Интенсивное развитие теории и методики занятий физической культурой и спортом в последнее время привело к истощению резерва организации и проведения занятий лежащих на «поверхности» наших знаний и представлений. Дальнейшее повышение эффективности физической активности требует кропотливого поиска новых, скрытых от привычных представлений нетрадиционных методов.
Одним из таких глубинных резервов может явиться музыка. Музыка может помочь преодолеть усталость, воодушевить и вдохновить на преодоление кажущегося предела своих физических возможностей, чего обычными волевыми усилиями можно добиться далеко не всегда.
В связи с этим, музыка представляет собой весьма заманчивую перспективу развития теории и методологии занятий физической культурой и спортом, однако недостаточная теоретическая разработанность применения музыки в учебно-тренировочном процессе препятствует ее широкому внедрению в практику.
1. Исторический аспект использования музыкального сопровождения во время физической активности
Известно, что все движения, почерпнутые человеком из окружающей природы — движений животных, птиц, деревьев, растений, и полученные в процессе трудовой деятельности, в древние времена назывались танцами.
Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах. Любовь, труд и обряд находили своё отражение в танцевальных движениях.
При этом известно, что музыка применялась не только в процессе исполнения танцев, но и для введения человека в изменённое состояние сознания (при медитации) в занятиях йогой. Отдельные ритуальные упражнения оздоровительной гимнастики также исполнялись под музыкальное сопровождение.
Как указывает Ю. Г. Коджаспиров, одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в масштабах страны, была Спарта. В 663 году до н. э. некто Фалет завёз в Спарту из Крита гимнопедии (своеобразные специфические песни-пляски), под благозвучные мелодии которых выполнялись различные гимнастические упражнения, приемы борьбы и кулачного боя. В первом тысячелетии до н. э. музыкальная стимуляция в спортивной деятельности всё более прочно входит в обиход Олимпийских и других массовых спортивных состязаний античного мира.
По мнению автора, массовое внедрение музыки в физическую культуры Спарты ранее других государств, по всей видимости, сыграло свою положительную роль в достижениях спартанских атлетов на Олимпийских играх в VII до н. э. Успешному примеру Спарты начинают следовать и другие государства.
С VI века до н. э. большую роль в развитии музыкальной стимуляции спортивной деятельности начинают играть представители и последователи пифагорейской школы.
Сам Пифагор, будучи выдающимся математиком своей эпохи, незаурядной личностью, имеющий большой список самых разнообразных заслуг, был еще и победителем Олимпийских игр по борьбе и кулачному бою. Он всячески способствовал широкому внедрению музыки в физическое воспитание, причём, причём впервые в истории находил этому своеобразное научно-теоретическое обоснование. Пифагорейцы внесли в дело музыкальной стимуляции дееспособности человека научно-обоснованные теоретические положения и логические дефиниции, практическое использование которых значительно повышало эффективность применяемых музыкальных воздействий. Особый интерес представляет то, что в конкретных исследованиях они выявили объективную связь высоты музыкального тона с быстротой движений и количеством колебаний, закономерности диссонанса и консонанса.
При этом особое внимание следует обратить на то, что уже в те времена подбор и применение музыки начинает дифференцироваться в зависимости от специфики того или иного вида двигательной деятельности. Великий Сократ говорил: «Часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы — безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно плохо приспособлено», и греки великолепно пользовались этим теоретическим положением в своей спортивной практике.
Сведения о музыкальной стимуляции различных видов деятельности жителей древней Эллады содержатся в трудах Платона, Геродота, Лукиана, Эвклида и других древних учёных.
Так, Платон активно развивал идеи о необходимости использования музыки при занятиях физическими упражнениями. Он утверждал, что без помощи музыки гимнастика делает людей слишком грубыми и бездушными, в то время как органическое сочетание музыки и гимнастики позволит государству воспитывать идеальных людей, гармонично соединяющих в себе духовное и физическое совершенство, что было выражено в понятии так называемой «калокагатии» [1].
2. Воздействие музыки на человека
Влияние музыки на физиологические процессы организма человека стало предметом исследования ученых разных стран. Так, было подтверждено, что при восприятии музыки:
– происходят изменения в центральной нервной системе;
– происходит заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций;
– происходит нормализация мозгового кровообращения;
– наблюдается успокаивающее воздействие;
– энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;
– мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;
– отмечено влияние на уровень различных гормонов в крови;
– отмечено влияние на подвижность и координацию организма;
– изменяется восприятие времени;
– улучшается память и обучаемость.
В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Сегодня учёные разных стран и различных отраслей знания — от психологов, музыковедов, до физиков, математиков и кибернетиков, продолжают изыскания в этой области.
Специальные физиологические исследования (Д. А. Дубровин, С. В. Шушарджан, Б. В. Гладков и др.), выявили влияние музыки на различные системы человека. Было доказано, что при восприятии музыки:
– ускоряются сердечные сокращения;
– обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс и дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра;
– частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
Как указывает Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell), основатель Института музыки, проведёнными исследованиями доказано, что музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.
На основании исследований ряда авторов (Л. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, С. П. Евсеева и др.), определены следующие психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки:
– катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния);
– облегчение осознания собственных переживаний;
– конфронтация с жизненными проблемами;
– повышение социальной активности;
– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
– облегчение формирования новых отношений и установок. [1]
3. Значение музыкального сопровождения на занятиях физической культурой
Занятия физической культурой представляют собой вид деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
В наше время в обществе остро стоит проблема малоподвижного образа жизни, недостаточности физической активности, как следствие недостаточного интереса к занятиям физической культурой. По статистике, из десяти человек, пришедших в тренажёрный зал, остаются в нем на длительный срок не более двух-трёх человек. Самые стойкие постоянно ищут различные приемы, которые помогут им в мотивировать себя и поднять эмоциональную составляющую на более высокую ступень. И не последнюю роль здесь играет именно музыка для тренировок.
Музыка способствует превращению физической нагрузки из утомительной скучной «обязанности» в увлекательное и полезное времяпрепровождение. М. Фельденкрайз указывает, что возрастающее осознание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры головного мозга, так как, чем более они активны, тем менее человек осознаёт тонкие изменения в деятельности. При этом М. Фельденкрайз обнаружил, что человек может достичь чрезвычайно расширенного осознания и становится способен пробовать новые сочетания движений, невозможные ранее. Также музыка способствует преодолению нарастающего утомления, помогает избежать однообразия в проведении занятия, ускоряет процессы овладения техникой движения. Следовательно, использование музыкального сопровождения помогает заинтересовать людей в занятиях физической культурой и поддерживать интерес, стимулируя к дальнейшему развитию. В подтверждение этому можно отметить высокую популярность групповых фитнес-тренировок с использованием музыкального сопровождения, ритмичных и даже танцевальных упражнений, таких как аэробика и шейпинг.
Помимо укрепления здоровья и совершенствования физической формы физическая культура имеет своей целью всестороннее развитие личности. Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль, так музыкальное сопровождение может способствовать:
– повышению работоспособности;
– развитию координации движений;
– воспитанию чувства и понимания ритма, такта мелодии, и как следствие выработке красивых выразительных движений.
– активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний;
– обогащению слухового и двигательного опыта.
Кроме того, использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
– содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности;
– способ тренировки одновременно тела и души;
– способствование организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
– содействие решению основных задач занятия и каждой его части;
– содействие улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.
4. Значение музыкального сопровождения на занятиях спортом высоких достижений
Влияние музыкального сопровождения на результаты спортсменов рассмотрено на примере эксперимента В. Г. Желнеровича, Д. А. Игнатовича, И. В. Григоревича, А. Ф. Салычица [2], в ходе которого была изучена физическая активность каратистов.
При проведении эксперимента применялись следующие методы исследования: тестирование, опрос студентов, статистическая обработка полученных данных и их анализ.
В целях научного поиска частных теоретических закономерностей музыкальной стимуляции каратистов было проведено экспериментальное исследование музыкальных произведений, исполняемых в темпах allegro (скорый темп, буквально «весело») и lento (медленно, слабо, тихо) на двигательную активность каратистов при совершенствовании техники ударов в условиях учебно-тренировочного занятия.
Согласно общепринятой методике, в основной части учебно-тренировочного занятия по каратэ тренеры обычно отводят определенное количество времени для совершенствования какого-либо технического действия, где занимающиеся, разбившись на пары, в произвольном темпе поочередно выполняют это техническое действие друг на друге без сопротивления партнера. Естественно, каждый тренер-преподаватель заинтересован в том, чтобы его подопечные при этом не теряли времени зря, а интенсивно выполняли задание, поскольку от этого зависит прогресс их спортивных результатов.
В этот период целенаправленная музыкальная стимуляция может гораздо эффективнее волевой команды активизировать работу. Поэтому данный период и подвергся исследованию, в котором участвовало 23 спортсмена студенческого возраста, имеющих квалификацию от 2 спортивного разряда до кандидата в мастера спорта. В качестве контрольного упражнения был взят распространенный в каратэ круговой удар ногами (маваши-гири).
Испытуемые (6–7 пар на площадке) выполняли это техническое действие в течение 3 минут в обычных условиях, а затем после трехминутного отдыха для восстановления, повторяли данную работу с тем же партнером под спокойную лирическую мелодию с мягким музыкальным рисунком, исполняемую оркестром в медленном темпе (lento). Величина физической активности каждого испытуемого, определяемая количеством произведенных ударов за 3 минуты работы в обычных условиях, сопоставлялась с величиной его же показателя за 3 минуты аналогичной работы под музыку в темпе lento.
Проанализировав полученные статистические данные, основатели эксперимента отметили, что использование спокойной медленной музыки во время совершенствования техники кругового удара в основной части тренировочного занятия приводит к снижению рабочего темпа на 19,2 %.
Организаторы предположили, что, такая музыка действует на спортсменов успокаивающе, что внешне выражается в замедлении темпа их движений. По данным опроса, который проводился параллельно, это подтверждается и ощущениями 90,7 % испытуемых.
Спустя неделю (с учетом недельных биологических ритмов) с теми же испытуемыми, по той же самой методике был проведен опыт использования музыки в стиле allegro. В этом случае различие условий эксперимента заключалась только в том, что вместо спокойной музыки медленного темпа были применены бодрые, жизнерадостные музыкальные мелодии с четким, выразительным ритмом.
Проанализировав полученные статистические данные, основатели эксперимента отметили, что при использовании мелодий в темпе allegro наблюдается совершенно противоположная картина изменения физической активности, т. е. повышение темпа рабочих движений занимающихся на 39,7 %, что значительно превышает эффективность многих ныне применяемых средств активизации спортсменов.
Если музыка, исполняемая в темпе lento, вызывала снижение рабочего темпа каратистов, то мелодии, воспроизводимые в темпе allegro, наоборот, способствовали физической активности.
При опросе, проведенном непосредственно после опыта, испытуемые отмечали, что энергичная музыка, исполняемая в быстром темпе, возбуждает их рабочую деятельность и движения ускоряются непроизвольно, без какого-либо дополнительного волевого усилия с их стороны. Причем такое непроизвольное двигательное усвоение музыкального ритма и темпа доставляет им удовольствие, а несогласованность ритма и темпа собственных движений с ритмом и темпом музыки психически раздражает.
При этом, несмотря на то, что под музыку в стиле allegro общее количество выполненной работы увеличилось почти на 40 %, все испытуемые утверждали, что устали они меньше, чем при работе без музыки.
Результаты исследования теоретически можно объяснить следующим образом: физиологическое воздействие музыки базируется на том, что ритмические звуковые колебания связаны с ощущением движения. В связи с этим, когда во время совершенствования техники выполнения ударов спортсмен слышит музыкальную мелодию, у него непроизвольно возникает слухомоторная координация выполняемых двигательных действий.
Одна из особенностей человеческого организма состоит в том, он способен усваивать ритмы, навязываемые извне. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма, замедляет или ускоряет темп работы в соответствии с данной ситуацией. В этой связи между ритмами внешней и внутренней среды организма и кроется часть разгадки влияния музыки на работоспособность.
Работа обычно надоедает и утомляет скорее, чем большего внимания и длительного напряжения она требует. Причина этого лежит не только в использовании одних и тех же мышечных групп, но и в длительном психическом (волевом) напряжении, обеспечивающем продолжение деятельности. При прослушивании фоновой музыки последний момент может значительно ослабляться. Это наблюдается в тех случаях, когда волевые движения заменяются автоматическими. Их ведет не только волевое напряжение разума, сколько ритм музыки. Ритмически организованная работа под музыку продолжается механически, не требуя нового вмешательства воли до тех пор, пока она, прерванная изменившимся волевым решением, ускоряется, замедляется или останавливается, смотря по обстоятельствам.
В этих условиях, за счет действия музыки, психика получает возможность отдохнуть и снизить свои энергозатраты. Ослабление сознательного волевого контроля и автоматизация рабочей деятельности уменьшают сопротивление мышц — антагонистов и ненужные напряжения мышечных групп, не участвующих в данной работе. В итоге улучшается координация движений и снижаются так же и физические энергозатраты, повышается производительность выполняемой работы и отодвигается утомление.
Результаты проведенного исследования убеждают в целесообразности использования музыки в темпе allegro, для непроизвольного повышения физической активности и возбуждения спортсменов, а музыки в темпе lento– для их успокоения. [2]
5. Требования к подбору музыкального сопровождения
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику физической нагрузки.
Для занятий физической культурой следует подбирать музыку простую по форме и содержанию, жизнерадостную и бодрую по характеру, чтобы комплекс её выразительных средств соответствовал содержанию упражнения и помогал его выполнению. Лучше всего использовать танцевальные и песенные музыкальные произведения.
В подготовительной части занятия физической культурой следует применять музыкальное сопровождение, условно названное музыкой врабатывания для организации занимающихся, активизирующее внимание и способное настроить организм на ритм тренировочного процесса. Целенаправленно подбираемая педагогом музыка своими динамическими оттенками непроизвольно регулирует степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Возникающая при этом гармония музыки и пластики тела доставляет эстетическое удовольствие, повышает интерес и удовлетворённость от выполняемой физической работы. Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей, отчётливость их выражения и строгая размеренность темпа. Музыкальные темпы подбираются в зависимости от задаваемого ученикам темпа работы и ритмического рисунка выполняемых движений.
В основной части более логично подбирать музыкальный материал, прежде всего соответствующий по своему темпу и характеру звучания, выполняемым упражнениям, то есть лидирующую музыку. Как правило, темп увеличивается в зависимости от режима работы: от 130 –140 акцентов в минуту (аэробный) до 150–160 акцентов в минуту (анаэробный). В основной части занятия музыка должна быть подобрана с чётким ритмическим рисунком, с учётом того, что сильные доли ассоциируются у занимающихся с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабые — с ослаблением мышечного усилия и вдохом. Музыкальную стимуляцию деятельности занимающихся в основной части эффективнее всего применять в тех случаях, когда необходимо выполнить какое-нибудь упражнение или серию последовательных действий несколько десятков раз подряд или несколько минут, в запланированном режиме с определённой интенсивностью. Это относится к однообразным движениям циклического характера, а также к упражнениям, связанным с развитием двигательных способностей, например в круговой тренировке.
В заключительной части занятия (заминке) применяются музыкальные произведения, способствующие отдыху, снятию утомления и восстановления сил, то есть, успокаивающая музыка. Она должна содействовать снижению нагрузки, физического и психоэмоционального напряжения и перехода организма человека в относительно спокойное состояние. Темп должен быть от 60 до 90 уд. в минуту, звучание — негромкое, в пределах 60 –70 Дб. Не следует заканчивать занятие произведениями, звучащими в нижнем регистре, желательно гармонизовать внутреннее состояние занимавшихся, их энергетику, музыкой, звучащей в среднем или верхнем регистрах. Под успокаивающую музыку рекомендуется проводить дыхательные упражнения, аутотренинг, упражнения в расслаблении и др. В основном это лирические мелодии, характеризующиеся медленным темпом, тихим и умеренным звучанием. [1]
Заключение
На основании изученного материала можно сделать вывод о том, что музыкальное сопровождение в зависимости от цели применения способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения.
Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
– содействие всестороннему гармоничному развитию личности, являясь одновременно способом тренировки тела и души;
– способствование организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
– содействие улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.
Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение применяется при выполнении физических упражнений в детских садах и школах, в занятиях различными видами спорта, во всём многообразии современных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности — фитнесе. Музыкальные произведения звучат на занятиях, уроках и соревнованиях, спортивных праздниках, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях, фитнес-конвенциях, фестивалях, конкурсах, шоу.
Методически грамотный выбор музыкального сопровождения способен в значительной мере повысить эффективность занятий физической культурой и спортом, их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания детей и взрослых.
Это является важным условием правильной организации всего тренировочно–педагогического процесса, а значит и важным профессиональным умением специалиста по физической культуре, что требует специальной подготовки по этому аспекту профессиональной деятельности.
Литература:
- Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Кадыров Р. М. Музыкальное сопровождение в физической культуре: учебно-методическое пособие. — СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 104 с.
- Желнерович В. Г., Игнатович Д. А., Григоревич И. В., Салычиц А. Ф. Воздействие музыкального сопровождения на физическую активность. — Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
- Попова С. Ю., Чернышева И. В., Шлемова М. В., Липовцев С. П. Значение музыкального сопровождения на занятиях по физической культуре. — Волжский, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета.