Стоматологический статус студентов второго курса железнодорожного техникума города Черновцы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 29.06.2016

Статья просмотрена: 1245 раз

Библиографическое описание:

Кильмухаметова, Ю. Х. Стоматологический статус студентов второго курса железнодорожного техникума города Черновцы / Ю. Х. Кильмухаметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32118/ (дата обращения: 19.12.2024).



За данными ВООЗ в настоящее время нет стран, где бы не наблюдалось кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта. Распространенность и интенсивность кариеса зубов в разных странах разные, что ставит перед службами здравоохранения различные за своим характером цели. ВООЗ был принят глобальный для всего мира критерий стоматологического здоровья, а точнее индекс КПУ должен быть не больше 3,0.

Достичь значительного снижения стоматологических заболеваний невозможно без введения программы первичной профилактики. Планирование стоматологической помощи в любых объемах, в том числе и средств по первичной профилактике должно быть построено на специфическом ситуационном анализе, который получается в результате сбора данных на протяжении 5 лет, предшествующих планированию. Для унификации методов обследования населения и получения сопоставленных результатов, ВООЗ рекомендует использовать комбинированную карту для стоматологического обследования.

Одним из основных методов санитарно-просветительной работы в стоматологии является гигиеническое обучение и воспитание. Различают две программы гигиенического обучения и воспитания: минимальную — обучение родителей и других взрослых, осуществляющих уход за ребенком, а также объему навыков самого ребенка по поддержанию гигиены полости рта, и максимальную — воспитание у родителей и детей сознательного отношения к гигиеническим мероприятиям на основе понятия «здоровый образ жизни». Особенно важными являются обучение с повседневным повторением рациональных приемов, личный пример взрослых, сотрудничество родителей с медицинскими работниками.

Комплексность гигиенического обучения и воспитания обеспечивают три компонента — санитарное просвещение, обучение гигиене полости рта и постоянный контроль за ее осуществлением. Непрерывность и систематичность являются вторым принципом гигиенического обучения и воспитания. Третий принцип — дифференцированность форм в зависимости от возраста и других факторов (образование, профессия, состояние здоровья). В реализации гигиенического обучения и воспитания должны участвовать не только стоматологи, но и средний медицинский персонал, а при работе с детьми и беременными — педиатр, гинеколог, педагоги, воспитатели.

Плохая гигиена ротовой полости приводит к образованию зубного налета, на поверхности которого формируется зубная бляшка, что со временем распространяется на поверхности всех зубов. Зубная бляшка имеет сложную структуру, которая может меняться под действием различных факторов. Это мягкое аморфное гранулированное отложение, которое накапливается на поверхностях зубов, на пломбах, протезах и зубном камне и плотно прилипает. Бляшку можно отделить только путем механической чистки. Отложения в малых количествах не видны, если только они не пигментированы.

Постепенная минерализация мягких зубных отложений под влиянием микрофлоры полости рта способствует формированию зубного камня. Первыми признаками наличия зубного камня являются кровоточивость десен и неприятный запах изо рта. Различают два вида зубного камня: наддесневой и поддесневой. Наддесневой образовывается на поверхности зуба и выглядит как желтоватая или белая масса твердой консистенции. Его легче заметить и вовремя удалить. Поддесневой растет вовнутрь — к корню зуба и разрушает его круговую связку, результатом чего могут быть десневой карман, гингивит, пародонтит. И полностью здоровые зубы начинают шататься и выпадают.

Распространенность заболеваний пародонта и необходимость объективной их диагностики привели к появлению большого количества индексов.

Пародонтальные индексы позволяют контролировать динамику заболевания в течение длительного времени, оценивать глубину и распространенность патологического процесса, сопоставлять эффективность различных методов лечения.

Выделяют индексы обратимые, необратимые и сложные. При помощи обратимых индексов оценивают динамику заболевания пародонта, эффективность лечебных мероприятий. Эти индексы характеризуют выраженность таких симптомов, как воспаление и кровоточивость десен, подвижность зубов, глубина десневых и пародонтальных карманов. Наиболее распространенные из них — индекс РМА, пародонтальный индекс Рассела и др. В эту же группу можно отнести гигиенические индексы (Федорова-Володкиной, Грина-Вермильона, Рамфьорда и т. д.).

Необратимые индексы: рентгенологический, индекс десневой рецессии и др. — характеризуют выраженность таких симптомов заболеваний пародонта, как резорбция костной ткани альвеолярного отростка, атрофия десны.

При помощи сложных пародонтальных индексов дают комплексную оценку состояния тканей пародонта. Для оценки гигиенического состояния полости рта определяют индекс гигиены по методу Ю. А. Федорова и В. В. Володкиной.

Определение стоматологического и гигиенического статуса производят по: оценке состояния зубов, десен, наличия патологических зубодесневых карманов, ортодонтических аномалий, неправильного положения складок и уздечек слизистой оболочки полости рта, потребности в ортопедическом лечении, состояния слизистой оболочки полости рта, гигиенического статуса.

Гигиену ротовой полости можно проводить дома, а также проводить профессиональную гигиену. Зубы следует чистить не менее двух раз в день. Лучше всего после каждого приема пищи. Это полирует зубы, устраняет остатки пищи и предотвращает кислотную атаку. Чистка зубов также стимулирует и хорошо очищает десна. Существует несколько методов чистки зубов. Правильная ежедневная профилактика, а именно правильное использование зубной щетки и нитки помогает уменьшить риск развития стоматологических заболеваний. Эти постоянные домашние процедуры менее дорогие чем стоматологическое лечение.

Профессиональная гигиена полости рта — услуга, которая предоставляется практически во всех клиниках. Она включает в себя чистку эмали при помощи ультразвука, обработку зубов стоматологическим содоструйным аппаратом, полировку зубных рядов полировочными пастами. Следует помнить, что проведение этой процедуры является неотъемлемой частью комплекса процедур по уходу за своим здоровьем, которая позволяет предотвратить риск стоматологических заболеваний. Клинические эксперименты показывают, что накопление налета приводит к воспалению десен, а его удаление — к их выздоровлению. После проведения профессиональной чистки зубов необходимо провести реминерализирующую терапию при помощи аппликаций фтора для укрепления эмали.

Цель исследования: определить стоматологический статус у студентов 2 курса железнодорожного техникума города Черновцы. Провести оценку их знаний гигиены ротовой полости.

Материалы иметоды исследования: стоматологический статус — статус, который определяет состояние ротовой полости пациента.

Определение стоматологического статуса проводится следующим образом: у пациента собирается анамнез, проводится внешний осмотр больного, обследуют ротовую полость, определяют интенсивность кариеса (индекс КПУ) — среднее число пораженных кариесом и его осложнениями зубов (К), запломбированных (П) и удаленных (У), общая сумма этих констант определяется как индекс КПУ и имеет определенное цифровое значение, а именно при значениях КПУ = 0 пациент за стоматологическим статусом может быть отнесен в группу здоровых или в группу риска; при КПУ от 1 до 4 — состояние компенсированное; при значениях от 5 до 7 состояние определяют как субкомпенсированное; и выше — декомпенсированное.

Для определения стоматологического статуса нами был проведен осмотр группы людей, которые учатся на 2 курсе железнодорожного техникума города Черновцы.

В исследовании приняли участие 20 студентов в возрасте от 18 до 21 года. Было осмотрено 12 девушек и 8 парней. Было определено уровень КПУ каждого отдельно и группы вместе.

Результаты исследования иих обсуждения. Результаты показали, что в группе девушек КПУ становит 40,1 %, в то время, как у мальчиков 35,8 %. При этом уровень удаленных зубов становил 0,01 %. Опрос пациентов показал, что нижний уровень КПУ был у студентов, которым проводили первичную профилактику зубов в детстве. Кроме того, было отмечено, что у лиц проживающих в сельской местности КПУ значительно выше, чем у городских жителей, которым проводили стоматологические осмотры.

Также было отмечено, что уровень гигиены полости рта у женской половины опрошенных намного превышал уровень мужской. Большинство студенток указали, что они чистят зубы два раза в день, в то время как парни чистят зубы не более одного раза в день, а то и не чистят вообще. Только 8 % из всей группы указали, что они используют зубную нить как гигиеническое средство очистки зубов. И всего 2 % используют ополаскиватель для полости рта.

Выводы. По результатам данного исследования мы сделали вывод, что ранняя индивидуальная профилактика детей способствует лучшему стоматологическому статусу в последующем. Большинство студентов имеют удовлетворительный уровень гигиены полости рта, что говорит о том, что гигиенический статус оказывает более медленное влияние на стоматологическую заболеваемость, чем уровень резистентности твердых тканей зубов к кариесу. Несмотря на широкое обсуждение в средствах массовой информации вопросов о стоматологическом здоровье, знания по применению средств и предметов гигиены полости рта минимальны; отсутствуют навыки по правилам чистки зубов.

Таким образом, необходимо повышение эффективности проведения санитарно-просветительной работы по вопросам индивидуальной гигиены полости рта, которую следует проводить среди студентов.

Мировой опыт и научные исследования убедительно доказали, что только целенаправленная, эффективная профилактическая программа может значительно повлиять на снижение уровня стоматологической заболеваемости. Наиболее распространенным и эффективным методом предупреждения кариеса и заболеваний пародонта является рациональная гигиена полости рта. Важное значение при проведении гигиенических процедур имеет профессиональная гигиена полости рта. Что бы предотвратить образование зубных отложений, в частности зубного камня, необходимо чистить зубы два раза в день, пользоваться зубными нитками, ополаскивателями и рационально питаться.

Литература:

  1. Леус П. А. Эффективность профессиональной гигиены полости рта в профилактике болезней периодонта / Леус П. А., Любко С. С. // Клиническая стоматология, — 1997. — № 3. — С. 70–72.
  2. Данилевський М. Ф., Борисенко. А.В., Політун А. М., Антоненко М. Ю., Сідельнікова Л. Ф., Несин О. Ф. «Терапевтична стоматологія. Том 3. Захворювання пародонта». Київ. «Медицина». — 1993 р.
  3. В. С. «Заболевание пародонта». Медицина. 1998 г.
  4. Грудянов А. И. Заболевания пародонта / А. И. Грудянов // М., 2009, — 336.
Основные термины (генерируются автоматически): гигиеническое обучение, зубной камень, индекс, стоматологический статус, ротовая полость, гигиенический статус, зуб, зубная бляшка, первичная профилактика, санитарно-просветительная работа.


Похожие статьи

Профессиональное обучение студентов Кинель-Черкасского медицинского колледжа

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета

Персонализированное обучение студентов старших курсов, обладающих педагогическими способностями

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика»

Трудовая мотивация и психоэмоциональное состояние медицинских сестер, работающих в стоматологической поликлинике

Образование в области экологической безопасности: предпрофильная подготовка школьников

Профессионально-ориентированное обучение математическому имитационному моделированию студентов экономического направления

Подготовительные упражнения для обучения говорению на профессиональные темы студентов специальности энергетический менеджмент на занятиях английского языка

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему «Стройка. Профессии на стройке»

Похожие статьи

Профессиональное обучение студентов Кинель-Черкасского медицинского колледжа

Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета

Персонализированное обучение студентов старших курсов, обладающих педагогическими способностями

Самооценка личностных качеств студентами пятого курса стоматологического факультета

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика»

Трудовая мотивация и психоэмоциональное состояние медицинских сестер, работающих в стоматологической поликлинике

Образование в области экологической безопасности: предпрофильная подготовка школьников

Профессионально-ориентированное обучение математическому имитационному моделированию студентов экономического направления

Подготовительные упражнения для обучения говорению на профессиональные темы студентов специальности энергетический менеджмент на занятиях английского языка

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему «Стройка. Профессии на стройке»

Задать вопрос