Статья посвящена анализу методологических оснований исследования формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городского поселения, а именно, рассмотрению положений философского направления инвайронментализма и средового подхода; социальной парадигмы пространства и парадигмы информационно-коммуникационного пространства; положений социально-топологической теории; метода ценностного познания к исследуемой проблематике.
Ключевые слова: креативное пространство, креативность, город, методологический подход.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16–33–00035.
В настоящее время значительный интерес у философов вызывает проблема формирования ценностных ориентаций человека в современных условиях его жизни, что инициирует поиск актуальных способов и методов ее исследования и осмысления. Одним из таких способов исследования формирования ценностных ориентаций личности в социальной среде города является анализ современных городских поселений в проблемном аспекте креативных пространств и площадок. Опираясь на смысловые и логические идеи социального пространства, используя и адаптируя методологические основы средового подхода к его исследованию, концепция креативного пространства современного поселения способствует открытию и установке новых возможностей в выявлении и определении жизненных и ценностных характеристик человека в условиях городского социума.
Гипотеза исследования заключается в предположении, чтокреативные пространства городского поселения в условиях глобализационных трансформаций, характерных для поселений XXI в., выступают наиболее значимыми площадками реализации креативного (творческого) потенциала личности и потенциальными источниками формирования ее ценностных ориентаций. Научная гипотеза исследованияпредполагает изучение состояния диалектической взаимозависимости между личностью-творцом, присущими ей ценностными ориентациями и креативным пространством поселения. В условиях урбанизированного социума креативное пространство поселения посредством собственного творческого потенциала выступает в роли системы приращения творческих способностей личности, местом ее самореализации, реализации творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций. При этом влияние креативного пространства можно рассматривать как с точки зрения позитивных изменений личности (ее самоактуализации и самореализации), так и с точки зрения деструктивного влияния (популяризации массовых форм гедонистического бытия и релятивистского отношения к их формированию). Подобные выводы нуждаются в дальнейшей проработке и уточнении при помощи современных методологических подходов, поскольку креативная среда пространства поселения и личность в современном обществе крайне вариативны, подвержены изменениям и множественным трансформациям [4, с. 150].
Выдвинутая исследования гипотеза может получить свое обоснование благодаря следующим методологическим основаниям.
- Основополагающей концепцией формирования стратегии анализа обозначенной научной проблемы и первым методологическим основанием является средовый подход [3, с. 35], представляющий собой один из элементов современного инвайронментализма.
В контексте исследуемой проблематики формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве города средовый подход позволяет рассматривать городскую среду со всеми ее вкраплениями (включая креативные пространства) как результат освоения человеком своего жизненного окружения. В соответствии с данным методологическим основанием деятельность и поведение индивида выступают в качестве определяющих факторов, связывающих остальные элементы социальной среды города в единую целостность.
Креативные пространства городских поселений России — многогранные объекты исследований; закономерности их организации и существования, а также влияние на личность и формирование ее ценностных ориентаций имеют большое число качественных уровней существования и, как следствие, изучения. Выбор данного принципа в качестве методологии исследования позволяет теоретически осмыслить новый социально-философский концепт «креативное пространство», этот выбор спровоцирован современной ситуацией, нуждающейся в коренном пересмотре моделей развития общества и ценностных ориентаций человека в нем. С точки зрения средового подхода, возможным видится обоснование органической взаимосвязи между жизненной средой городского поселения (включающей в себя креативные пространства) и образом жизни человека, в том числе и вопросов формирования ценностных ориентаций личности.
2.Вторым методологическим основанием служат социальная парадигма пространства и парадигма информационно-коммуникационного пространства.
Обращение к социально-философской парадигме пространства позволит создать программу исследования проблемы креативного пространства города. Обращение к парадигме информационно-коммуникационного пространства позволяет проанализировать социальные информационные связи, возникающие на территории креативных пространств городских поселений.
Посредством применения данной парадигмы возможно определить взаимное расположение субъектов ценностно-коммуникационного процесса, действующих на территории креативных пространств: аудиторий средств массовой коммуникации, неинституализированных источников информации, информационно-коммуникационных полей и потоков, а также их способность иметь определенный объем (емкость), занимать конкретный сегмент информационно-коммуникационного рынка.
3. Третьим методологическим основанием служит социально-топологическая теория.
При анализе таких характеристик современного городского поселения, как процессуальность, гетерогенность и подверженность постоянным трансформациям, актуальными являются ключевые положения социально-топологической теории.
Для проведения исследования, посвященного трансформациям ценностных ориентаций личности в креативном пространстве города, необходимым представляется обращение к анализу различных топосов [2, с. 120], существующих в современном социуме. Топосы городского пространства — основа его полиморфной структуры: каждому из пространств (мест) города присущи характерные функции, собственное назначение, цели. Одни и те же пространства городской среды, например, рестораны, театры, магазины и т. п., для одних жителей города являются местом отдыха, общения, а для других — местом работы. Соответственно, жизнь первой и второй групп индивидов различна в одном и том же городском пространстве.
4. Актуальным представляется использование метода ценностного познания, посредством которого становятся возможным определение и обозначение креативного начала поселения, которое позволяет интерпретировать его не только как постоянно трансформирующуюся социальную среду, жизненное пространство современного представителя креативного класса [1, с. 266] или автономно существующий «социальный космос», находящийся в состоянии поиска социального порядка и организации, но и как элемент более масштабных социально-философских пространственных структур, как элемент целостной картины мира, способный оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций человека.
Актуальный для XXI в. аксиологический поворот в метафизике и его понимание в контексте герменевтического, семантического и деятельностного подходов вызвали авторский интерес к экзистенциально-смысловому содержанию феномена креативного пространства города. Работа над исследованием в рамках метода ценностного познания, направленная на выявление объективных человеческих начал в жизнедеятельности города и его интерпретация как постоянно изменяющейся искусственной среды, позволяет выявить некоторые аспекты существования креативных пространств городских поселений, а именно определить их как сознательно формируемые жизненные пространства или автономные социальные «космосы», несущие в себе возможности культурной преемственности, практику поиска естественного социального порядка, формирования культурного опыта индивида, как одного из факторов, влияющих на выбор системы ценностных ориентаций личности.
Анализ креативного потенциала пространств городского поселения и вопросов формирования ценностных ориентаций личности в их среде требует аналитической проработки исследований на стыке философской и социологической, урбанистической, культурной, антропологической наук, т. е. использования метода междисциплинарного синтеза различных научных дискурсов, но при этом основная теоретическая и методологическая направленность исследования остается социально-философской, что позволяет раскрыть социально-философскую сущность трансформаций современного городского поселения, а также его креативных пространств.
При анализе социально-философской роли креативного пространства поселения в жизни индивида, выявлении взаимосвязи и взаимного влияния человека и его непосредственного окружения в качестве методологической базы необходимым видится использование теоретических постулатов этнической антропологии, а также мифологической школы этнографии.
В заключение отметим, что в XXI в. индустриальная экономика, высокотехнологичное производство и природные ресурсы уже не выступают достаточным основанием для успешного развития города, социума и личности, поэтому понимание креативного потенциала городского пространства как творческого ресурса, который дает возможность продуцировать новые формы человеческой жизни, изменять и корректировать социальную реальность, формировать общественные тенденции и направления, влиять на ценности и ценностные ориентации личности, становится реальностью, без которой не представляется дальнейшее развитие общества.
Литература:
- Воинова А. А. Креативный класс Р. Флориды: концептуализация понятия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5–2. С. 266–268.
- Зенец М. Г. Топос философской мысли в условиях современности // Омский научный вестник. 2010. № 2(86). С. 119–122.
- Медведева О. П. Современные проблемы в содержании понятия «средовый подход» // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 9. С. 24–28;
- Суховская Д. Н. Креативные пространства поселений в российской и зарубежной философской мысли. В сборнике: Университетские чтения — 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 139–143.