формы и методы работы с педагогическим коллективом.
- Активизировать участие дошкольного образовательного учрежденияв решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство.
- Повысить качество работыдошкольного образовательного учреждения в результате создания электронной информационно — образовательной среды в организации, повышения уровня ИКТ — компетентности всех участников образовательного процесса.
- Развивать открытую информационную среду для реализации модели сетевого взаимодействия субъектов образования в едином ИМП через виртуализацию и реальное взаимодействие.
Достижение поставленной цели осуществлялось в несколько этапов.
1 этап подготовительный включал в себя: изучение передового педагогического опыта по проблеме; аналитико-диагностическую деятельность; поиск ДОУ, заинтересованных в сетевом взаимодействии — субъектов образования в едином ИМП.
Был проведен анализ состояния методической работы в ДОУ, ее результативность; сравнительный анализ результатов работы МБДОУ д/с № 95 за два учебных года (2012–2013 и 2013–2014) с целью оценки качества образовательных услуг; самообследование дошкольного образовательного учреждения; диагностика и анкетирование педагогического состава и родителей воспитанников ДОУ; мониторинг дошкольных образовательных учреждений с целью определения заинтересованности и востребованности в организации сетевого взаимодействия. Обработка полученных результатов заинтересованности педагогов ДОУ в новой форме методической работы, предложенной старшим воспитателем, распределилась следующим образом: 52 % опрошенных одобрили, 28 % считали, что сетевое взаимодействие ничего кардинально не изменит, 20 % были «против» категорически («пустая трата времени»). Весь педагогический состав на момент опроса был удовлетворен качеством методической работы. Но анализ работы ДОУ за два года выявил тенденцию к незначительному спаду результатов. Если в 2012–2013 учебном году качество образования по результатам диагностики готовности детей к школе составляло 98 %, то в 2013–2014 учебном году этот показатель снизился на 4 % и составил 94 %. Результаты освоения программного материала детьми всех возрастных групп также снизились с 92 % в 2012–2013 учебном году до 87 % в 2013–2014 учебном году. Эти данные заставили задуматься о том, что необходимо искать возможности для ознакомления педагогов ДОУ с опытом работы других дошкольных образовательных учреждений, чтобы педагоги могли посетить сады, пообщаться с коллегами, презентовать свой педагогический опыт и перенять их, узнать инновации и т. д. Беседы со старшими воспитателями ДОУ выявили те же проблемы, что и в нашем детском саду. Посовещавшись с коллегами, мы пришли к единому мнению — необходимо организовать сетевое взаимодействие, как эффективную инновационную форму методической работы с педагогами.
2 этап практический. Апробация и реализация сетевого взаимодействия в едином информационно-методическом пространстве для формирования педагогов с актуальным уровнем компетенций.
Этап состоял из подготовки нормативно-правовой базы, поиска форм и методов организации сетевого взаимодействия в едином ИМП; определении стратегии и тактики деятельности.
В 2014–2015 учебном году администрацией ДОУ принято решение организовать сетевое взаимодействие с МБДОУ д/с № 79 г. Волжского Волгоградской области. Нами было:
– составлено и подписано Положение о сетевом взаимодействии, Договор между учреждениями;
– продуманы способы применения ресурсов: кому делегировать полномочия, какие полномочия делегировать, какие технологии использовать для реализации мероприятий, как мотивировать того, кому делегировали полномочия;
– учтены условия применения ресурсов и неуправляемые факторы (внешняя среда);
– проведено анкетирование и опрос педагогов ДОУ с целью выявления интересов, пожеланий, затруднений;
– составлен план совместной работы с учетом годовых задач дошкольных учреждений и результатов анкетирования педагогов (осуществлялось сетевое взаимодействие по реализации задач годового плана работы);
– составлен график совместных встреч, обговорена их тематика;
– определены формы организации, как традиционные, так и новые, позволяющие поддержать педагога, укрепить его веру в себя, обеспечить единое информационно-методическое пространство.
В ходе сетевого взаимодействия были реализованы совместные проекты, осуществлялась работа Школы молодых педагогов «Хочу все знать», проводились мастер-классы, семинары (в ходе семинара «Проектирование, как современная форма организации совместной деятельности педагога с детьми с учетом требований ФГОС ДО» педагоги имели возможность поделиться опытом применения проектной деятельности в работе с детьми, презентовать результаты работы), семинары-практикумы (например, семинар-практикум «Современные образовательные технологии в ДОУ художественно-эстетической направленности в контексте ФГОС ДО (раздел ИЗО)» позволил педагогам повысить уровень своей профессиональной компетентности по данной проблеме не только в теории, но и на практике), открытые занятия и мероприятия педагогов, творческие мастерские, аукционы педагогических идей и другие, в которых педагоги вступали в качестве слушателей, участников, ведущих, докладчиков. Помимо обучающей функции, Школа молодых педагогов «Хочу все знать», как одна из инновационных площадок сети, выступала в качестве ретранслятора опытов работы педагогов (начинающих и педагогов-стажистов). Процесс формирования практического опыта работы педагогов-участников сетевого взаимодействия оформлен в виде совместных проектов, методических рекомендаций, методических разработок. Так же активно происходило взаимодействие с использованием ИКТ — технологий.
Рис. 1. Семинар-практикум
Рис. 2. Мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы
Рис. 3. Практикум по изготовлению сувениров
3 этап обобщающий. Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином ИМП с целями и задачами. Определение перспектив дальнейшего взаимодействия дошкольных образовательных учреждений в едином информационно-методическом пространстве.
При анализе итогов работы в конце года повторное анкетирование заинтересованности педагогов в новой форме методической работы показало такие результаты: 96 % считают сетевое взаимодействие интересной, эффективной и результативной формой и надеются, что в новом учебном году такое взаимодействие продолжится, 4 % — сетевое взаимодействие ничего кардинально не изменило. Так же в пользу взаимодействия в следующем учебном году выступают и результаты освоения воспитанниками образовательной программы — увеличение с 87 % в 2013–2014 учебном году до 97 % в 2014–2015 учебном году. Эти показатели свидетельствуют о том, что при сетевом взаимодействии осуществляется не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а происходит диссеминация. Через организацию сетевого взаимодействия осуществляется:
– реализация личностного подхода к работе с педагогами;
– формирование эффективной системы непрерывного образования кадров. Анализ качества методической работы показал, что методическая работа, органично соединяющаяся с повседневной практикой, будучи максимально гибкой, развивает творчество, инициативу педагогов, ориентирована на реализацию поставленных задач, достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса;
– совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности, расширению масштаба внедрения инноваций.
Таким образом, новое содержание, формы и интерактивные методы работы с педагогическим коллективом, в том числе с учетом направлений и форм сетевого взаимодействия, активизируют и приводят в движение потенциальные возможности каждого педагога в отдельности и коллектива ДОО в целом, что напрямую влияет на повышения качества образования.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Ст.1.5., п.2).
- Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А. И. — М.: Эврика, 2006.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989.
- Василевская Е. В. Методическое сопровождение педагогов на основе сетевого подхода в условиях инновационного развития образования // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, 19–21 июня 2012г.: [Электронное издание]. М.: АПКиППРО, 2012.
- Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Виноградова Н. А. и др. — М.: Айрис-пресс, 2005.
- Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире// Сборник статей всероссийской научной конференции. — Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011. — с.123–129.
- Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М., 2000.
- Цыс И. Н., Гоцуляк Н. В. Оптимизация методической работы с использованием муниципального сетевого взаимодействия //Управление ДОУ. 2016. № 3.