Приводятся основные группы методов ремонта дорожных покрытий, недостатки ремонта при отрицательных температурах. Представлены основные требования которым должны отвечать технологии ремонта при отрицательных температурах. Рассматривается возможность ремонта дорожных покрытий при отрицательных температурах гранулированными асфальтобетонными смесями.
Ключевые слова: ремонт асфальтобетонных покрытий при отрицательных температурах, гранулированные асфальтобетонные смеси
В настоящее время отмечается значительное повышение интенсивности движения автомобилей, увеличение их массы, что приводит к преждевременному разрушению покрытий, снижению безопасности и комфортности движения транспорта. В связи с этим темпы дорожного строительства и ремонта неуклонно возрастают. Но в то же время основные объемы дорожно-строительных работ выполняются пока преимущественно в летнее время.
В строительный сезон не всегда удается произвести ремонт всех подлежащих ремонту автомобильных дорог. Для чего необходимо разработать технологию ремонта асфальтобетонных покрытий при отрицательных температурах.
Эффективность ремонта дорожных покрытий гранулированными асфальтобетонными смесями
Проанализированы отечественные и зарубежные технологий ремонта асфальтобетонных покрытий, что позволило сформировать три группы методов ремонта асфальтобетонных покрытий:
- Заделка дефектных мест горячей асфальтобетонной смесью (горячая технология) является наиболее доступной и распространенной технологией. Тем не менее горячая технология сильно подвержена влиянию погодных условий.
- Холодная технология ремонта покрытий с применением битумосодержащих смесей и материалов на основе жидких битумов, разжиженных битумов и эмульсий, менее подвержена влиянию погодных условий и не так широко используется при ремонте дорожного полотна.
- Нетрадиционная технология ремонта покрытий с применением специальных материалов и смесей на основе полимеров, полимербитумов, цементных и других вяжущих, не нашедших широкого применения по сравнению с традиционными смесями на основе битумов.
В результате проведенного исследования технологий ремонта асфальтобетонных покрытий при отрицательных температурах воздуха выявлены следующие недостатки:
1) мало изучен и практически не применяется технологический процесс приготовления асфальтобетонных смесей при низких температурах, отсутствуют мобильные установки для приготовления асфальтобетонных смесей в малых количествах для ямочного ремонта;
2) асфальтобетонные смеси, приготовленные заранее, в теплый период года, с наступлением отрицательных температур воздуха невозможно разогреть из-за отсутствия специальных установок;
3) при транспортировке горячей смеси даже в приспособленных для сохранения тепла транспортных средствах происходят большие теплопотери;
4) отмечается низкое качество и как результат малые сроки службы отремонтированных дефектных мест, связанное, с сильной зависимостью от погодных условий.
Технологии ремонта асфальтобетонных покрытий при отрицательных температурах должны отвечать следующим требованиям:
– наименьшая стоимость работ;
– независимость от погодно-климатических условий;
– транспортировка ремонтных смесей на любом виде транспорта;
– технологичность и простота в приготовлении ремонтных смесей;
– доступность в материально-техническом обеспечении;
– возможность хранения ремонтных смесей определенный период времени без специальных установок и приспособлений;
– продолжительный срок службы отремонтированного места.
Способ ремонта дорожных покрытий с применением гранулированных асфальтобетонных смесей отвечает всем вышеуказанным требованиям, главными особенностями которого является возможность укладки и уплотнения смеси в холодном состоянии при температуре окружающей среды до -10 ̊С. Так же можно отметить небольшое количество исполнителей и оборудования (машин) необходимых для проведения ремонтных работ.
Для технико-экономического сравнения выполнены расчеты на примере ремонта автомобильной дороги Куйбышев — Вендерево — гр. Омской обл. км. 399+930 III категории. Интенсивность движения 3000 авт./сут. Показатель роста интенсивности движения . Протяженность подлежащего ремонту участка 10 км. Площадь выбоин — 1200 . Данные о дорожно-транспортных происшествиях отсутствуют.
Для сравнения рассмотрим способы асфальтобетонного покрытия с использованием различных смесей, которые можно укладывать при температуре воздуха до -10 ̊С (табл. 1)
Таблица 1
Стоимость 1 отремонтированного дорожного покрытия
№ п/п |
Вид работ |
Материалы, ед. изм. |
Расход на 1 |
Стоимость, руб. |
|
на ед. изм. |
на 1 |
||||
1 |
Заделка разрушения гранулированной асфальтобетонной смесью |
Гранулированная асфальтобетонная смесь, т Керосин, л |
0,117 0,5 |
3045,12 21,90 |
356,28 10,95 |
Итого |
367,23 |
||||
2 |
Заделка разрушения холодной МАК-смесью |
МАК-смесь, т |
0,125 |
4490,00 |
561,25 |
Итого |
358,21 |
||||
3 |
Заделка разрушения литой асфальтобетонной смесью |
Литая смесь, т |
0,12 |
3125,00 |
358,21 |
Итого |
358,21 |
||||
Результаты расчетов единовременных затрат на ремонт асфальтобетонных покрытий представлены в (табл. 2)
Таблица 2
Себестоимость отремонтированного дорожного покрытия на 100
№ п/п |
Вид работ |
Ед. изм. |
Себестоимость, руб. |
|||
Всего |
В том числе |
|||||
Стоимость материалов |
Заработная плата |
Эксплуатация машин |
||||
1 |
Вариант 1. Заделка раз-рушения гранулирован-ной асфальтобетонной смесью |
100 |
40645 |
36700 |
3162 |
783 |
2 |
Вариант 2. Заделка раз-рушения холодной МАК-смесью |
100 |
59407 |
56125 |
2977 |
304 |
3 |
Вариант 3. Заделка раз-рушений литой смесью |
100 |
42473 |
35821 |
5388 |
1264 |
Таблица 3
Определение общего экономического эффекта по рассматриваемым вариантам
Показатели |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Экономия издержек на автомобильные перевозки |
730854 |
730854 |
730854 |
Затраты на ремонт участка автомобильной дороги |
489504 |
713688 |
554684 |
Эффект от проведения дорожно-ремонтных работ |
241350 |
17166 |
176170 |
Показатель эффективности |
1,49 |
1,02 |
1,32 |
Экономический эффект ремонта 10 км асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги III категории гранулированной асфальтобетонной смесью составила 240 тыс. р.
Технико-экономическая оценка предлагаемой технологии показала ее эффективность. Технология ремонта дорожных покрытий гранулированными асфальтобетонными смесями на 6–10 % дешевле, чем современные предлагаемые технологии ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях.
Заключение
Преимущество ремонта дорожных покрытий гранулированными асфальтобетонными смесями заключается в возможности укладки и уплотнении смеси в холодном состоянии при температуре окружающей среды до -10 ̊С. Так же можно отметить небольшое количество исполнителей и оборудования (машин) необходимых для проведения ремонтных работ. Технология ремонта дорожных покрытий гранулированными асфальтобетонными смесями на 6–10 % дешевле, чем современные предлагаемые технологии ремонта асфальтобетонных покрытий в зимних условиях.
Литература:
- С. Ф. Филатов. Ремонт дорожных покрытий в зимних условиях гранулированными асфальтобетонными смесями. Учебное пособие / С. Ф. Филатов, О. А. Рычкова. Омск: СибАДИ, 2011–72 с.
- Рекомендации по оценке эффективности дорожно-ремонтных работ [Электрон. ресурс.] — Введен 22.01.90 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». — СПб., 2010.
- Классен П. В. Гранулирование / П. В. Классен, И. Г. Гришаев, И. П. Шомин. — М.: Химия, 1991. — 240 с.