Религия и духовность в Узбекистане сквозь века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 6377 раз

Библиографическое описание:

Жураева, Х. И. Религия и духовность в Узбекистане сквозь века / Х. И. Жураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 900-902. — URL: https://moluch.ru/archive/117/31681/ (дата обращения: 18.12.2024).



Мы все знаем, что история возникновения религиозных верований уходит в глубь веков. С развитием человечества, с появлением различных экономических формаций, развивался и духовный уровень человека разумного. Именно разум и явился определяющей ступенью для зарождения и духовного просветления общества, той движущей силой, которая имела способность развивать или тормозить общество.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи. На лекциях по общественным дисциплинам мы подчеркиваем, что национальная идея опирается на идею свободы личности. Личность, которая знает свои права, опирающаяся только на свои силы и возможности, умеющая самостоятельно оценивать происходящие события, согласовывать личные интересы с интересами общества, сможет правильно оценить принципы национальной идеологии. Изжить из жизни общества настроение равнодушия, иждивенчества, взяточничества, а также воспитание высоконравственного, духовно богатого, социально активного, физически сильного поколения — все это повышает эффективность национальной идеологии, наших стремлений в построении демократического общества. Национальная идея опирается на традиции и обычаи, на высокую духовность нашего народа. Она созвучна с идеями справедливости, равенства, свободы и является опорой нации и народа.

Сегодня, когда мы живём и трудимся над построением демократического справедливого общества, государства с мощным экономическим потенциалом, нам небезразлично, на какой духовно-нравственной основе мы переходим к рынку. Благополучие многих, зависит прежде всего от них самих, от их подготовленности к •новым условиям, к новым отношениям. Судьба каждого во многом определяется его профессиональным мастерством, моральными устоями, способностью адаптироваться к новой динамично меняющейся среде. Переход к рынку — это своеобразный экзамен на жизненную зрелость и стойкость. Здесь абсолютно недопустимы духовная пустота или культ вседозволенности. Поэтому мы особое значение придаём проблемам духовно-нравственного возрождения и очищения. В противном случае воцарится как это, к сожалению имеет место в ряде регионов бывшего Союза хаос и беспредел.

&nsp Какие главные и необходимые уроки нравственности мы внесли из прожитого и сделанного на первом этапе реформ.

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока. Несмотря на жёсткий идеологический прессинг на протяжении длительного периода, народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передавались от поколения к поколению.

В произведении «Узбекистан на пороге XXI века» И. А. Каримов подчеркнул, что «Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства».

История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. В истории Центральной Азии было немало выдающихся деятелей, сочетавших в себе политический ум и моральную доблесть, религиозное мировоззрение и энциклопедическую образованность.

Великие наши предки: Имам Бухари, Ат-Термези, Накшбанд, Ходжа Ахмад Яссави, Ал-Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Амир Темур, Улугбек, Бабур и многие другие внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры, стали поистине предметом гордости нашего народа. Эти имена, их выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации известны сегодня всему миру. Вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики. Впервые в истории узбекского народа были теоретически разработаны национальная идея и идеология. За годы независимого развития Узбекистана изменились мышление и мировоззрение людей.

В жизнь вступает новое поколение, которое мыслит по-новому и видит свою перспективу в укреплении демократических ценностей. либерализации экономической и политической жизни, обновлении общества. Двадцать лет независимости ощутимо внесли огромный вклад в жизнь народов Узбекистана. Достижения независимости очевидны. Хорошеют города и села, улучшается быт людей. Наряду с решением важных социально-экономических задач неустанно ведется работа по духовному воспитанию населения.

Каждый регион, каждая страна и народ имеют свою неповторимую историю, культуру и духовную основу, которой является религия. Территория Узбекистана исторически находится на пересечении континентальных магистралей, связывающих восток и запад. Здесь, на рубеже 1 веков до нашей эры у исконных народов возникла одна из древнейших религиозных систем — зороастризм, создание которой, приписывают легендарному пророку Заратуштре, и также имеются свидетельства, что и древний религиозный сборник «Авеста» в своих первых вариантах был создан в Средней Азии, в Хорезме. Учение Зороастра стало первым религиозным учением которое пришло на смену древним мифам и легендам о духах и богах. Священными считались луна, звезды, земля, вода. И конечно же как не вспомнить триаду зороастризма, которая как основа религиозных канонов актуальна и сегодня. И в наши дни основными постулатами всех мировых религий являются поистине вечные ценности,-чистые помыслы, чистые слова, чистые дела, как три кита, на которых, как верили в древности, держится мир. И действительно эти три основы духовного состояния человека должны присутствовать в его миропонимании всегда. С веками, в исторически сложившихся обстоятельствах, на территории Узбекистана возникли различные религиозные направления — буддизм, христианство, ислам и иудаизм. В книге президента И.Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила» есть фраза: «Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Здесь веками кочевые народы уживались с соседями, иранские племена с тюркскими, мусульмане с христианами и иудеями...»

В исламе, христианстве, да и в других мировых религиях Человек считается самым лучшим из творений. На свете нет существа подобного ему. Человек наделен качествами, которыми он отличается от других живых существ, а именно разум и сознание. Именно эти качества дают человеку не только права, но возлагают на него огромную ответственность за жизнь не только свою, но и Жизнь на нашей планете. А значит на первое место в списке ответственности встает понятие о взаимоуважении и терпимости друг к другу не зависимо от нации, социального положения и происхождения. А потому каждый из нас имеет право на самоопределение, и вопрос веры — это добровольный выбор каждого. Религия укрепляет веру людей, очищая и возвышая их, придавая им силы в преодолении жизненных испытаний, проблем и невзгод. Основу человеческой личности всегда составляла духовность как внутренняя сила способная дать развитие самым лучшим человеческим качествам. В связи с этим Президент И. А. Каримов в своей книге «Юксак маьнавият- енгилмас куч» («Высокая духовность — непобедимая сила» Т.: 2008.) даёт следующее определение понятия «духовности»; «Духовность это внутренний мир человека, духовность призывает человека к очищению, душевному росту и является несравненной силой, которая укрепляет веру и внутренний мир человека, силу воли, служит критерием его мировоззрения…» Прогресс обеспечивают духовно развитые люди. Религиозная духовность имеет столько же форм и образов, сколько существует религий и верований, стран и народов.

В настоящее время мир развивается и стремительно летит вперед во времени. Но религия как в прошлом, так и в настоящем является мощной духовной основой для развития общества. И идеалы чистоты помыслов, слов и дел сохраняются и сегодня.

Наш большой и такой хрупкий мир нуждается, может быть, как никогда раньше, в духовной культуре. Технический и научный прогресс не избавили нас от войн, бедствий и несчастий. Человечество в последнее время стоит на пороге серьезных потрясений. И спасение наше -в осознании тонкости сущности жизни и необходимости направления всех наших усилий на совместное преодоление глобальных проблем человечества. Ведь как говорится — не хлебом единым жив человек! Казалось бы, старая истина — но как она звучит сегодня?! Для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение. Особое место должно отводиться духовной жизни и основа ее — вера, благодаря которой человек возвышается над своими пороками. И каждый из нас несет ответственность за спокойствие в нашем общем Доме-Узбекистане, в котором все должны жить во взаимной дружбе и мире.

Духовным фундаментом независимости явились стремление народов Узбекистана к свободе, социальной справедливости и росту национального самосознания. Сегодня независимость должна иметь новые мировоззренческие и духовные основы.

В нашей стране сегодня созданы все условия для осуществления конституционного права каждой религиозной общины для свободного развития духовных основ и активного участия в жизни общества. Открыты учебные заведения для будущих богословов и служителей культовых заведений. Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя Ташкентский Исламский институт, 9 медресе, православную и протестантскую семинарии. Основной воспитательной задачей данных учебных заведений является всестороннее развитие учащихся, воспитание в духе толерантности и патриотизма, уважения ко всем религиозным общинам, находящимся на территории Узбекистана и других государств. В Конституции Республики Узбекистан (статья 31) и в Законе Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» указано что, свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Религия, убеждения — личное дело гражданина, недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.

В 2000 году, в сентябре, в Ташкенте была проведена международная конференция ЮНЕСКО на тему: “Религии мира на пути культуры мира”. Это стало важным мероприятием мирового значения. В нем принимали участие представители около 30 стран мира, а также международных религиозных организаций. Проведение конгресса способствовало активизации усилий представителей различных религий мира по вопросам сохранения мира, единства и согласия между народами, а также продемонстрировало миролюбие, толерантность и гуманность многонационального узбекского народа.

В Узбекистане за годы независимости укрепилось сотрудничество между конфессиями, не зависимо от их религиозной, расовой принадлежности. И не смотря на то, что все мы разные в вопросах религиозных убеждений, мы верим, что в нашем общем Доме будет мир и согласие, потому, что все наши помыслы и дела направлены на укрепление доверия и взаимопонимания между разными народами и религиозными общинами. Наш великий предок А.Яссави призывал к терпимости по отношению к любой религии. Он писал еще в двенадцатом веке: «Если будет перед тобой неверный, не делай ему обиды, от Души обидчика отвращается Аллах...»

Мы хотим, чтобы наш общий Дом — Узбекистан процветал, смотрел с уверенностью в будущее, и для этого нам необходимо чтобы миролюбивые, гуманные отношения между людьми стали естественной и повседневной нормой не зависимо от их религиозных убеждений и расовой принадлежности.

Литература:

  1. И. А. Каримов «Высокая духовность непобедимая сила» Ташкент 2008 год.
  2. «Конституция Республики Узбекистан» Ташкент 2015 год
  3. Каган М. С. О духовном//Вопросы философии. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1985.
  4. Кант И. Религия в пределах только разума//Трактаты и письма. — М., 1980.
  5. Капустин Н. С. Свобода совести — общечеловеческая ценность. Ростов-на-Дону, 1991.
  6. Келле В. Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. Серия «Мыслители», выпуск 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  7. Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки, 1991.
  8. Логинов Л. Ф. Сущность духовности. Православный голос Кубани: август 2003., № 8.
  9. Симонов Г. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.
  10. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1993.
  11. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Логос, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, национальная идея, Высокая духовность, народ, религия, территория Узбекистана, историческая память, национальная идеология, национальное самосознание, непобедимая сила.


Задать вопрос