К вопросу о применении логистических решений при устранении последствий дорожно-транспортных происшествий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аненкова, Алёна. К вопросу о применении логистических решений при устранении последствий дорожно-транспортных происшествий / Алёна Аненкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.1 (117.1). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/archive/117/28929/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрены дорожно-транспортные происшествия как один из основных источников появления так называемых пробок — дорожных заторов, одной из важных проблем больших городов. Цель статьи — рассмотреть варианты применения логистических решений для устранения последствий ДТП. Рассмотрены различные варианты решения данной проблемы, такие как применение беспилотных летательных аппаратов, монорельсовой системы, системы Эры-ГЛОНАСС и другие.

Ключевые слова: ДТП, логистические решения, эмерджентность, данные госавтоинспекции, службы спасения, беспилотные летательные аппараты, монорельсовая система, ЭРА-ГЛОНАСС, диспетчерский центр, ЖК-дисплеи.

На сегодняшний момент ДТП в мире, а особенно в России, является довольно распространенным явлением. Разного рода столкновения, опрокидывания транспортных средств; наезды на стоящие транспортные средства, на препятствия, на пешеходов, на велосипедистов, на гужевой транспорт, на животных и иные виды ДТП происходят каждый день. Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 10 лет назад встречалось по 1–2 ДТП в год, то сейчас их количество возросло до 1000 и более. Связано это прежде всего с существенно увеличившимся количеством автомобилей на улицах российских городов. А особенно много транспортных средств, как мы знаем, в мегаполисах. Ярким примером является Москва.

Больная тема Москвы — отсутствие достаточного количества дорожных информационных знаков. В Москве сложно ориентироваться даже москвичу. Что же говорить о приезжем водителе, который не может разобраться в движении, и где собственно он находится. Нет названий улиц перед перекрёстками в достаточном количестве, вот водитель и вынужден «тормозить», создавая при этом пробку, а то и аварийную ситуацию. А авария в свою очередь создаёт пробку из-за того, что аварийные машины долго стоят, тем самым создавая помеху движению других транспортных средств.

По данным статистики на период сянваря по сентябрь 2015 года пик аварий в Москве наблюдается по пятницам (на пятницы пришлось около 1200 ДТП за указанный период). Чаще аварии происходят с 17.00 до 20.00 в любой день недели. Количество ДТП составило 490 случаев (на данный период, согласно данным Госавтоинспекции [4]). Это говорит о том, что все спешат побыстрее приехать домой после тяжёлого рабочего дня, либо спешат заехать куда-нибудь и отдохнуть, после чего садятся за руль в нетрезвом состоянии.

По данным статистики на период с января по сентябрь 2015 года наиболее часто происходящими ДТП в Москве являются столкновения транспортных средств (около 3417 случаев за указанный период) и наезды на пешеходов (около 2557 случаев за указанный период, согласно данным Госавтоинспекции [4]).

Для решения проблемы пробок целесообразно применить логистическое управление. Логистическое управление можно считать инновацией, которая способна дать прорывной синергический эффект. Современный экономический словарь определяет синергию как возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности. Эмерджентность, в свою очередь, это свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.

Поэтому важно бороться с данной проблемой комплексно.

Начать можно с того, что пересадить инспекторов с машин на мотоциклы, для того чтобы они смогли быстро приехать на место ДТП, и мотивировать их, введя норматив времени по ликвидации ДТП с дороги. Также можно поступить и с сотрудниками страховых служб. В Москве это уже активно применяется. Второй спецбатальон ДПС — единственный в Москве, где есть патрули на мотоциклах. Эта смена уже прошла инструктаж и заступает на дежурство.

Важный вопрос, который может возникнуть: «Как же быстро сообщить об аварии?».

Целесообразно создать в Москве единый диспетчерским центр, операторы которого будут вызывать ближайшего инспектора ГИБДД.

Возможно, сделать специальный «короткий» телефонный номер в диспетчерский центр, в котором автоматически определят координаты телефона средствами сотовой связи [6].

Ещё одним шагом к решению проблемы, по нашему мнению, является применение беспилотных летательных аппаратов для гражданского назначения, а именно для борьбы с последствиями ДТП. Будет разумно — создать службу БПЛА, предназначенных для выявления ситуации при ДТП. В этом помогут беспилотные самолёты или беспилотные вертолёты.

БЛА самолетного типа предназначены для ведения воздушной разведки в любое время суток на удалении от 15 до 50 км с передачей видеоизображения в режиме реального времени. Беспилотные самолеты успешно решают задачи по обеспечению безопасности объектов и людей, по определению их координат.

БЛА вертолетного типа не требуют специально подготовленной взлетно-посадочной площадки, что делает их незаменимыми при проведении воздушной разведки в труднодоступных районах и в местах, где отсутствуют условия для взлета и посадки БЛА самолетного типа. [9]

Сегодня беспилотные летательные аппараты представлены достаточно широко. Их производство под силу многим странам, поскольку с этой задачей могут справиться небольшие лаборатории или институты. В чем же преимущества беспилотных летательных аппаратов? Во-первых, они в среднем на порядок дешевле пилотируемых самолетов, которые нужно оснащать системами жизнеобеспечения, защиты, кондиционирования. Нужно, наконец, готовить пилотов, а это стоит больших денег. В итоге получается, что отсутствие экипажа на борту существенно снижает затраты на выполнение того или иного задания. Во-вторых, легкие беспилотные летательные аппараты потребляют меньше топлива. Представляется, что для них открывается более реальная перспектива и при возможном переходе на криогенное топливо. В-третьих, в отличие от пилотируемых самолетов, машинам без пилота не нужны аэродромы с бетонным покрытием. Достаточно построить грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной всего 600 метров («беспилотники» взлетают с помощью катапульты, а приземляются «по-самолетному», как истребители на авианосцах).

Основной критерий выбора типа летательных аппаратов — стоимость. Благодаря стремительному развитию вычислительной техники существенно подешевела «начинка» — бортовые компьютеры «беспилотников». На первых аппаратах использовались тяжелые и громоздкие аналоговые вычислительные машины. С внедрением современной цифровой техники их «мозг» стал не только дешевле, но и умнее, компактнее и легче. Это означает, что аппаратуры на борт можно взять больше, а ведь именно от нее зависят функциональные возможности беспилотных самолетов [10].

В связи с вышеизложенным применение БЛП видится необходимым.

Поэтому очевидцам или участникам ДТП останется только позвонить в данную службу. Далее диспетчеры направят необходимый летательный аппарат, который наглядно продемонстрирует ситуацию с места событий. И тогда будет решаться вопрос, какие службы требуется отправить: службы МЧС, пожарные службы или другие.

Мало кто знает, но сейчас активно разрабатывается программа ЭРА-ГЛОНАСС, а именно, система экстренного реагирования при авариях (ДТП), основана на европейском стандарте eCall. Стандарт eCall направлен на установление устройств в автомобилях, которые будут автоматически набирать номер 112 в случае серьезного ДТП, в случаях развертывания подушки безопасности и информации датчика удара. eCall основана на E112(номер крайней необходимости). По некоторым оценкам, eCall может ускорить процесс реагирования на чрезвычайные ситуации на 40 % в городских районах и на 50 % процентов в сельской местности [10].

В России система разработана с использованием системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС по поручению Правительства РФ. Система полностью интегрирована с европейским стандартом eCall, а также белорусской ЭРА-РБ и казахской ЭВАК, создающимися в рамках Таможенного союза.

При тяжёлой аварии, например, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, терминал автоматически определяет местоположение пострадавшего транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС, устанавливает связь с фильтрующим контакт-центром «ЭРА-ГЛОНАСС» и передаёт данные об аварии по каналам сотовой связи — координаты и время ДТП, VIN транспортного средства. Оператор голосом уточняет детали происшествия и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет службы экстренного реагирования, например, спасателей МЧС, Скорую помощь, ГИБДД. Водитель или пассажиры могут также вручную включить устройство, передать данные и связаться с оператором. Деятельность фильтрующего контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС» организована силами дочерней компании ОАО «Ростелеком» «Ростелеком Контакт-центр» [10].

Система ЭРА-ГЛОНАСС призвана спасать до 4000–6000 жизней ежегодно, снизив смертность на дорогах России более чем на 20 %. Это достигается за счет сокращения времени реагирования на происшествие службами МВД, МЧС и скорой помощи.

В качестве варианта считаем целесообразным использовать следующий механизм. В районе развязок МКАД установить дисплеи, благодаря которым водители смогут увидеть, на каких участках образовались заторы, аварии, узнать пути их объезда, а также скорость, с которой лучше двигаться в определенный момент. Информация будет передаваться и по радио, и через интернет, что позволит автомобилистам узнать дорожную обстановку через планшет, смартфон, навигатор.

К примеру, на выставке «Тибо-2015» представили данную систему детектирования инцидентов и маршрутного ориентирования, созданную по инициативе Минского городского исполкома и столичной Госавтоинспекции.

На некоторых участках Минской КАД и трассе М2 планируют установить видеокамеры, которые автоматически определяют параметры транспортного потока: интенсивность движения, скорость. Также они начнут фиксировать произошедшие инциденты: пробки, остановку транспортных средств и прочее. Информация будет автоматически передаваться в командный центр, оттуда дорожно-постовым службам, а при необходимости — МЧС и скорой. «Это позволит сократить время реагирования данных служб. А значит, не раз спасет жизни людям, которые будут нуждаться, к примеру, в неотложной помощи» — пояснил создатель данной системы А. Пыхтин.

На сегодняшний день данная система работает в тестовом режиме на пересечении Минской кольцевой автодороги с Партизанским проспектом [5].

Следующим вариантом решения нам видится прокладка монорельса поверх оживленных дорог либо поверх опасных участков на дорогах для бригад МЧС и скорой помощи. Бесспорным и основным преимуществом монорельсового транспорта является прохождение его вторым уровнем над улицами и дорогами, что означает отсутствие пересечений его с любым другим видом транспорта. Участникам ДТП не придётся долго ждать, когда же прибудет скорая или МЧС. По иронии судьбы пострадавших, находящихся в критическом состоянии, не всегда успевают довезти до больниц по причине пробок. Поэтому монорельсовая система может помочь быстро транспортировать пострадавших в больницы, тем самым не попадая в пробку, как это часто случается на наземном транспорте.

Монорельсовая система поможет бороться не только с последствиями ДТП, но и с транспортным коллапсом в целом. Основное преимущество монорельсовой дороги заключается в том, что она, как и традиционный метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города. Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных рельсовых составов, так как отсутствует опасность схода состава с рельс. Кроме того, вероятность столкновения с другими объектами дорожного движения ничтожно мала. Но главным недостатком данного вида транспорта является то, что содержание монорельсовой линии гораздо дороже, чем линии любого другого общественного транспорта [7].

Однако страной с самой развитой монорельсовой системой является Япония. В Токио существует несколько линий монорельсового транспорта, появившихся в японской столице в 1957 году. Поезда на монорельсовых линиях движутся по одному рельсу, полностью автоматизированы (не имеют машиниста), встречные составы разъезжаются только на станциях. Рельсы могут располагаться как под вагонами, так и над ними.

Поэтому строительство монорельсовой системы нам видится целесообразным решением, так как монорельс быстр в строительстве и в вводе в эксплуатацию по сравнению с подземным метрополитеном без необходимости дорогостоящего выкапывания подземных тоннелей или переноса подземных коммуникаций.

Подводя итог, важно отметить, что только построение логистических моделей взаимодействия всех субъектов, участвующих в жизни крупного города, а также формирование единого логистического пространства и грамотности в области логистики среди жителей позволят находить приемлемые эффективные решения ряда логистических проблем мегаполиса.

По официальным данным, полученных из органов дорожной инспекции, аварии обычно возникают под влиянием четырёх факторов: среды (климатических условий, и окружающих машину объектов), трассы (организации передвижения, инфраструктуры и состояния дорожного покрытия), само средство передвижения (его техническое состояние и возможности) и автомобилист (его умение, навыки и стиль езды). Любой из этих факторов может спровоцировать возникновение аварии, но один только автомобилист своими правильными действиями сможет уменьшить возникновение влияния вышеперечисленных факторов. Поэтому будьте внимательны на дорогах, и тогда не придётся прибегать к таким сложным методам ликвидации последствий ДТП.

Литература:

  1. Логистика и мегаполис: проблемы и решения, (2011), Лобанов Н. — Режим доступа: / www.e-xecutive.ru/community/articles/1453825/
  2. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики, (2014), Ташбаев Ы. Э. –Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_80/article_2701
  3. (2015). — Режим доступа: http://www.fort-monitor.ru/era-glonass/
  4. Официальный сайт статистики ГИБДД, (2014). — Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/
  5. Клуб логистов, Новости/Технологии, (2015). — Режим доступа: http://www.logists.by/news/view/Na-MKAD-ystanovyat-displei
  6. Логистика как инструмент решения проблемы пробок в мегаполисе, (2014). — Режим доступа: http://www.rostransport.com/article/12/
  7. Городской пассажирский транспорт, (2012). — Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/gorodskoy-passazhirskiy-transport/monorels-za-i-protiv.html
  8. Московский спецбатальон ДПС — охотники на «летучих голландцев», (2010). — Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=386656
  9. Беспилотный летательный аппарат (2013). — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспилотный_летательный_аппарат
  10. ZALAAEROGROUP Беспилотные системы, (2015). — Режим доступа: http://zala.aero/category/production/bla/
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, монорельсовая система, аппарат, данные, ДТП, скорая помощь, указанный период, воздушная разведка, диспетчерский центр, европейский стандарт.


Ключевые слова

эмерджентность, ДТП, логистические решения, данные госавтоинспекции, службы спасения, беспилотные летательные аппараты, монорельсовая система, ЭРА-ГЛОНАСС, диспетчерский центр, ЖК-дисплеи

Похожие статьи

Использование преграды типа «лежачий полицейский» на железнодорожных переездах

В данной статье рассматривается проблема высокой аварийности на железнодорожных переездах. Проблема безопасности на железнодорожных переездах решается на протяжении долгого времени. Различные технические средства позволяют облегчить безопасность желе...

К проблеме снижения количества электроожогов: пути решения

В статье рассмотрены проблемы электротравматизма в России и особенности возникновения электроожогов на производстве. Дана общая статистика смертельных случаев от электротравм в нашей стране и на объектах подконтрольных Ростехнадзору. Приведена класси...

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте

В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток

В данной статье путем аналитического сравнения статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях, представленных государственной автоинспекцией за первое полугодие 2016 года, выявляются характерные особенности повышенного числа ДТП в определ...

Перспективы использования технологий Face ID для идентификации человека в аспекте проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассматривается внедрение современных технологий идентификации посредством анализа биопараметров в метрополитене. Анализируется техническая возможность обеспечения такими технологиями метрополитен и рассматриваются плюсы и минусы этих технол...

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на городских дорогах

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий.

Анализ безопасности эксплуатации железнодорожных переездных комплексов на основе видеоматериалов интернета

В статье рассмотрены происшествия на железнодорожных переездах, выполнена обработка информации из сети интернет, сделаны выводы о влиянии различных факторов на аварийность.

Управление транспортными потоками на улично-дорожной сети города

В статье представлено определение дорожных контроллеров и детекторов транспорта, необходимость их использования в современной транспортной инфраструктуре городов. Перечислены основные и вспомогательные функции дорожных контроллеров.

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Похожие статьи

Использование преграды типа «лежачий полицейский» на железнодорожных переездах

В данной статье рассматривается проблема высокой аварийности на железнодорожных переездах. Проблема безопасности на железнодорожных переездах решается на протяжении долгого времени. Различные технические средства позволяют облегчить безопасность желе...

К проблеме снижения количества электроожогов: пути решения

В статье рассмотрены проблемы электротравматизма в России и особенности возникновения электроожогов на производстве. Дана общая статистика смертельных случаев от электротравм в нашей стране и на объектах подконтрольных Ростехнадзору. Приведена класси...

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте

В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток

В данной статье путем аналитического сравнения статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях, представленных государственной автоинспекцией за первое полугодие 2016 года, выявляются характерные особенности повышенного числа ДТП в определ...

Перспективы использования технологий Face ID для идентификации человека в аспекте проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассматривается внедрение современных технологий идентификации посредством анализа биопараметров в метрополитене. Анализируется техническая возможность обеспечения такими технологиями метрополитен и рассматриваются плюсы и минусы этих технол...

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на городских дорогах

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий.

Анализ безопасности эксплуатации железнодорожных переездных комплексов на основе видеоматериалов интернета

В статье рассмотрены происшествия на железнодорожных переездах, выполнена обработка информации из сети интернет, сделаны выводы о влиянии различных факторов на аварийность.

Управление транспортными потоками на улично-дорожной сети города

В статье представлено определение дорожных контроллеров и детекторов транспорта, необходимость их использования в современной транспортной инфраструктуре городов. Перечислены основные и вспомогательные функции дорожных контроллеров.

Разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта

В статье описана разработка многофункциональных информационных датчиков для автотранспорта и железнодорожного транспорта. Описаны основные свойства работы датчиков, ориентировочная цена и план реализации данного проекта.

Задать вопрос