Понятие «задача» в узком смысле слова используется и в теории, и в практике педагогики для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. В своей образовательной деятельности каждый студент решал задачи и выполнял задания по разным предметам.
В психолого-педагогических исследованиях наряду с термином «задача», как правило, в качестве синонимов используются и термины «задание», «проблема», «проблемная ситуация. Наибольшую сложность для адекватного восприятия информации представляют случаи, когда термин «задача» употребляется в смысле цели. Например, разработать модель воспитательной системы учебного учреждения.
«Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса» [2, c. 25]. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание задачи и средства её разрешения. С другой стороны обязательными компонентами педагогической задачи являются:
− исходное состояние предмета задачи;
− модель требуемого состояния.
Например, рассмотрим задачу, в которой необходимо оценить действия коллеги, приведшие к возникновению конфликтной ситуации между студентом и педагогом. В данном случае исходное состояние предмета задачи — конфликтная ситуация; модель требуемого состояния — механизм её разрешения.
Под педагогической задачей будем понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и призвания их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемная. «Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое» [3, c. 177.].
Однако такое понимание сущности решения задач не может быть механически перенесено на педагогические задачи. Во-первых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают по меньшей мере два субъекта. Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником. Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.
В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие «педагогическая задача» должно рассматриваться как родовое по отношению к видовым понятиям «дидактическая задача» и «воспитательная задача».
Воспитание как деятельность имеет свою специфику и рассматривается как отдельная педагогическая задача. Правомерность её выделения как относительно самостоятельного вида задач объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего принятием утверждения о том, что жизнь, которой живут учащиеся и к которой они готовят себя, — это бесконечные процессы решения больших и малых проблем. А это значит, что воспитание можно представить как подготовку учащихся к решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни. С другой стороны, учитывая, что развитие личности осуществляется только в деятельности и общении как ее специфическом виде, воспитание можно квалифицировать как стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач, способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них.
В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение — показатель достижения целей обучения, при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.
Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованием задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которые воспитанник опирается при их решении. Весьма важная с психологической точки зрения особенность задач на ценностную ориентировку состоит и в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач — стратегические, тактические и оперативные.
«Стратегические задачи — это своеобразные «сверхзадачи». Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития» [3, c. 265]. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В частности, стратегическая задача высшего образования определена «Законом об образовании», а стратегической задачей курса «Основы педагогического мастерства» является формирование целостного системного понимания сущности идеальной педагогической деятельности в условиях модернизации системы Российского образования». Решаемые педагогические задачи определены в начале курса на первой лекции
В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи — это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности, на отдельной лекции или на конкретном занятии.Педагогическое мастерство в решении задач играют важную роль имидж.
Имидж (образ, фасадная часть личности, ее внешний эффект) — целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы. Образ определяется как: вид, облик; живое наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь; обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Под имиджем понимают сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестниц вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности. В определении понятия имидж существует несколько оснований. Имидж представляется как реальный или воображаемый образ, который возникает в сознании человека.
Имидж —это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой. На имидж влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности. Основу имиджа составляет личное обаяние. Это понятие собирательное. Оно аккумулирует в себе лучшие человеческие качества, информационный потенциал личности
Обаяние человека —это его коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость, а также внешняя привлекательность, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию.
Стратегия самоподачи, самопрезентации, самопредъявления построена на выводе о том, что каждый человек заинтересован во впечатлении, которое он производит на окружающих. Имидж, с одной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой — сложнейшим источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Поэтому все стратегии самопрезентации имеют целью установить, уточнить или поддержат свой образ в глазах других.
«Характерными особенностями имиджа являются: во-первых, его динамичность; он не может быть навсегда строго заданным, а должен изменяться, корректироваться в зависимости от личностных представлений и социальных условий существования человека; во-вторых, всякий имидж всегда несет в себе эмоциональное отношение, которое управляет отношением других людей к реальному человеку» [5, c. 147]. В связи с этим имидж бывает принятым и непринимаемым, Принятый имидж должен удовлетворять ряду требований.
- Ориентация на определенный средний уровень, или, как говорят, в нем должна быть учтена «нужная мера народности». Одежда, поведение, речевой этикет предъявителя имиджа должны соответствовать той социальной группе, для которой имидж предназначается.
- Соответствие тем представлениям, ожиданиям, которые возлагает на предъявителя имиджа социум. Это выражается в том, что предъявителем имиджа используются социально одобряемые формы поведения, соответствующие привычкам, традициям, обычаям конкретной социальной группы, для которой имидж предназначается. Два вышеперечисленных требования предполагают, что человек не должен быть белой вороной среди других людей.
- Необходимость постоянной работы над собой для того, чтобы удержать свой публичный образ, поддержать репутацию глазах потенциальной аудитории, а не просто произвести определенное впечатление.
Окружающие люди принимают или отвергают предъявляемый имидж благодаря механизмам социальной перцепции.
Функциональный подход к имиджу. При функциональном подходе различают следующие имиджи:
− зеркальный – имидж, соответствующий нашему представлению о себе: мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. При этом чаше всего, особенно в молодости, видим в нем больше плюсов, чем минусов;
− текущий — это наш имидж с точки зрения окружающих. Необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют мнение о нас в не меньшей степени, чем наши реальные поступки;
− желаемый — имидж, который ми стремимся себе создать;
− корпоративный — имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений. Это и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;
− множественный — имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур. К хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, образовательные учреждения, использующие собственную символику, униформу и т. д.;
− отрицательный — наш имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом.
Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик двух человек, предъявителей имиджа. Их можно сопоставлять по степени компетентности, интеллигентности, готовности к силовому решению. При сопоставительном подходе различают следующие имиджи:
− идеальный — это усредненное представление людей о желаемых качествах. Идеальный имидж никогда не может быть создан;
− первичный — это представление о конкретном человеке, личности, субъекте деятельности, сформированное по результатам первичного знакомства;
− вторичный — возникает только в процессе конкурентной борьбы. Суть его в том, что он получает новые, так называемые поверхностные, черты, обретенные в новой обстановке.
Создавая имидж, необходимо помнить и о таком феномене как эмоциональная память. Создание имиджа — дело тонкое. Можно говорить, что имидж — это произведение искусства очаровывать. Поэтому одна из основных технологий создания имиджа основана на технике создания личного обаяния.
Литература:
- Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
- Каримов И. А. Наша главная задача — дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Ташкент, «Узбекистан», 2010.
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие. Т., 2005.
- Осипова С. И., Дулинец Т. Г. Конспект лекций по дисциплине «Основы педагогического мастерства». Красноярск 2008.
- Основы педагогического мастерства. Под редакцией И. А. Зязюна. Москва, «Просвещение», 1989.