The article deals with the impact of Maritime Silk Road on the international shipping and global trade. Much attention is given to broader strategic frameworks that China refers to as One Belt, One Road. China’s Maritime Silk Road is not aimed primarily at changing China’s role in international shipping, but rather is part of a highly ambitious long-term programme for the economic integration of a vast zone that comprises Europe, Africa and most of Asia, including Russia, on the basis of infrastructure development. China’s new initiatives discussed in this report are accelerating the growth of its influence on maritime trade patterns as well as in Asia, Africa and Europe more broadly.
Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфраструктуры, что облегчает торговлю по суше между востоком и западом. Также показано, как Китайские планы и проекты, затронутые в этой статье, влияют на ускорение роста развития морских торговых моделей, а также Азии, Африки и Европы в целом.
Ключевые слова: Великий Шелковый путь, логистика, глобализация, Всемирная торговля, экономический пояс, судоходство, мировая экономика, Международные рынки, товаропроводящие и торговые сети
Keywords: Maritime Silk Road, logistics, the globalization, the world trade, the Silk Road economic belt, international shipping, the world economy, global market situation
Являясь крупнейшей в мире торговой нацией, Китай отвечает примерно за 10 % мировой торговли [1]. Большинство этих товаров перевозятся судоходным транспортом, из чего следует, что Китай является основным пунктом назначения и отправной точкой для международных судоходных маршрутов. Семь из десяти самых оживленных контейнерных портов в мире расположены в Китае, самый крупный и значимый из которых находится в Шанхае [2]. Неудивительно, что Китай занимает очень важное место в международном судоходстве. Среди двенадцати крупнейших контейнерных перевозчиков со всего мира три судоходные компании являются китайскими [3]. Китай является третей по величине судоходной нацией и крупнейшей судостроительной нацией в мире [4]. Кроме того, амбиции Китая в морской области выходят за рамки судоходства. Все вообще Китайские фирмы принимают активное участие в строительстве и управлении портами по всему миру [5].
Особенно актуальным с европейской точки зрения является то, что китайское правительство в настоящее время разрабатывает масштабную программу строительства морской инфраструктуры вдоль главного трансконтинентального судоходного пути Европа- Центральная Азия. Инициатива Китая направлена на построение «морского шёлкового пути 21-го века» а именно развитие порта в Юго-Восточной Азии, вокруг Индийского океана и в восточной части Средиземного региона [6].
Термин «шелковый путь» вошёл в историю в 19 веке и относится к традиционной восточно-западной торговой сети в Евразии и регионах Индийского океана, которые процветали до шестнадцатого века [7]. Эта сеть состоит как из морских торговых путей, так и из путей, проходящих по суше. Используя этот термин, китайское правительство подчеркивает коммерческий и открытый характер современной версии этой сети. Китайское руководство публично заявило о своей инициативе разработки морского шёлкового пути 21-го века в октябре 2013. Ранее в этом году Китай уже начал развивать идею экономического пояса шёлкового пути, которая направлена на усовершенствование инфраструктурного взаимодействия зон, прилежащих к северо западной части Китая и Балтийскому морю.
Морской шелковый путь, как запланировано Китаем, позволит значительно улучшить связь между западной частью тихого океана, индийского океана и Средиземного моря, между южной Азией и восточной Африкой, а также улучшится взаимодействие между восточной Азией и Европой [8]. Основным элементом Шёлкового пути является экономический пояс, который заключается в высоком уровне развития инфраструктуры, что облегчает торговлю по суше между востоком и западом. Главный евразийский коридор должен быть дополнен несколькими более мелкими северо-южными коридорами. Транспортный коридор БКИМ (Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма) направлен на улучшение транспортных связей между провинцией Юньнань на юго-западе Китая и главными портовыми городами, расположенными вдоль Бенгальского залива, включая Калькутту и Читтагонг [9]. Среди преимуществ инфраструктурных проектов в Южной и Юго-Восточной Азии для Китая есть и то, что они могут внести свой вклад в систему более быстрой и безопасной транспортировки нефти с ближнего востока в Китай по более коротким маршрутам, избегая соприкосновения с Молаккским проливом и южно-Китайским морем. Кроме того, к северу от экономического пояса Шёлкового пути проходит несколько железнодорожных путей, соединяющих Китай и Европу через Казахстан, Россию и Белорусь, которые все чаще используются для транспортировки товаров, преимущественно из Китая в ЕС.
Китай также планирует расширить свою национальную железнодорожную систему в сторону Непала (через Тибет) и ряда стран Юго-Восточной Азии, включая Таиланд и Сингапур (через Юньнань) [10]. Благодаря Китайско-Пакистанскому экономическому коридору должно улучшиться состояние дорог, состояние железнодорожных и трубопроводных связей между северо-западом Китая и пакистанским портом Гвадар [11]. Кроме того, к серверу от экономического пояса шёлкового пути проходят несколько железнодорожных путей, соединяющих Китай и Европу через Казахстан, Россию и Беларусь, которые все чаще используются для транспортировки грузов преимущественно из Китая и ЕС.
Как ожидается, железнодорожный путь между Китаем и Европой в обход России, будет доступен для использования в ближайшее время. Эта дорога свяжет центральную Азию и Турцию, проходя через Азербайджан и Грузию. Китай стремится построить новые скоростные железнодорожные пути во многих азиатских странах. По сообщениям СМИ из Китая и Гонконга, Китайское правительство выдвигает план для создания прямой высокоскоростной железной дороги между Китаем и Великобританией, проходя по территориям Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Австрии, Германии, Бельгии и Франции. Завершение этого проекта планируется к 2020–2025 годам и по затратам должен составить около 150 млрд долларов [12]. Китайским правительством уже было дано объявление насчет того, что республика начинает строительство скоростной железной дороги между Пекином и Москвой. [13]
Главное различие между великим шелковым путём экономическим поясом шёлкового пути является то, что маршруты доставки грузов между Азией и Европой уже активно используются, в то время как перевозки по суши ж/Д транспортом ограничены, и только входят в фазу высокой скорости. Важно отметить, что китайские порты и железнодорожные программы темно связаны между собой и, как правило, стимулируют друг друга. Сухопутные маршруты шёлкового пути в Европу через центральную Азию и на Ближний Восток и морской путь через Малаккский пролив и Суэцкий канал должны рассматриваться не только как дополнение друг друга, но и как существующую железнодорожную связь между Китаем и Европой через Россию, также эти маршруты можно рассматривать в долгосрочной перспективе и как потенциально новые судоходные маршруты через Арктику [14].
С точки зрения доступа на рынок, ЕС имеет особое значение, так как союз является крупнейшим торговым партнером Китая. Более того, морской коридор Китай-Европа важен для торговли Китая с одним из главных торговых партнеров — США. Наблюдается активизация китайских дипломатов в сфере сотрудничества по вопросам развития инфраструктуры в районах прохождения шёлкового пути. У Китая отсутствует многосторонняя платформа для всех географических областей, которые являются составляющей концепции «один пояс, один путь». Тем не менее, китайское правительство поддерживает идею строительства шёлкового пути и проведения встреч не только на двухсторонних форумах, но и на форумах регионального уровня (форум «Азия-Европа», Шанхайская организация сотрудничества, Региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, форум сотрудничества Китай-Африка, совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии — СВМДА и т. д.) [15].
Основываясь на официальных китайских публикациях и объявлениях, результатом реализации проектов создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» станет значительно улучшенная транспортная сеть по всей Азии [16]. Новые и усовершенствованные транспортные связи будут способствовать превращению Евразии в «экономическое пространство», широкую географическую зону с несколькими Суб-регионами, тесно интегрированных экономически. Китай может играть центральную роль в этом экономическом пространстве за счет китайских государственных предприятий и правительства Китая, которые и будут иметь высокую степень влияния на ключевые элементы транспортной сети. Такое влияние сократит риски сбоев во внешней торговле Республики и увеличит возможности для китайского правительства в сфере разрешения вопросов о грузоперевозках на определённых маршрутах.
Китайский морской шелковый путь направлен прежде всего не на изменение роли Китая в международном судоходстве, а на реализацию долгосрочной и весьма амбициозной программы ля экономической интеграции огромной зоны, включающей в себя Европу, Африку, большую часть Азии и Россию.
Морские коридоры и железные дороги дополняют друг друга и это сопутствует открытию новых торговых путей, связывающих регионы, лежащие в пределах зоны Евразии и Африки, а также между этой зоной и другими экономическими регионами (Северная и латинская Америка). Такие потенциальные выгоды как улучшение или создание новых портов и железнодорожных путей, влияющие на поддержание высокого уровня развитости регионов, участвующих в международной торговле, актуальны как для Китая, так и для других принимающих стран. Объединённые проекты «один пояс, один путь» могут увеличить международное влияние Китая во многих сферах.
Из-за высокого темпа экономического роста Китая и ведущей роли республики в качестве импортера и экспортера товаров, развитие инфраструктуры для международной торговли в любой части мира имеет тенденцию к увеличению роли Китая в качестве ключевого торгового партнера. Более того, новая инфраструктура может повлиять на создание новых источников экономической деятельности, а также привести к более высоким уровням зависимости от Китая. Инвестиции китайских фирм или финансовых институтов в крупные работы в области создания более мощной инфраструктуры могут привести к увеличению значимости Пекина в своих отношениях с правительством принимающей страны.
Китайскому правительству удаётся влиять на те торговые пути, которые проходят между Китаем и ЕС. Греческий город Пирей является тому хорошим примером: китайское решение по развитию греческого порта стало решающим в создании новых торговых связях между центральной Европой и Азией через Грецию и Балканы.
Это, в свою очередь, влияет на отношения внутри Европейского Союза. Китайская стратегия по инфраструктуре предусматривает возможность пересмотреть и углубить китайско-Европейские отношения.
В долгосрочной перспективе предполагается создание транспортных цепей поставок с участием Азии и Африки, при этом сами маршруты планируют прокладывать в обход Европы. В то время, как Китай будет укреплять свою роль уже с точки зрения логистики и транспорта, Европа потеряет позиции в этой области взаимодействия с другими странами. С другой стороны, участие Китая может способствовать экономическому развитию стран Европы в плане стабильности и экономического роста.
Китайские планы и проекты, затронутые в этой статье, влияют на ускорение роста развития морских торговых моделей, а также Азии, Африки и Европы в целом. Как это влияет на интересы Европы зачастую зависит от реакции самой Европы. Проактивный подход к мониторингу и взаимодействием с Китаем является лучшим способом сохранить роль Европы на международной арене.
Литература:
- Jamil Anderlini and Lucy Hornby, ‘China Overtakes US as World’s Largest Goods Trader’,Financial Times, 10 Января 2015
- World Shipping Council, ‘Top 50 World Container Ports’, http://www.worldshipping.org/about-the- industry/global-trade/top-50-world-container-ports
- 'Dewry’s Top Ten Global Terminal Operators’, Dewry, 27 Августа 2013,
- Конференция ООН по торговле и развитию Транспорта — вопросы, касающиеся морского транспорта 2013,
- Информационное агентство России ТАСС, замглавы Минэкономразвития «Шелковый путь» повысит конкуренцию в сфере транспортной логистики», 16 октября 2015
- John C. K. Daly, ‘China Focuses on its Maritime Silk Road’, Silk Road Reporters, 17 июль 2014 7 — Carrie Gracie, ‘All Aboard: China’s Railway Dream’, BBC News Asia, 15 Июля 2014
- Александр Лабыкин, 'Новый Шелковый путь для Китая', «Expertonline”, 14 ноября 2014
- John Wong, ‘Reviving the Ancient Silk Road: China’s New Economic Diplomacy’, The Strait Times, 9 Июля 2014
- Wang Xu, ‘Premier Outlines Economic Corridor Initiative’, China Daily, 16 Ноября 2014
- Atul Aneja, ‘Nepal to Join the Silk Road Economic Belt through Tibet’, The Hindu, 3 January 2015
- John C. K. Daly, «В ожидании великого шёлкового пути», Silk Road Reporters, 28 мая 2014, http://www.silkroadreporters.com/2014/05/28/waiting-iron-silk-road-railway/
- Amy Qin, ‘China Exports High-speed Rail Technology to Turkey’, The New York Times, 28 Июля 2014
- Michael Arnold, ‘China, Russia Plan $242 Billion Beijing–Moscow Rail link’, Bloomberg Business, 22 Января 2015
- Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики, ‘Руководящие принципы для сотрудничества между Китаем и странами центральной и восточной Европы', 17 декабря 2014
- 'First Chinese Cargo Ship Nears End of North-East Passage Transit’, Financial Times, 6 сентября 2013