Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников. Обобщается практический опыт работы с детским оркестром, призванный положительно повлиять на развитие музыкальных способностей дошкольника, в частности — чувства ритма. Данная статья может заинтересовать музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, родителей дошкольников.
В настоящее время ребенок испытывает перегруженность музыкальной средой. Доктор искусствоведения Овсянкина Г. П. в своей книге «Музыкальная психология» отмечает, что в данный момент музыкальное воспитание усложняет чрезмерная перегруженность и «загрязненность» бытового музыкального фона, что, как мы знаем, также является одной из важных составляющих музыкального воспитания. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей [4]. Особенно пагубно такое слуховое воздействие влияет на дошкольников как на эмоциональном, так и на физическом уровнях, так как они самостоятельно не в состоянии регулировать окружающий звуковой фон, в результате чего дети испытывают сильный стресс. Такой стресс негативно сказывается на эмоциональном, психическом, физическом, творческом и интеллектуальном развитии детей.
Одним из главных отличий современного общества является ускоренный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкиваются и взрослые, и дети. Многообразие и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность, нестабильность в общении ребенка с миром и носит деструктивный характер. Нарушенное или отсутствующее чувство ритма вносит дисгармонию в жизнь ребенка. В создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой огромную роль играет система музыкального образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей. Такой подход является основой для детского здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Швейцарский композитор и педагог Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный [1].
Выдающийся русский ученый-физиолог Павлов И. П. писал, что в жизни человеческого организма нет ничего важнее, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения [5].
Понятие «чувство ритма» в философской, музыковедческой, музыкально-педагогической и психолого-педагогической литературе освещено достаточно широко. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы, социальной жизни и искусства затрагивалась такими учеными, как Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский. Теоретические изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки мы находим в трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Б. М. Теплова и пр. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. К. Кирнарской и пр.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей и их влияние на становление развернутой (слитной) речи. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах у детей формируется чувство ритма, речь становится более совершенной, развиваются математические способности и творческие проявления.
Музыкальное чувство ритма способствует естественной и постоянной адаптации и самовыражению детей не только в музыкальных, но и в других видах деятельности. Существует ряд программ для ДОУ, ориентированных на развитие чувства ритма дошкольников, но в подобных программах акцент сделан на развитие чувства ритма через движение, а не через музицирование на детских музыкальных инструментах. Так, большое внимание развитию чувства ритма уделяется в программах Т. Н.Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши», рассчитанных на младший дошкольный возраст, С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика», Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и др.
Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране еще в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорили в своих работах известные педагоги-музыканты К. Орф, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина и пр.
Данная статья является теоретическим и методическим обоснованием педагогической идеи о развитии чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. Задачей исследования является определение эффективных способов развития чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре.
Исследование данного вопроса проводилось в двух подготовительных группах. Возраст детей — 6–7 лет. В качестве средств исследования мы использовали педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, беседы, консультации, музыкально-дидактические, ролевые игры.
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по этой теме, мы выяснили, что, несмотря на огромное разнообразие различных практических и методических разработок по развитию чувства ритма в общем, исследованию проблемы развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах не всегда уделяется должное внимание. Поэтому нами были определены такие направления работы, как работа с воспитателями, работа с родителями и работа с детьми.
Работа с воспитателями состояла в проведении консультаций по теме, в практических занятиях, подборе репертуара для музицирования в группах. Проведенные консультации и практикумы для педагогов помогли создать музыкально-театрализованные центры в группах, обогащенные музыкально-дидактическими играми, инструментами, костюмами, атрибутами.
Проведенные индивидуальные беседы и консультации помогли родителям активно включиться в участие в праздниках и развлечениях. Они играли роли, готовили костюмы, как для себя, так и для своих детей. Кроме того, беседы с родителями помогли понять, насколько важно ответственно подойти к выбору музыкального фона, сопровождающего всю жизнедеятельность ребенка.
Именно игра на детских музыкальных инструментах является прекрасным средством развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Игра в оркестре дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку. Эта деятельность сплачивает детский коллектив, учит взаимодействовать с ним, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, учить слышать и анализировать собственное исполнение и исполнение других участников оркестра, помогает детям преодолеть неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности — чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух. В процессе игры на музыкальных инструментах у детей развивается художественный вкус, они приобщаются к инструментальной музыке и обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Занятия по музицированию на детских музыкальных инструментах в ДОУ проводятся организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы, на занятиях решаются определенные педагогические задачи:
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
– формирование общей культуры личности детей, в том числе, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
– создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, понимание произведений музыкального искусства.
Игра на детских музыкальных инструментах обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Все внимание педагога при этом (особенно на начальном этапе обучения) должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Основная задача музыкального руководителя — создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда следуют требования к педагогической деятельности музыкального руководителя: грамотно подобранный репертуар и выразительное исполнение музыки; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к активному творческому поиску в передаче музыкальных образов.
Исполнению произведения детским оркестром предшествует длительная работа. Воспитанниками осваиваются определенные ритмоформулы, прослушивается и обсуждается выбранное музыкальное произведение, осуществляется совместный подбор музыкальных инструментов, наиболее точно отвечающий характеру музыкального произведения. При таком подходе ребенок не просто является исполнителем, он еще и является со-творцом, вкладывает свои чувства, свое понимание, свои переживания в исполняемую музыку, а не просто механически ее воспроизводит.
Музыкальный материал подбирается из лучших образцов музыкальной литературы (Д. Шостакович, Й. Гайдн, П. Чайковский, В. Моцарт, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, Р. Шуман и др.), не возбраняется использование так называемой «популярной» классики («Турецкий марш» В. А. Моцарта; «К Элизе» Л. Бетховена; «Вальс-шутка» Д. Шостаковича и пр.). Активно вовлекается в музицирование фольклорный материал.
Так, согласно наблюдению за воспитанниками подготовительных групп в начале года, только у 50 % наблюдалось хорошо развитое чувство ритма. Для того, чтобы чувство ритма формировалось у бо́льшего числа воспитанников, мы выбрали игру в детском оркестре как один из главных видов музыкальной деятельности дошкольников на занятиях. На занятиях использовались такие виды работы, как знакомство с основными ритмическими рисунками, знакомство с элементарными музыкальными инструментами и приемами игры на них, музыкально-дидактические игры. Подобные формы работы хороши для общего музыкального развития, так как они легки и доступны для всех детей.
В работе над развитием чувства ритма мы использовали игру на музыкальных инструментах исключительно в синтезе со словом и движением. Особенно важно, что поддержка текста игрой на музыкальных инструментах способствует лучшему запоминанию, более четкому произношению текста, более эмоциональному воспроизведению текста. Для знакомства с основными ритмическими рисунками мы применяли ритмические игры и упражнения, в которых используются стихи, считалки, прибаутки — тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания.
Прибаутка «Барашеньки» (с ложками)
Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах, дети развивают воображение, память, чувство ритма, слуховое внимание, учатся взаимодействовать в ансамбле [3].
«Апрель» С. Маршак
Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник |
Удары по треугольнику, имитация капели Глиссандо на металлофонах снизу вверх
Ритмичное встряхивание маракасов (один взмах на два слога) Игра на деревянных ложках (один удар на два слога)
Игра на свистульках Игра на колокольчиках |
Кроме игры на обычных музыкальных инструментах активно используются разнообразные «звучащие жесты» (этот термин принадлежит Гунильд Кетман, соратнице К. Орфа): хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно, по коленям соседа) притопы, удары по полу (всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами. Это помогает прочувствовать ритм на физическом уровне, и, таким образом, тренируется не только слуховая, но и мышечная память.
Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Кроме смешанных оркестров, в работе используются такие, как «оркестр ложкарей», «оркестр колокольчиков». Использование только одного вида инструментов для сопровождения музыкального произведения позволяет детям сосредотачиваться на различных ритмоформулах, динамике, способах звукоизвлечения без отвлечения на разнообразные тембры.
Особой любовью у детей пользуется оркестр ложкарей. Стук ложек отлично сочетается с любой мелодией, и маленькие ложкари справляются с любым ритмом и темпом. Кроме того, деревянные ложки — это самый доступный музыкальный инструмент не только для музицирования в детском саду, но и дома. К участию в оркестре ложкарей привлекаются не только воспитанники, но и их родители. Кроме того, благодаря игре на ложках удается привлекать детей к знакомству и сохранению русских традиций, знакомить детей с русскими народными ремеслами и промыслами.
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Воспитанники должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Сидеть или стоять дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. С первых занятий необходимо приучать детей к строго определенным местам.Работа с детским оркестром подразумевает несколько форм занятий. Это индивидуальная (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповая (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра) формы. Коллективная форма — самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
На музыкальных занятиях используются следующие виды оркестров:
– Ритмический шумовой аккомпанемент к песне, пьесе, исполняемой на фортепиано, в инструментальном сопровождении;
– Аккомпанемент на ксилофонах, металлофонах к песне, пьесе с использованием остинато и более развернутых партий.
Игра в детском оркестре помогает и в формировании вокально-певческой культуры воспитанников. Приучаясь в оркестре слушать музыкальное сопровождение, взаимодействовать в ансамбле ребенок при исполнении песен (сольно и с коллективом) уже умеет самостоятельно вслушиваться в аккомпанемент, реагировать на смену темпа и динамики, ведь метроритмическое чувство — это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования.
Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр.
«Дирижёр и оркестр». Один воспитанник становится дирижером, все остальные — оркестр. Дирижеру предоставляется возможность самостоятельно решить, как будет звучать музыкальное произведение.
«Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух. Называть можно имена в полной и уменьшительной форме (Маша, Мария, Машенька).
«Эхо». Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.
«Инструментальная карусель». Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем. Как только музыка зазвучит вновь, кладут инструмент на стульчик и продолжают движение по залу.
Мы считаем, что игра в детском оркестре обладает высокими показателями для развития чувства ритма старших дошкольников, обладает неоценимой помощью в формировании произвольного слухового внимания, речевых навыков и вокально-певческой культуры, учит умению взаимодействовать с коллективом, прислушиваться к музыке и анализировать собственное исполнение. Результаты наблюдения в конце года показали, что использование музыкальных инструментов в музыкальной деятельности старших дошкольников помогло сформировать чувство ритма на необходимом уровне у 89 % воспитанников, а также продолжает помогать успешно решать музыкально-педагогические задачи.
Литература:
- Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни, для искусства//2-е изд. журн. «Театр и искусство» / Ж. Далькроз. –1914. –120с.
- Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н. Г. Кононова. М.: Просвещение, 1990г.– 159 с.
- Мишунина, А. С. Использование речевых игры с музыкальными инструментами как средство развития речи / А. С. Мишунина//Музыкальная палитра.– 2016г. — № 2. — с.33.
- Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология / Г. П. Овсянкина. М.: «Союз художников», 2007. — 204 с.
- Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М.: Медгиз, 1951. — Т. 3. –4.2.–с.136.
- Тютюнникова, Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри / Т. Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. — 2006г. — № 6. — 3–4с.