В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению автора, новым эффективным способом инвестирования являются сделки государственно-частного партнерства, которые было бы целесообразно использовать при инвестировании российской железной дороги. Указаны первоочередные задачи, которые с помощью инвестирования необходимо решить для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта нашей страны на международном рынке.
Ключевые слова: инвестиционная политика, капитальные вложения, источники финансирования, инвестиционные программы, инвестиционные ресурсы, инвестиционные проекты
The article provides a brief overview of the forms, methods and sources of investment development of rail transport in Australia, France and the UK. Are allocated common and distinctive features in the methods of the investment made in different countries. According to the author, the new effective way to investment transactions are public-private partnerships, which would be appropriate to use when investing the Russian railway. Shown priorities that with the help of investment need to be addressed to improve the competitiveness of rail transport in our country in the international market.
Keywords: investment policy, capital expenditures, financing sources, investment programs, investment funds, investment projects
Развитие железнодорожной отрасли имеет важное и перспективное направление экономических преобразований и внедрения рыночных механизмов управления с целью повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и страны в целом [1, C.22]. Соответственно, целесообразно проанализировать мировой опыт инвестирования железнодорожного транспорта за рубежом.
Современная наука и практика разработали различные формы, методы и модели инвестирования железнодорожного транспорта. Значительный вклад в разработку этой проблемы сделали современные отечественные, ряд других ученых и специалистов-практиков. Но даже при такой значительной зарубежной и отечественной теоретической и практической разработке инвестиционных процессов в железнодорожном транспорте, особенно на фоне экономических преобразований, которые происходят сейчас в РФ, нуждаются в постоянном поиске новых методов и форм.
Целью статьи является обзор и анализ мирового опыта инвестирования железнодорожного транспорта (в частности Австралии, Франции и Великобритании) для внедрения лучших зарубежных достижений в деятельности железнодорожной отрасли России.
Если рассматривать и анализировать опыт инвестирования железных дорог Австралии, то можно увидеть, что в целом Австралийская железнодорожная корпорация инвестировало в течение 3–4 лет выполнение более 100 крупных капитальных проектов. Задачей этого инвестиционного комплекса является повышение эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузовых перевозок с одновременным увеличением перевозочной способности. Значительные средства на эту программу реконструкции, тщательно разработанной с привлечением специалистов отрасли, предоставляет правительство страны. Планируется, что инвестирование этого направления позволит сократить время доставки грузов, что в свою очередь, значительно повысит конкурентоспособность железной дороги по сравнению с автомобильным транспортом [6, C.24].
Программа развития магистральных линий предполагает построение новой грузовой линии (сейчас грузовые и пассажирские поезда проходят по одной электрифицированной линии). Пассажирским поездам предоставляется приоритет в пиковые периоды междугородных перевозок, что приводит к значительным задержкам грузовых поездов и является значительным негативным фактором влияния на грузовые перевозки. Это пойдет на пользу не только грузовым, но и междугородним грузовым перевозкам, так как освободит на электрифицированной линии пропускную способность, достаточную для пропуска дополнительных междугородних поездов в день. Повысить максимальную скорость поездов позволит укладка новых железобетонных шпал. Реконструкция таких масштабов, по оценке Австралийской железнодорожной корпорации, позволит в течение увеличить долю железнодорожного транспорта в грузовых перевозках. Австралийская железная дорога приняла организационную форму альянса в части решения рассмотренных задач, поскольку именно она может обеспечить ресурсы в необходимые сроки и в необходимом объеме для проектов широкого диапазона, при этом обеспечивает выполнение реконструктивных мероприятий в установленные сроки ценой уменьшения расходов и максимальным влиянием на текущую эксплуатационную деятельность.
Анализируя инвестиционную политику Национального союза железных дорог Франции, можно отметить, что эта организация постоянно увеличивала инвестирования отрасли. Значительную долю капитальных вложений при этом составляли собственные средства, выделенные в рамках государственного плана оживления экономики. Национальный союз железных дорог Франции стремится повысить уровень обслуживания на высокоскоростных соединениях.
В последнее время произошли большие изменения в этом секторе рынка. Правом обслуживать международные сообщения между государствами — членами ЕС получили частные операторы. Как эффективный путь выхода из кризиса, французское правительство рассматривало железнодорожный транспорт как лучшее средство для решения вопросов экономики, поэтому запланированные строительные работы стали финансироваться по схеме частного и правительственного партнерства. Проект на 7 млрд. евро позиционировался как самый большой в истории Европы транспортный проект, и первый во Франции проект, который финансируется совместно правительственным и частным секторами [5, C.22]. Со временем стало ясно, что заявленные объемы строительства на 13 млрд. евро завышают возможности компаний Франции, поэтому к тендеру стали допускать новых участников, которые еще не работали на французском рынке.
Далее рассмотрим опыт инвестирования в развитие железных дорог Англии. Одной из важных и серьезных задач для железной дороги Великобритании есть потребность в сокращении расходов на обслуживание и ремонт подвижного состава. Большая часть средств по инвестиционной программе поступило в виде коммерческого долга под гарантии правительства. Но изменения на рынке заемных средств вызвали существенные изменения этой стратегии. Ожидалось, что доля негарантированных кредитов ежегодно станет увеличиваться и на конец периода инвестирования достигнет 80 %, чего не было достигнуто [2, C.42]. Одновременно ведомство регулирования железных дорог увеличило коэффициент отдачи на регулятивную базу активов, вызвав нестабильность рыночной ситуации. Эти обстоятельства содействовали пробуксовке программы инвестирования железнодорожного транспорта в Великобритании.
Таким образом, проанализировав и обобщив мировой опыт инвестирования железнодорожного транспорта, мы можем выделить общее и отличное в формах и методах инвестирования железнодорожного транспорта [4, C.11]:
‒ Все проанализированы страны инвестируют в развитие железнодорожного транспорта большие объемы средств;
‒ Источниками инвестирования выступают средства, полученные из различных источников и от различных субъектов хозяйствования;
‒ Значительную роль в инвестировании железнодорожного транспорта во всех рассмотренных примерах играют государственные средства;
‒ Объемы возможных инвестиций существенно зависят от эффективного сокращения расходов;
‒ Инвестиционные программы развития железнодорожного транспорта стимулируют экономику страны в целом.
Выводы. Мировой опыт, в области инвестирования железнодорожного транспорта показывает, что привлечение различных источников к инвестированию железнодорожного транспорта следует применение различных форм, методов и моделей инвестирования частных инвесторов. В этом плане новым эффективным способом инвестирования являются сделки государственно-частного партнерства, которые было бы целесообразно использовать при инвестировании российской железной дороги [3, C.65]. Для того чтобы железнодорожный транспорт России стал конкурентоспособным на международном рынке перевозок, в первую очередь требуется срочная модернизация путей и подвижного состава.
Литература:
- Артыкова С. Н. Инвестиционная политика в сфере железнодорожных пассажирских перевозок // Наука и современность. — 2015. — № 36. — С. 26.
- Иванов О. Б., Остин Ф. Железные дороги Великобритании: уроки организации и приватизации //Экономическая теория, анализ, практика. — 2013. — № 1. — С. 36–48.
- Навроцкая Н. А., Сопилко Н. Ю. Трансформация инвестиционно-производственного пространства как условие экономической интеграции // Вопросы региональной экономики. — 2013. — Т. 15. — № 2. — С. 63–69.
- Пенязь И. М. Процесс глобализации в сфере транспортной логистики и тарифов в странах ближнего и дальнего зарубежья // Интегрированная логистика. — 2014. — № 6. — С. 11–15.
- Российские железные дороги. Инновации на железных дорогах Франции // Журнал: железные дороги мира. — 2014. — № 2. — С.48.
- Российские железные дороги. Пригородные и городские железнодорожные сообщения в Сиднее // Журнал: железные дороги мира. — 2013. — № 2. — С. 23–25.