Европейская система образования усовершенствуется из года в год благодаря установлению благоприятных взаимоотношений между странами Европы. Неоценимая роль в установлении тесного дружеского диалога принадлежит европейским стипендиальным программам и фондам поддержки молодых учёных.
Ключевые слова: академическая мобильность, Европейский Союз, стипендиальные программы
Образование — это непрерывный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению накопленных знаний, духовных богатств, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, технике и искусстве, а также овладение особыми компетенциями [4].
Поликультурное образование приобретает в последние годы всё большую популярность, связанную с наличием социально-экономических, социокультурных предпосылок, которые определяют вектор развития человечества в наступившем 21 веке. Одной из важнейших задач является подготовка подрастающего поколения к жизни в глобальном мире, которую отличает единство многообразия языков, культур, развитие научного и творческого потенциалов [3, с.759–761].
Благодаря существующим европейским стипендиальным программам открывается широкий спектр возможностей для людей науки, кто хотел бы усовершенствовать знания и реализовать свои возможности. Стажировка для студентов и выпускников как академическая мобильность — это возможность проявить свою личность, показать с лучшей стороны приобретенные умения и навыки, возможность начать прокладывать себе путь в раскрытие научных и творческих дарований.
В качестве предпосылок в развитии сотрудничества между европейскими университетами является решение новых стратегических задач, которые связаны с возникающими научно-экономическими, социальными, политическими вопросами.
Особую роль в развитии творческого потенциала личности занимает получение европейского образования. В этой связи неоспоримую роль занимает Европейский Союз (ЕС) — объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания в единой Европе. Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим взаимный интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне. Такое объединение суверенных государств называют также«европейской интеграцией» [5]
Первостепенной задачей ЕС является содействие в развитии качественного образования за счет укрепления сотрудничества между государствами, а также посредством широкого спектра таких мер как поощрение мобильности граждан, разработка совместных учебных программ, создание телекоммуникационных сетей, обмен информацией и преподавание языков Европейского Союза. Также предусмотрены обязательства по содействию в развитии системы непрерывного образования для всех граждан Евросоюза, что благоприятствует развитию и укреплению академической мобильности.
Образовательные организации и стипендиальные программы, такие как ErasmusMundus, Tempus, ErnstMachGrant (Европейское Сообщество) CheveningScholarships (Великобритания), DeutscherAkademischerAustauschdienst (Германия), VisbyProgramme (Швеция),Copernic (Франция) занимаются поддержкой мобильности в системе образования. Наряду с ведущими европейскими государствами Испанией также предложен широкий спектр стипендий для иностранных студентов и специалистов. Среди наиболее значимых — совместные программы Министерства иностранных дел и международного сотрудничества (Ministerio de Asuntos Exteriores y de Cooperacion) и Испанского агентства международного сотрудничества (Agencia Espanola deCooperacionInternacional), программы стипендий MAEC-AECI (ProgramasdeBecas MAEC-AECI), которые поддерживают модернизацию в области качественного, с определённо заданной структурой системы непрерывного образования.
На всех последних европейских саммитах (начиная с лиссабонского в 2000 году) подчёркивались весомость, качество европейского образования в процессе создания европейского общества знаний [5]
На сегодняшний день приоритетными темами для обсуждения в сфере образования являются языковая политика, высшее образование и наука [2, с.23–25].
Важно подчеркнуть, что тесное сотрудничество налажено в сфере академической мобильности студентов и преподавателей стран России и Германии. Этому во многом способствуют проводимые германо-российские и российско-германские Года науки и образования, что, несомненно, открывает новые возможности для установления благоприятных взаимоотношений в сфере науки и инновационной деятельности.
К числу основных задач, которые определяют обе стороны для развития академической мобильности, относят:
– уточнение приоритетов совместных исследований с учётом новых тенденций и потребностей инновационного развития и модернизации экономик;
– расширение практики проведения совместных скоординированных конкурсов немецких и российских фондов, программ и их софинансирования (по примеру совместных конкурсов Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) и РФФИ, РГНФ, объединения им. Гельмгольца и РФФИ);
– дальнейшее расширение сотрудничества российских и немецких университетов на основе прямых договоров, предусматривающих интенсификацию обмена студентами, аспирантами, преподавателями, совместные исследования, а также совместную подготовку специалистов и научных кадров;
– активизация участия российских и немецких университетов в проектах по конкурсам немецких и российских организаций и фондов, поддерживающих развитие международного научно-технологического и образовательного сотрудничества;
– интенсивное использование возможностей для установления и развития двустороннего научного сотрудничества в рамках программ Федерального министерства образования и науки Германии (BMBF), таких как «Программа поддержки в целях установления контактов с Россией в области науки, исследований и технического развития» и программа CLIENT «Международные партнёрства для устойчивых технологий и услуг в сфере климата и охраны окружающей среды»;
– создание в регионах России информационно-консультационных центров немецких фондов и программ на базе крупных региональных университетов, которые смогут оказывать региональным учёным, преподавателям, аспирантам, студентам весь комплекс услуг в сфере сотрудничества с немецкими фондами, университетами, научными центрами;
– составление электронных каталогов вузов и научных центров России и Германии по различным направлениям научно-исследовательской деятельности.
Важным показателем интеграции учреждений высшего профессионального образования в европейское и мировое образовательное пространство является интернационализация научно-исследовательской деятельности, то есть индивидуальное и коллективное участие в разработке и реализации международных научных проектов и программ. В настоящее время преподаватели и студенты принимают участие в разработке и апробации Европейского мультилингвального виртуального проекта MuViT — MultilingualVirtualTalkingBooks [1]. Проект выполняется при поддержке Еврокомиссии.
Важной задачей, которую предстоит решить в ближайшее время, является дальнейшее повышение академической мобильности студентов и преподавателей университетов стран Европы, их участие в образовательных и научно-исследовательских проектах за рубежом, экспорт образовательных услуг. Расширение мобильности и развитие международного сотрудничества позволит университетам осуществлять дальнейшее вхождение в Европейское образовательное научное пространство и интернационализацию образовательного процесса, что будет отвечать основным требованиям Болонского процесса и целям модернизации системы европейского образования.
На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря этому удалось поднять уровень жизни, усовершенствовать систему образования и культуры — и тем самым усилить позиции Европы в мире.
Европа — это континент, где живут народы, имеющие различные культурные традиции, говорящие на разных языках, но приверженные общим ценностям, которые нужно отстаивать благодаря сотрудничеству между европейскими народами, выступая за единство и в то же время сохраняя разнообразие, и обеспечивая принятие решений, в максимальной степени отвечающих интересам всех граждан [5].
Программы международной академической мобильности для студентов, аспирантов, учёных — это уникальные по своей значимости программы, позволяющие параллельно с обучением в «родном университете» пройти дополнительную языковую подготовку, получить опыт обучения, послушать лекции преподавателей высшей школы ведущих европейских вузов. Европейские стипендиальные программы и фонды поддержки особенно значимы на фоне сложившийся на сегодняшний день непростой атмосферы взаимоотношений в Европе по ряду вопросов, но которые могут быть нивелированы благодаря сотрудничеству между европейскими университетами, обмену накопленным опытом и академической мобильности между студентами и преподавателями. Возможно, благодаря созданным фондам поддержки учёных не будет существовать жёстких границ между государствами и их народами. Надо помнить, что каждый из нас может внести свою частичку добра и созидания в образование, которое обязательно будет восполнено в будущих поколениях.
Литература:
- http://www.muGvit.eu/
- Крайнова, Е. Е. Поликультурность образования посредством образовательных программ//Педагогика: традиции и инновации: материалы 6 Международной научной конференция (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. — с. 23–25.
- Крайнова, Е. Е. Создание единого европейского пространства как фактор, определяющий целостную картину учебного и языкового развития // Молодой учёный. — 2015. — № 12. — с.759–761.
- Сайт экономического и юридического словаря. [Электронный ресурс]: www.yas.yuna.ru
- Справочник по стипендиям и грантам, предоставляемым российским студентам Европейским Союзом и странами — членами ЕС.