Экономическое и социальное обоснование решения по переносу (или не переносу) столицы РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Турбина, Д. И. Экономическое и социальное обоснование решения по переносу (или не переносу) столицы РФ / Д. И. Турбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.1 (117.1). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/archive/117/30289/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье говориться о том, что перенести столицу было бы целесообразно, так как многие факторы говорят о том, что Москва не соответствует требованиям столицы и не справляется возложенной на нее работой.

Ключевые слова: столица, Москва, политика, бизнес, экономика, мобильность, инфраструктура, расходы.

Введение:

В России часто говорят о переносе столицы Москвы в другой город. В основном мнения на эту тему высказывают политики, руководители регионов, ученые и писатели. Вообще идеи о переносе столицы зародились еще в 90-е годы. В это время об этом писал В. Л. Цымбурский, имел свои рассуждения на эту тему и А. С. Панарин, считавший, что центр страны может сдвинуться за Урал А вот, например, А. Г. Дугин предлагал перенести столицу в Казан, хотя С. В. Хатунцев поддерживал Панарина. Но к сожалению, все это заканчивается незначительными спорами, причем как такового обоснования исторического или социального никто не приводит. В результате все мысли и планы сходят на нет, делая акцент на том, что это неосуществимая идея.

В данной статье я постараюсь рассмотреть составляющие элементы этого проекта и дать экономическое и историческое обоснование.

Постановка проблемы:

На сегодня Москва является самой крупной из мировых столиц и занимает седьмое место среди всех городов мира по величине. Ни один город Европы не сравниться с Москвой ни по плотности населения, ни по плотности застройки, ни по уровню цен. Несмотря на то, что рубль упал, Москва остается самым дорогим городом в Европе. Однако если сравнивать с прочими городами мира из первой 20-ки Москва является демографически слабым регионом.

По сравнению со многими азиатскими странами и с точки зрения мировых стандартов, в Москве отсутствуют многие базовые компоненты инфраструктуры (Например, нормальные и удобные парковки, что касается природы, то отсутствуют зеленые зоны и т.д.). Опираясь на недавние опросы компании Mercier, в которых было использовано 39 различных параметров, можно увидеть следующие результаты: по уровню жизни Москва из 215 городов заняла всего лишь 166 место. По степени дружелюбности Москва почти в самом конце среди европейских городов. Также Москва входит в десятку наиболее смертоносных мировых метрополисов. В итоге выходит, что Москва является одним из самых дорогих городов, но в тоже время закрепляет за собой сомнительную репутацию города с низкокачественным уровнем жизни.

В других европейских странах все функции разделены меду несколькими городами, а в России выполняет все эти функции Москва.

Экономика переноса столицы:

В 2002 году в одном из своих выступлений бывший мэр Москвы Юрий Лужков оценил стоимость переноса столицы в 150миллиард. долларов. Этим самым обосновал то, что перенос невозможен, потому что такую сумму российский бюджет не потянет.

Скорей всего, Лужков отталкивался от того, что проект переноса относится к расходным статьям бюджета — именно это является одной из ошибок в разговорах о переносе столицы. Перенос столицы необходимо рассматривать не в качестве очередной расходной статьи, но в качестве инвестиции и капитального проекта, который кроме всего прочего имеет внутренний ресурс финансирования. Перенос столицы может дать повод для сокращения кадрового состава российских министерств и ведомств и позволит сократить расходы на содержание чиновников. Но это конечно же при условии, экономическая эффективность этого проекта не будет уступать его политической важности и что бюджет не будет разворован.

Кроме того, в самом бюджете Москвы существуют значительные резервы, которые можно использовать для проекта переноса столицы. По некоторым оценкам, московский бюджет вполне сопоставим с бюджетом крупнейших городов мира: Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Но даже по сравнению с этими богатыми бюджетами в московском бюджете есть статьи, которые выглядят весьма экстравагантно — например, бюджет на озеленение города (в 2008 году на программу озеленения было выделено 18 млрд рублей), на отлов бродячих собак (2 млрд рублей), на строительство дирижаблей (100 млн рублей), а есть еще и такие статьи как строительство Домов Москвы, гостиниц и домов отдыха в разных городах мира. Эти средства без заметного ущерба для Москвы можно было бы перенаправить на более приоритетный национальный проект переноса столицы.

В общем и целом финансовый аргумент против переноса столицы — вне зависимости от чисто экономических возражений, которые были приведены выше, — напоминает ситуацию тяжелобольного человека, который отказывается от курса лечения, ссылаясь на дороговизну лекарств. Поэтому ссылки на высокую стоимость проекта переноса следует отставить как несостоятельные.

Почему следует перенести столицу:

Итак, перечислим причины переноса столицы России в другой город в систематическом виде.

Слабости современной российской столицы нельзя не заметить, устаревшая инфраструктура, малые возможности для роста города, сталинизм. Рассмотрим данные слабости совершенно подробно.

  1. Отделение бизнеса от государства. Сотрудничество бизнеса и власти тормозит экономическое и социальное развитие государства. Одной из главных задач России, да и любой другой страны, стоит отсечение бизнеса от политики. Данная задача кажется не реально для России, однако в истории нашей страны очень много было совершено государственных переворотов, которые способствовали зарождению и осуществлению реформ. Конечно, перенос столицы не извлечет этот недостаток в полной мере, но поможет противостоять бандитизму, который между прочим очень тесно связан с чиновничеством. Пространственная близость бизнесов и чиновничества всегда была и остается самой лучшей областью для развития бандитизма, постоянно поддерживающего его и создает условия для его непрерывного рождения. Было бы наивно ждать, что простая смена столиц уберет данную проблему, но перемещение сил, выпускание корней, осмотр позиций противника в районе предстоящих боевых действий лично командиром займет время, и это даст какой-то шанс хорошим переменам.
  2. Полная мобильность населения России и формирование нового поколения лидеров. Сегодня Москва является городом, который позволяет самореализоваться большей части россиян. Однако у населения низкий уровень мобильности прежде всего из-за огромных цен на жилье. Перенос столицы неизменно будет сподвигать развитию новых элит, необходимых для развития страны, и сделает новые условия и мысли для социальной мобильности.
  3. Улучшение инфраструктуры. В Москве нет нормальных условий не только для нормальной социальной мобильности, но и для простой физической мобильности. Как мы могли убедиться на основании показателей, по большинству инфраструктурных показателей Москва уже не в состоянии выполнять не только функции и задачи столицы, но и задачи экономически эффективного мегаполиса. По расчетам специалистов, только естественный рост парка московских автомобилей полностью парализует движение в городе в ближайшие 3 года. Высокие цены и низкое качество жизни являются естественным следствием внеэкономических факторов, которые определяют обычную жизнь в городе и портят его статусом столицы. Передвижение кортежей московских чиновников может блокировать движение на уже и так предельно перегруженных ключевых транспортных трасс столицы на несколько часов. Хотя общее состояние инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Москвы заметно улучшились за последние 10 лет, с точки зрения международных стереотипов их можно считать катастрофическими.
  4. По мнению многих специалистов, технический и инженерный потенциал укрупнения и перепланировки Москвы в полной мере исчерпан.
  5. Смена столицы, верно, само по себе тоже не сможет решить проблемы социальной справедливости, которые горячо стоят в России, но будет способствовать рождению нового подтекста для их решения. Исторически Москва работала не только (и тем более не столько) как город, который дает возможности реализации и карьерного роста энергичных и амбициозных провинциалов, как это характерно для остальных мировых мегаполисов, сколько как территория особых привилегий, дающая ее обитателям полный или частичный доступ к национальным ресурсам страны. (Московский бюджет в пересчете на одного москвича в настоящее время в 8–10 раз превышает бюджет больших регионов России.) Уже в советский период скрытая классовая и имущественная группа принудительно отделялась, дополнялась и ухудшалась пространственной сегрегацией. И этим Москва определенно консервировала и продолжает консервировать многие феодальные или крайне отсталые институты и элементы отношений, которые были в СССР (например, институт прописки, городскую «дедовщину», культ социальных дистинкций, которые возникают на почве принадлежности к привилегированному пространству — например, категории лимитчиков и гастарбайтеров, жителей Подмосковья, которые могут маркировать людей в качестве социально убогих). Поэтому — по подобию или даже антиподобию с Китаем — Москву можно назвать «особой внеэкономической землей» (само сочетание качеств самого дорогого и самого низкокачественного города уже, казалось бы, указывает на невосприимчивость цен к рыночным позывам). Перенос столицы в какой-то мере способствовал бы преодолению этой социальной нестабильности и возникновению новых возможностей развития гражданского самосознания.
  6. Москва переполнена советской символикой, которая дает ложные идейные позывы и ориентиры. Простое переименование улиц не изменило данной ситуации. Старая советская идея доминирует во всем визуальном ряде города, находясь не только в названиях, памятниках, геральдике и памятных досках, но и сохраняется в латентном виде в общей топографии города, его изначальной структуре, конфигурации зданий, цветовой гамме, в общем настроении и атмосфере. Перенос столицы помог бы по-новому задать вопрос о преемственности между современной Москвой и ее политической ролю в российской истории (в частности в подавлении свободных республик Новгорода и Пскова и уничтожения местного и исторического самосознания в крупных русских центрах, в том числе и фальсификация или уничтожение Москвой исторических историй удельных княжеств). Многие истории России на самом деле писались не с позиций России как таковой, а с позиций интересов московских князей. Москва поднялась в период перемещении киевских славян на Восток, во время покорения угро-финских и тюркских племен, на границе со Степью. Эта роль на пути покорения русскими восточных земель сегодня ушла в прошлое.
  7. Перенос столицы поспособствует самой Москве решить многие старые и новые проблемы: уменьшить население города, сохранить остатки старинных московских памятников архитектуры и уравновесить и оживить городской бюджет. Уже в 70-е годы в официальный генеральный план Москвы была положена идея о том, что объективные размеры города для комфортного проживания не должны превышать 7 миллионов человек. Удобная радиально-кольцевая система, идеально приспособленная для нормальной жизнедеятельности такого количества населения. Приближение численности населения Москвы к этой оптимальной точке приведет к тому, что квартиры станут более доступными, разгрузятся транспортные дороги, город станет более интересным для туристов. Было бы наивным ждать, что Москва сможет стать конкурентом Нью-Йорка, Лондона или Парижа по притоку туристов, но с
  8. падением цен город сможет использовать свой колоссальный туристический потенциал и хотя бы удвоить объем туристов в Первопрестольную иностранных гостей. Данному улучшению событий может способствовать юридическая мобильность иностранных гостей, жителей СНГ и субъектов российской федерации (в данное время такая мобильность очень затруднена в результате уже упоминавшихся полуфеодальных понятий вроде прописки и обязательной регистрации, но это тема для другого разговора). Это даст Москве найти свое новое сходство и более надежные и долговременные источники для пополнения бюджета. Напомню, что больше половины бюджета таких городов как Париж или Лондон составляет туристический доход.
  9. Наверно не существует какое-то изменение величин между «охотой к переносу столиц» и демократическим характером общества. В современном мире столицы менялись в таких честно диктаторских или не вполне демократических государствах как Бирма, Малайзия или Венесуэла. Но все равно, есть основания полагать, что в условиях жесткой моноцентрической модели перенос столицы может изменить демократизацию и либерализацию страны. Демократическое развитие государства во многом состоит в создании институтов, которые служат равновесием и противовесами и уравнивают разные интересы, социальные и территориальные. В этом смысле положение столицы можно рассматривать в качестве административно-территориального аспекта, степени демократичности общества и его стабильности. Сквозь зубы распространенному представлению, происхожденческого господства Москвы, которая не знала себе никаких реальных конкурентов и могла запросто представлять свои собственные интересы в виде интересов общенациональных, было и остается источником нестабильности. В широкой исторической перспективе сверхцентрализация всегда была причиной полной уязвимости и политической нестабильности цивилизаций. Данная уязвимость могла показать себя в результате природных и социальных катаклизмов, интервенции соседних государств, в возможностях быстром захвате политической власти. Наиболее известными и цветными примерами хрупкости подобных цивилизаций являются Древний Египет и цивилизации майя и ацтеков. В Египте все властные полномочия и весь массив культуры был во власти и в руках жрецов. Падение данного класса, сосредоточенного в культовых и религиозных центрах, привело мощную египетскую цивилизацию к быстрой гибели. Тайна крайней уязвимости майя состояла в сверхцентрализации всех форм власти и культуры в одном древнем центре и отсутствии всяких демократических компонентов в трансляции культуры. Захват конкистадорами древней столицы Мексики привел к незамедлительной гибели майя, которые располагали огромным численным превосходством. История знает и многие другие примеры того, как, напротив, умелое и улучшенное перенесение столицы и создание новых автономных центров, пусть и со значительно другой системой ценностей, давало улучшенный импульс государственности и позволяло спасти цивилизацию от внешней угрозы. Наиболее цветным примером такого рода является смена столицы Римской Империи в Константинополь, который продлил существование империи на тысячу лет.
  10. Наконец, смена столицы даст существенно сократить расходы на чисто административные функции и оживить бюджет и политическую архитектуру современной России. В данное время огромная «голова», берущая около 80 процентов всех финансовых потоков, стоит на неровном карликовом экономическом фундаменте в лице всей остальной России, который лишен доступа к финансовому сердцу. Развитие экономики требует распределение этих финансовых потоков. Если финансовые потоки сравнивают с кровеносной системой экономики, то тогда требования физиологии требуют обеспечить кровоснабжением все участки организма.

Заключение:

Интерес к вопросу о переносе столицы дал о себе знать еще в советское время. Преимущества переноса столицы обсуждались еще советскими социологами, которым уже тогда столичный статус Москвы казался неприемлемым для столицы. Помимо корыстных деяний чиновников и инерции, обосновать бездействие можно опираясь на глубинные ментальные структуры: Наши предки считали, что единство страны может быть только тогда, когда все силы сосредоточены в центре, что исторический центр (Кремль) должен совпадать с актуальным центром. Приверженцы идеи Москвы как безусловной и априорной столицы нередко руководствуются в своих выводах особого рода мышлением и особыми категориями.

На основании всего вышесказанного создается впечатление, что трудности сегодня возникают не только на уровне выработки достойного ответа на сложившуюся ситуацию, но и на уровне грамотной поставки самого вопроса и формулировки проблемы.

Литература:

  1. Александр Баунов/Куда перенести столицу из Москвы. [Электронный ресурс]// Как применить в России мировой опыт переноса столиц:http://slon.ru/russia/kuda_perenesti_stolicu_iz_moskvy-596045.xhtml
  2. Дмитрий Липскеров: о переносе столицы из Москвы и ее гибели. [Электронный ресурс]//Источник:http://sobesednik.ru/obshchestvo/20150911-dmitriy-lipskerov-o-perenose-stolicy-iz-moskvy-i-ee-gibeli
  3. Исследования StrategyPartnersGroup: Качество жизни в Москве в 2013 году. [Электронный ресурс]//Центр гуманитарных технологий. — 04.09.2013. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/09/04/6206
  4. Михаил Мельников/Статья «Перенос столицы из Москвы за Урал: плюсов больше, чем минусов» из номера «Квадратъ». [Электронный ресурс]//- № 43 от 9 сентября 2013: http://topkvadrat.ru/freestyle/article/perenos-stolicy-iz-moskvy-za-ural-plyusov-bolshe-c-20284
  5. Мнение: Новосибирск, зачем нужно переносить столицу. [Электронный ресурс]// — 14–09–2015/Политика/Статьи о политике/Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ:http://oko-planet.su/politik/politiklist/292918-mnenie-novonovosibirskzachem-nuzhno-perenosit-stolicu.html
  6. Новая Столица России. [Электронный ресурс]// Экологическое движение за Новую Столицу — http://novaya-stolitsa.livejournal.com/
  7. О переносе столицы России. [Электронный ресурс]//Мартин Часослов, специально для «Кашина». — 14.05.2015. URL: http://kashin.guru/2015/05/14/o-perenose-stolitsy-rossii/
  8. Особая внеэкономическая зона России. Почему необходимо перенести столицу из Москвы. [Электронный ресурс]//liberty.ru:http://www.liberty.ru/Themes/Osobaya-vneekonomicheskaya-zona-Rossii.-Pochemu-neobhodimo-perenesti-stolicu-iz-Moskvy
  9. Против переноса столицы выступили 80 процентов россиян. [Электронный ресурс]//LENTA.RU — 11.09.2015./Архив: http://lenta.ru/news/2015/09/11/capital/
  10. Вольский С./ О необходимости переноса столицы России в Сибирь. [Электронный ресурс]// -14.01.2003/Финам: http://www.finam.ru/analysis/newsitem09148/
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, перенос столицы, город, Россия, Лондон, Московский бюджет, Париж, смена столицы, город мира, полная мера.


Похожие статьи

Проблемы транспортной инфраструктуры в Новой Москве

В данной статье рассматриваются основные проблемы транспортной инфраструктуры. Проводится анализ современного состояния транспортной системы, а также, рассматриваются пути решения существующих проблем.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Методы оценки уровня безработицы в мегаполисах России и Китая

В статье произведено сравнение российской модели, основанной на методах Международной организации труда, и китайской национальной модели оценки уровня безработицы. На основе исследований установлена причинно-следственная связь показателей уровня безр...

Особенности размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа в г. Пензе

В статье рассматриваются вопросы размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа. Необходимость освоения новых, более сложных территорий возникает в том числе из-за тенденции роста населения и повышения уровня жизни. Выбранный для анализа учас...

Проблематика развития территорий вдоль проспекта Салавата Юлаева в Уфе

Территории, расположенные вдоль проспекта Салавата Юлаева в городе Уфа — крайне неоднозначны с точки зрения функционального наполнения и с позиций качества городской среды. Эти территории характеризуются планировочной разрозненностью, хаотичной застр...

Зеленые зоны городской среды

В статье авторы исследуют принципы озеленения среды города. Доказывается, что зеленые зоны являются незаменимой составляющей любой городской среды.

Экологические проблемы мегаполисов

Рассмотрены основные экологические проблемы, с которыми сталкиваются сегодня мегаполисы. Установлено, что экологические проблемы крупных городов связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышле...

Оценка потерь, связанных с автомобильными «пробками» в мегаполисе

Рассматриваются причины сложной транспортной ситуации в столице, проводится экономическая оценка потерь, которые выявляются в такой ситуации.

Вертикальное озеленение многоэтажных домов города Комсомольска-на-Амуре

В статье представлено теоретическое изложение актуальности вертикального озеленения городской среды с позиции экологического оздоровления окружающей среды. С учетом теоретической базы, разработан проект использования мини — фермы для озеленения прост...

Похожие статьи

Проблемы транспортной инфраструктуры в Новой Москве

В данной статье рассматриваются основные проблемы транспортной инфраструктуры. Проводится анализ современного состояния транспортной системы, а также, рассматриваются пути решения существующих проблем.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Современные формы городской структуры

В статье авторы отражает проблемы и задачи формирования городской среды и городского пространства, факторы влияющие на процесс образования структур города. Раскрывает понятие функционального зонирования территории. А также наиболее актуальные на сего...

Методы оценки уровня безработицы в мегаполисах России и Китая

В статье произведено сравнение российской модели, основанной на методах Международной организации труда, и китайской национальной модели оценки уровня безработицы. На основе исследований установлена причинно-следственная связь показателей уровня безр...

Особенности размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа в г. Пензе

В статье рассматриваются вопросы размещения жилой застройки в условиях сложного рельефа. Необходимость освоения новых, более сложных территорий возникает в том числе из-за тенденции роста населения и повышения уровня жизни. Выбранный для анализа учас...

Проблематика развития территорий вдоль проспекта Салавата Юлаева в Уфе

Территории, расположенные вдоль проспекта Салавата Юлаева в городе Уфа — крайне неоднозначны с точки зрения функционального наполнения и с позиций качества городской среды. Эти территории характеризуются планировочной разрозненностью, хаотичной застр...

Зеленые зоны городской среды

В статье авторы исследуют принципы озеленения среды города. Доказывается, что зеленые зоны являются незаменимой составляющей любой городской среды.

Экологические проблемы мегаполисов

Рассмотрены основные экологические проблемы, с которыми сталкиваются сегодня мегаполисы. Установлено, что экологические проблемы крупных городов связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышле...

Оценка потерь, связанных с автомобильными «пробками» в мегаполисе

Рассматриваются причины сложной транспортной ситуации в столице, проводится экономическая оценка потерь, которые выявляются в такой ситуации.

Вертикальное озеленение многоэтажных домов города Комсомольска-на-Амуре

В статье представлено теоретическое изложение актуальности вертикального озеленения городской среды с позиции экологического оздоровления окружающей среды. С учетом теоретической базы, разработан проект использования мини — фермы для озеленения прост...

Задать вопрос