Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 21.06.2016

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Жураев, А. Р. Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования / А. Р. Жураев, Х. Т. Тулкинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 794-796. — URL: https://moluch.ru/archive/117/31894/ (дата обращения: 19.12.2024).



Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования

Формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа, общечеловеческих ценностей является одним из важных условий развития Узбекистана.

“Национальная программа подготовки кадров” подготовлена в соответствии с Законом “Об образовании” Республики Узбекистан, а также на основании анализа национальных опытов, достижений системы образования в мировой практике. Она направлена на подготовку всесторонне развитых, способных принимать правильные и самостоятельные решения в социально-политической жизни, направленных на социальную активность в творческой и высокопрофессиональной культуре молодое поколение кадров.

Ученики общего среднего образования сегодняшнего дня должны вырасти в высококвалифицированных специалистов и интеллигентов завтрашнего дня, в молодое поколение, которое воспитано в духе патриотизма, национальной гордости, испытывающее чувство гордости за своё справедливое отечество, веру в великое будущее. Главный отличительный знак интеллигентности заключается в знании и умении ценить общечеловеческие ценности, в проявлении себя как настоящего знатока, владеющего всеми секретами своей профессии. Сюда же относится и понимание профессиональной этики, осознание педагогических и психологических основ, как мастера своего дела, а также в умении применить свои знания в своей деятельности.

Это значит, что современный человек должен четко понимать свою и чужую психологию, а в общем среднем образовании он отмечает педагогически-психологические основы выбора содержания оптимизации предмета трудового образования [1, с.7].

Цель общего среднего образования состоит из создания возможностей получения (общесреднего, профессионального, технического высшего) образования, а также в вооружении участников необходимыми для ведения деятельности в разных сферах народного хозяйства, в сфере культуры, быта, системными знаниями основ предмета, мастерством и квалификациями.

Система общего среднего образования делится на начальную (1–4-классы) и среднюю (5–9 классы) системы образования.

Каждые из средних образовательных классов выполняют общее среднее образование в два этапа. Это обеспечивает ведение полного учета выпускников в начальной школе и непрерывность в системе общего среднего образования.

Общее среднее образование устанавливает фундамент практического опыта, организационного мастерства, объема необходимых знаний, развитой способности самостоятельного мышления, помогает выбору начального профессионального образования и последующего этапа образования.

Учебные предметы, список программ общего образования, продолжительность учебного времени определяются базисными учебными планами и государственными стандартами общего среднего образования. ГСО (Государственный стандарт образования) для общего среднего образования определяет степень обязательного минимума к уровню знаний и общеобразовательной подготовленности учеников. ГСО устанавливает содержание, формы, средства, методы образования, а также порядок оценки их качества.

На основании ГСО, которое по праву считается основой содержания образования, выполняется условие обеспечения устойчивого уровня образования в разных учреждениях, действующих на территории страны.

ГСО по своей сути является основой для создания учебных программ, уставов и других нормативных документов.

ГСО общего среднего образования по своей структуре и сути отражает в себе равновесие интересов школы, территории, государства и средств, а также, самое главное, исходит из устойчивости интересов ученика, его личности, стремлений, способностей.

Выполнение требований ГСО независимо от формы собственности обязательно для всех образовательных учреждений, действующих на территории Республики Узбекистан.

ГСО является нормативным документом, необходимым для ведения научных исследований, а также организации учебно-воспитательного процесса, разработки учебной программы, учебно-методического пособия, учебников и других нормативных документов для общих среднеобразовательных школ.

Цель обучения трудовой дисциплины в общих среднеобразовательных школах состоит в выполнении допрофессиональной подготовки через подготовку к выбору профессии, в ознакомлении учеников умственно-физическими видами, процессами труда, видами профессий; в формировании в них трудолюбия, интереса к труду, квалификациям, первичным трудовым навыкам, в объяснении им значения, цены труда и профессии.

В учебном плане общей средней школы для трудовой дисциплины выделено в год 408 часов: для учеников 1–4 классов — один час в неделю, для учеников 5–7 классов — по 2 часа в неделю, для учеников 8–9 — классов — один час в неделю [2, с.5].

Наравне с созданием практической основы в сфере трудового образования была разработана новая компьютерная информационная технология. Её применение стало актуальной задачей. Для достижения этой цели дополнительно принятая 20 февраля 2004 года Президентом Республики Узбекистан “ Общенациональная Государственная программа развития школьного образования в 2004–2009 — годах” утверждена в качестве стратегии государственной политики.

Основной результат стратегии модернизации образования проявится в способностях, знаниях, навыках, квалификациях и профессиональной подготовке выпускников школы.

Чтобы достичь предусмотренных задач к окончанию трудового процесса, необходимо выполнить нижеследующее:

  1. уменьшить количество лишних учебных нагрузок, то есть достичь интеграции повторных и адекватных учебных материалов;
  2. организовать ориентированность на личность в процессе образования;
  3. обеспечить определение содержания образования в соответствии с возрастом обучаемых и их интересами;
  4. оптимизировать содержание программ, совокупляя их с требованиями времени и национальными ценностями на основании народного мастерства;
  5. на педагогически-психологической основе выбора оптимизированного содержания трудового образования лежит освоение учениками знаний, навыков и квалификаций с учетом их возрастных способностей, изменений их физиологических состояний, степени освоения предмета.

Полученные знания являются теоретической основой действий ученика. На основе этих знаний мысленно прослеживается последовательность действий, их особые этапы. Элементарный опыт даёт ученикам возможность возникновения точного представления о какой-либо определенной профессии. Личный пример педагога, передовые опыты новаторов-рабочих и служащих, порядок работы достигших совершения ученых-творцов могут служить хорошим примером [4, с.77].

Впитывание в себя чужих опытов предполагает наличие своего элементарного опыта у самого ученика. Такой опыт достигается путем выполнения простых трудовых операций, трудовым обучением, умственным трудом, творческой и рационализованной работой. Если не будет такого элементарного опыта, никакое образование не дает желаемого результата. Для полного освоения образования ученик должен обобщить свой собственный опыт с опытом других [5, с.3].

В процессе формирования трудовых навыков ученики создают представление о выполнении действий, только слушая и наблюдая.

Это является вводным инструктажем к работе, которую нужно выполнить. Для формирования навыков ученик должен сам попробовать выполнить эти действия. В процессе наблюдения за этими действиями ученик сам объединяет свой опыт с опытом других [3,с.4].

Действия начинают упорядочиваться. Ученик создает практическое представление о структуре действия.

На разных этапах образования степень трудовых навыков учеников бывает разной. Квалификация основывается на знаниях, является автоматизированным компонентом отшлифованной при помощи упражнений деятельности. Квалификация считается суммой автоматизированных элементов и навыков, связанных с точным и быстрым выполнением. За время выполнения сложных упражнений учениками простые навыки превращаются в сложные. Но, в то же время, не все знания превращаются в квалификации. Вся рабочая деятельность состоит из элементарных навыков. Для формирования трудовых навыков недостаточно только размышления или умственной деятельности.

Для формирования сложных навыков у учеников они должны участвовать непосредственно в практической трудовой деятельности и длительное время участвовать в выполнении упражнений.

Одним из требований, предъявляемых к процессу образования настоящего времени является подготовка всесторонне развитой личности, достигшей социально-эрудированного уровня[6, с.2].

Размышляя об основах выбора оптимизированного содержания трудового образования, мы определили степень разработки научно-методической проблемы оптимизированного трудового образования, анализа педагогически-психологических основ оптимизированного содержания трудового образования, возможности обеспечения связанности и непрерывности учебной программы трудового образования.

Исходя из вышеизложенного можно уверенно сказать, что общее среднее образование устанавливает фундамент практического опыта, организационного мастерства, объема необходимых знаний, развитой способности самостоятельного мышления, помогает выбору начального профессионального образования и последующего этапа образования.

Литература:

  1. Закон “Об образовании” и “Национальная программа подготовки кадров” Республики Узбекистан. Высшее образование. Сборник нормативных документов. Ташкент: «Истиклол», 2004 г. 511 стр.
  2. Республиканский центр образования Министерства Народного образования Республики Узбекистан.Связанность ГСО и учебная программа. Трудовое образование: изобразительное искусство, черчение, музыкальная культура, физическая культура (1–9 классы).Tашкент. «Оригинал макет» “Марифат-Pres” 2010 г. 290 стр.
  3. Ш.Шарипов, Н.Муслимов, У.Толипов. К.Абдуллаева, O.Куйсинов, В.Саттаров, С. Ахмадалиев, M.Mуминова. Трудовое образование. “Учебник для 5 — класса” Ташкент, “Шарк”, 2012 г. 240 стр.
  4. Шарипов Ш. С., Муслимов Н. А., Куйсинов О. А.” Методика трудового образования, ориентация к выбору профессии”. Учебник.Ташкент, “Шарк”, 2014 г. 456 стр.
  5. Х. О. Джураев, Ш. Х. Кулиева, Ф. С. Турабеков,, М. Н. Каримова. Техническое творчество и дизайн. Учебное пособие. Бухара. 2015 г. 240 стр.
  6. Толипов У. “ Психологические основы формирования профессиональных и общетрудовых квалификаций в студентах” Журнал “Народное образование”, № 6. 1998 г.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовое образование, образование, оптимизированное содержание, среднее, ученик, знание, навык, Узбекистан, элементарный опыт, начальное профессиональное образование.


Похожие статьи

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Педагогические основы развития социально-активной личности

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Похожие статьи

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг

Педагогические основы развития социально-активной личности

Педагогические основы целостного развития личности будущего учителя

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Задать вопрос