Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 22.06.2016

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Ермакова, Л. И. Методологические проблемы исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения / Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 743-745. — URL: https://moluch.ru/archive/117/31266/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подхода; социальной парадигмы пространства и парадигмы информационно-коммуникационного пространства; положений социально-топологической теории; метода ценностного познания к исследуемой проблематике.

Ключевые слова: креативное пространство, креативность, город, методологический подход.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16–33–00035.

В настоящее время значительный интерес у философов вызывает проблема формирования ценностных ориентаций человека в современных условиях его жизни, что инициирует поиск актуальных способов и методов ее исследования и осмысления. Одним из таких способов исследования формирования ценностных ориентаций личности в социальной среде города является анализ современных городских поселений в проблемном аспекте креативных пространств и площадок. Опираясь на смысловые и логические идеи социального пространства, используя и адаптируя методологические основы средового подхода к его исследованию, концепция креативного пространства современного поселения способствует открытию и установке новых возможностей в выявлении и определении жизненных и ценностных характеристик человека в условиях городского социума.

Гипотеза исследования заключается в предположении, чтокреативные пространства городского поселения в условиях глобализационных трансформаций, характерных для поселений XXI в., выступают наиболее значимыми площадками реализации креативного (творческого) потенциала личности и потенциальными источниками формирования ее ценностных ориентаций. Научная гипотеза исследованияпредполагает изучение состояния диалектической взаимозависимости между личностью-творцом, присущими ей ценностными ориентациями и креативным пространством поселения. В условиях урбанизированного социума креативное пространство поселения посредством собственного творческого потенциала выступает в роли системы приращения творческих способностей личности, местом ее самореализации, реализации творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций. При этом влияние креативного пространства можно рассматривать как с точки зрения позитивных изменений личности (ее самоактуализации и самореализации), так и с точки зрения деструктивного влияния (популяризации массовых форм гедонистического бытия и релятивистского отношения к их формированию). Подобные выводы нуждаются в дальнейшей проработке и уточнении при помощи современных методологических подходов, поскольку креативная среда пространства поселения и личность в современном обществе крайне вариативны, подвержены изменениям и множественным трансформациям [4, с. 150].

Выдвинутая исследования гипотеза может получить свое обоснование благодаря следующим методологическим основаниям.

  1. Основополагающей концепцией формирования стратегии анализа обозначенной научной проблемы и первым методологическим основанием является средовый подход [3, с. 35], представляющий собой один из элементов современного инвайронментализма.

В контексте исследуемой проблематики формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве города средовый подход позволяет рассматривать городскую среду со всеми ее вкраплениями (включая креативные пространства) как результат освоения человеком своего жизненного окружения. В соответствии с данным методологическим основанием деятельность и поведение индивида выступают в качестве определяющих факторов, связывающих остальные элементы социальной среды города в единую целостность.

Креативные пространства городских поселений России — многогранные объекты исследований; закономерности их организации и существования, а также влияние на личность и формирование ее ценностных ориентаций имеют большое число качественных уровней существования и, как следствие, изучения. Выбор данного принципа в качестве методологии исследования позволяет теоретически осмыслить новый социально-философский концепт «креативное пространство», этот выбор спровоцирован современной ситуацией, нуждающейся в коренном пересмотре моделей развития общества и ценностных ориентаций человека в нем. С точки зрения средового подхода, возможным видится обоснование органической взаимосвязи между жизненной средой городского поселения (включающей в себя креативные пространства) и образом жизни человека, в том числе и вопросов формирования ценностных ориентаций личности.

2.Вторым методологическим основанием служат социальная парадигма пространства и парадигма информационно-коммуникационного пространства.

Обращение к социально-философской парадигме пространства позволит создать программу исследования проблемы креативного пространства города. Обращение к парадигме информационно-коммуникационного пространства позволяет проанализировать социальные информационные связи, возникающие на территории креативных пространств городских поселений.

Посредством применения данной парадигмы возможно определить взаимное расположение субъектов ценностно-коммуникационного процесса, действующих на территории креативных пространств: аудиторий средств массовой коммуникации, неинституализированных источников информации, информационно-коммуникационных полей и потоков, а также их способность иметь определенный объем (емкость), занимать конкретный сегмент информационно-коммуникационного рынка.

3. Третьим методологическим основанием служит социально-топологическая теория.

При анализе таких характеристик современного городского поселения, как процессуальность, гетерогенность и подверженность постоянным трансформациям, актуальными являются ключевые положения социально-топологической теории.

Для проведения исследования, посвященного трансформациям ценностных ориентаций личности в креативном пространстве города, необходимым представляется обращение к анализу различных топосов [2, с. 120], существующих в современном социуме. Топосы городского пространства — основа его полиморфной структуры: каждому из пространств (мест) города присущи характерные функции, собственное назначение, цели. Одни и те же пространства городской среды, например, рестораны, театры, магазины и т. п., для одних жителей города являются местом отдыха, общения, а для других — местом работы. Соответственно, жизнь первой и второй групп индивидов различна в одном и том же городском пространстве.

4. Актуальным представляется использование метода ценностного познания, посредством которого становятся возможным определение и обозначение креативного начала поселения, которое позволяет интерпретировать его не только как постоянно трансформирующуюся социальную среду, жизненное пространство современного представителя креативного класса [1, с. 266] или автономно существующий «социальный космос», находящийся в состоянии поиска социального порядка и организации, но и как элемент более масштабных социально-философских пространственных структур, как элемент целостной картины мира, способный оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций человека.

Актуальный для XXI в. аксиологический поворот в метафизике и его понимание в контексте герменевтического, семантического и деятельностного подходов вызвали авторский интерес к экзистенциально-смысловому содержанию феномена креативного пространства города. Работа над исследованием в рамках метода ценностного познания, направленная на выявление объективных человеческих начал в жизнедеятельности города и его интерпретация как постоянно изменяющейся искусственной среды, позволяет выявить некоторые аспекты существования креативных пространств городских поселений, а именно определить их как сознательно формируемые жизненные пространства или автономные социальные «космосы», несущие в себе возможности культурной преемственности, практику поиска естественного социального порядка, формирования культурного опыта индивида, как одного из факторов, влияющих на выбор системы ценностных ориентаций личности.

Анализ креативного потенциала пространств городского поселения и вопросов формирования ценностных ориентаций личности в их среде требует аналитической проработки исследований на стыке философской и социологической, урбанистической, культурной, антропологической наук, т. е. использования метода междисциплинарного синтеза различных научных дискурсов, но при этом основная теоретическая и методологическая направленность исследования остается социально-философской, что позволяет раскрыть социально-философскую сущность трансформаций современного городского поселения, а также его креативных пространств.

При анализе социально-философской роли креативного пространства поселения в жизни индивида, выявлении взаимосвязи и взаимного влияния человека и его непосредственного окружения в качестве методологической базы необходимым видится использование теоретических постулатов этнической антропологии, а также мифологической школы этнографии.

В заключение отметим, что в XXI в. индустриальная экономика, высокотехнологичное производство и природные ресурсы уже не выступают достаточным основанием для успешного развития города, социума и личности, поэтому понимание креативного потенциала городского пространства как творческого ресурса, который дает возможность продуцировать новые формы человеческой жизни, изменять и корректировать социальную реальность, формировать общественные тенденции и направления, влиять на ценности и ценностные ориентации личности, становится реальностью, без которой не представляется дальнейшее развитие общества.

Литература:

  1. Воинова А. А. Креативный класс Р. Флориды: концептуализация понятия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5–2. С. 266–268.
  2. Зенец М. Г. Топос философской мысли в условиях современности // Омский научный вестник. 2010. № 2(86). С. 119–122.
  3. Медведева О. П. Современные проблемы в содержании понятия «средовый подход» // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 9. С. 24–28;
  4. Суховская Д. Н. Креативные пространства поселений в российской и зарубежной философской мысли. В сборнике: Университетские чтения — 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 139–143.
Основные термины (генерируются автоматически): ценностная ориентация личности, городское поселение, креативное пространство, креативное пространство города, методологическое основание, городское пространство, информационно-коммуникационное пространство, креативное пространство поселения, социально-топологическая теория, ценностное познание.


Ключевые слова

креативность, город, креативное пространство, методологический подход., методологический подход

Похожие статьи

Интегрированный подход к анализу медиареальности как результат синтеза теории отражения и конструктивистской парадигмы

Основываясь на синтезе диалектико-материалистической теории отражения и конструктивистской методологической традиции, автор предпринимает попытку обосновать интегрированный подход к исследованию феномена медиареальности. В статье особое внимание удел...

Значение аксиологического подхода для профессионального саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования

В статье рассматривается роль аксиологического подхода к профессиональному саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования. Автор рассматривает аксиологический подход как средство к формированию и коррекции профессиональных ценностных ориен...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Аксиологический аспект информации в рамках современных коммуникативных теорий

Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на пос...

Основные методологические подходы к определению понятия «стиль» в контексте западноевропейской модерной парадигмы

Статья посвящена проблеме семантической неопределенности понятия «стиль». Автор исходит из позиции необходимости уточнения содержания данного понятия в соответствии с тремя методологическими подходами: филологическим, искусствовед-ческим и культуроло...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы

Статья посвящена индивидуализации образования в современных условиях: ее особенностям, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках гуманитарной парадигмы образования, его основным характеристикам, его научно-методическом...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Эволюция и формообразование делового пространства

В статье на историческом и современном материале осуществляется анализ и осмысление условий и принципов средоформирования для рабочих процессов. Рассмотрены традиции и инновации в области организации делового пространства. Выявлены актуальные тенденц...

Похожие статьи

Интегрированный подход к анализу медиареальности как результат синтеза теории отражения и конструктивистской парадигмы

Основываясь на синтезе диалектико-материалистической теории отражения и конструктивистской методологической традиции, автор предпринимает попытку обосновать интегрированный подход к исследованию феномена медиареальности. В статье особое внимание удел...

Значение аксиологического подхода для профессионального саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования

В статье рассматривается роль аксиологического подхода к профессиональному саморазвитию юриста в условиях постдипломного образования. Автор рассматривает аксиологический подход как средство к формированию и коррекции профессиональных ценностных ориен...

Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности

Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается связь данного феномена с самосознанием личности. В заключении описаны результаты эмпирического исследования особен...

Аксиологический аспект информации в рамках современных коммуникативных теорий

Автор статьи рассматривает проблему ценности информации сквозь призму современных коммуникативных теорий. Раскрывает понятия ценности, информации и ценности информации. Определяет признаки аксиологического кризиса и влияния ценности информации на пос...

Основные методологические подходы к определению понятия «стиль» в контексте западноевропейской модерной парадигмы

Статья посвящена проблеме семантической неопределенности понятия «стиль». Автор исходит из позиции необходимости уточнения содержания данного понятия в соответствии с тремя методологическими подходами: филологическим, искусствовед-ческим и культуроло...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы

Статья посвящена индивидуализации образования в современных условиях: ее особенностям, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках гуманитарной парадигмы образования, его основным характеристикам, его научно-методическом...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Эволюция и формообразование делового пространства

В статье на историческом и современном материале осуществляется анализ и осмысление условий и принципов средоформирования для рабочих процессов. Рассмотрены традиции и инновации в области организации делового пространства. Выявлены актуальные тенденц...

Задать вопрос