Choosing a school is one of the most important decisions for the parents who take care of their children’s future. The most reasonable approach implies the analysis and subsequent school evaluation which will give a clear vision of the quality of educational services. This article focuses on criteria for the objective school evaluation which takes into account a variety of educational aspects.
Key words: effectiveness of education, multilateral evaluation of the school effectiveness
Школьное образование является одной из важнейших ступеней формирования личности человека, поскольку закладывает фундамент, который является основополагающим для её дальнейшего развития. Качество образования, предлагаемого школой, может значительно повысить вероятность достижения успеха учащегося в жизни, ведь внушительный багаж знаний и умений, высокий уровень эрудированности и широкий кругозор позволят расширить круг возможностей для самореализации, как личностной, так и профессиональной. Этим объясняется ответственное отношение родителей к выбору школы для ребёнка, которое проявляется в виде тщательного поиска учебного заведения, которое сможет максимально эффективно осуществить всестороннее развитие личности учащегося, раскрытие его потенциала, а также подготовить его к экзаменам, необходимым для окончания полного среднего образования, а также продолжения обучения в высших учебных заведениях.
Изначально выбор школы был основан преимущественно на территориальной близости к дому, однако впоследствии этот фактор перестал быть решающим, поскольку более приоритетным оказалось качество предлагаемых образовательных услуг. В связи со сложившимся мнением о необходимости получения высшего образования в последние годы наблюдается тенденция выбора школы в зависимости от уровня результатов ЕГЭ — Единого Государственного Экзамена. ЕГЭ является важным завершающим этапом российского среднего образования и неотъемлемой частью процесса поступления в высшие учебные заведения. Баллы, полученные на экзамене, свидетельствуют об уровне подготовки школьника, полностью завершившего школьный курс обучения, а также определяют шанс поступления в выбранный ВУЗ на выбранную специальность. Поскольку получение высшего образования в престижном учебном заведении является важным атрибутом как для будущей личностной и профессиональной реализации, так и для успешного трудоустройства, значимость ЕГЭ сильно возрастает и для учащихся, и для их родителей. Вследствие повышенного внимания к экзамену, к школам стали предъявляться требования качественной подготовки учащихся к сдаче итоговых экзаменов, и в дальнейшем оценка деятельности школ сместилась в сторону ЕГЭ — эффективность школы во многом стала определяться высокими баллами учащихся. Но правильно ли это? [1]
Оценивать качество школ, опираясь исключительно на данные цифры, неразумно, поскольку высокие результаты экзаменов далеко не являются гарантами качественного образования в школах. Во — первых, для подготовки к сдаче ЕГЭ очень большой процент школьников обращается за помощью к частным репетиторам или посещает подготовительные курсы, поскольку способности у всех учащихся разные, и каждому ученику требуется индивидуальный план подготовки к экзамену, а школьный учитель, имея достаточно большое количество учащихся, чисто физически не способен обеспечить достаточное количество внимания каждому подопечному. Во — вторых, для получения высоких баллов ЕГЭ требуется углубленное изучение предметов, а это могут предоставить далеко не все школы. Как правило, профильная школа специализируется на одном или нескольких предметах (например, школа с углубленным изучением английского языка или школа с биохимическим профилем), тем самым увеличивая шансы ее учеников на получение высоких результатов по этим дисциплинам, однако к остальным предметам так же хорошо подготовить школа не может. В — третьих, ЕГЭ не отражает комплексное личностное развитие учащегося, этот экзамен подразумевает «натаскивание» на выполнение заданий определенного формата, а качественное образование должно быть всесторонним. Следовательно, для получения объективных результатов оценки эффективности школ требуется несколько другой способ оценивания их деятельности, не включающий в себя результаты ЕГЭ. [2]
На что же нужно обращать внимание при составлении процедуры оценивания школ? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести комплексный многосторонний анализ школьного учебного процесса, внеучебной деятельности, связанной со школой, а также оценить уровень инфраструктуры и технического отношения. Для данного анализа можно выделить 5 групп показателей: [3]
Рис. 1. Группы показателей оценки школ
Первая группа показателей иллюстрирует один из наиболее важных критериев эффективности школ — образовательные достижения учащихся, служащие приятным дополнением к процессу обучения и дополнительным конкурентным преимуществом.
Вторая группа фокусируется на построении учебного процесса, его особенностях. Третья — на качестве образования, являющимся одним из главных ориентиров для родителей и детей при выборе учебного заведения.
Далее следует четвертая группа, характеризующая внеучебную деятельность, которая помогает учащимся получать знания, расширяющие кругозор и стимулирующие мышление; приобщаться к спорту, искусству и туризму; получить ценный опыт за пределами школьной парты.
Пятая группа отражает «начинку» школ — обеспеченность всевозможными ресурсами, начиная техническим оснащением, заканчивая связями школы с международными или государственными организациями.
В приведённой ниже таблице можно увидеть перечни факторов, так или иначе отражающих эффективность школ и разделенных на указанные выше группы:
Таблица 1. Факторы, отражающие эффективность школ
Образовательные достижения |
Построение образовательного процесса |
Качество образовательных услуг |
Построение внеучебного воспитательного процесса |
Ресурсное обеспечение |
|
|
|
|
|
Чтобы получить достоверную оценку эффективности школы, требуется составить собственную шкалу оценки для каждой группы показателей. Такая оценка будет являться объективным и многогранным результатом анализа и оценки ее деятельности, поскольку в нее заложены всевозможные проявления всех аспектов школьной жизни.
Однако данная оценка эффективности школ может функционировать только с «технической» точки зрения. Разумеется, не следует забывать и о социальной стороне — существуют факторы, которые трудно оценить по системе шкалирования, но которые являются важной частью успеха школы. Речь идет о несколько иных признаках, нежели академические достижения — сюда следует отнести быструю адаптацию новых учеников в коллективе, формирование доверительных отношений между учителем и учеником, поддержание доброжелательной атмосферы в коллективе, мотивация и заинтересованность учащихся, мирное урегулирование конфликтов, взаимопомощь, принцип равных возможностей. Данные факторы также оказывают влияние на эффективность образовательного процесса и играют далеко не последнюю роль в процессе обучения ученика, поэтому их наличие может послужить отличной рекомендацией при выборе школы.
Итак, существует несколько направлений, позволяющих произвести оценку эффективности школы. С одной стороны, оценка школы осуществляется на основе уровня баллов за Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) по тем предметам, которые необходимы для поступления в высшее учебное заведение на выбранное направление профессиональной подготовки, однако следует учитывать, что не всегда высокий средний экзаменационный балл — заслуга школьной подготовки. С другой стороны, существует ряд критериев, включающий в себя как построение образовательного процесса, так и его ресурсное оснащение, позволяющее расширить границы привычного обучения, а также повысить его качество. Также объективной оценке должна присутствовать и социальная сторона, поскольку здоровый климат в образовательной среде благоприятно скажется на процессе обучения.
Литература:
- Осетрова В. В. Оценка эффективности школы: противоречия в подходах // Управление образованием — Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. — 2012. — с. 11–15;
- Боченков С. А., Вальдман И. А. Интерпретация и представление результатов ЕГЭ: проблемы и возможные решения // Вопросы образования. — 2013. — № 3. — с. 6–27;
- Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. Эффективность школы — позиция родителей // Вопросы образования. — 2014. — № 3. — с. 118–134.