Анализ изменения товаров морской логистики
Азатян Сергей А., студент
Государственный университет управления (г. Москва)
Еще с древних времен морской транспорт выступает как один из самых популярных видов транспорта для перевозки разных видов грузов. Техническое развитие современного морского транспорта дает возможность перевозить довольно габаритные и тяжелые грузы. Обслуживание судна не требует много персонала [3].
Затраты на перевозку морским транспортном значительно ниже, чем надземными видами транспорта. Единственный недостаток морских перевозок – относительно низкая скорость транспортировки. В последнее время значительно меняются товары морской логистики [2]. Морская логистика не всегда успевает приспособиться к изменениям товаров, поэтому исследование изменений товаров морской логистики имеет высокую актуальность.
Исследованием особенностей морской логистики, изменением товаров морской логистики посвящено ряд научных трудов. Среди ученых, что сделали вклад в развитие теоретических основ морской логистики, исследование изменений товаров морской логистики, следует выделить Павлова К.В., Селина В.С., Аникина Б.А., Терентьева Э.В.
Цель выполнения данной работы – провести анализ изменений товаров морской логистики.
Для начала рассмотрим динамику грузооборота российских морских портов за 2005-2014гг. Она приведена на рисунке 1.
Рис. 1 - Динамика грузооборота российских морских портов за 2005-2014гг, млн. тон. (составлено автором)
На рисунке видна положительная тенденция грузооборота российских морских портов за период с 2005 года по 2014 год.
Морем перевозят всевозможные виды грузов. Основные виды грузов, что транспортируются морем:
Нефть, нефтепродукты (перевозятся в наливных суднах);
Руда, лом, зерно (перевозят навалом, используют балковые судна);
Смешанные грузы (транспортируют на универсальных суднах);
Специализированные грузы (перевозят в специальных суднах) [4].
Транспортировка каждого вида груза имеет целый ряд своих особенностей, емкостей и особенностей сохранения целостности и качества товаров в пути [1].
Структура грузооборота по видам товаров за 2013-2014гг. приведена на рисунке 2.
Рис. 2 - Структура грузооборота по видам товаров за 2013-2014гг. млн. тон. (составлено автором)
В структуре грузооборота на протяжении 2013-2014гг. самое высокое место занимают сырая нефть, нефтепродукты, уголь [4]. Следует отметить, что практически по всем видам товаров, объем перевозки увеличился в 2014 году по сравнению с 2013 годом (кроме сырой нефти).
Структура грузооборота в зависимости от вида груза за 2013 -2014 гг. приведена на рисунке 3.
Рис. 3 - Структура грузооборота в зависимости от вида груза за 2013 -2014 гг., млн. тон (составлено автором)
На протяжении 2013-2014гг. наливные грузы, составляли больше половины грузооборота всего грузооборота Российской Федерации.
В 2014 году сухогрузы увеличились на 13,7% по сравнению с 2013 годом. Наливные грузы незначительно снизились [4].
Таким образом, видим, что морские перевозки занимают достойное место среди других видов перевозок. Морским транспортом перевозят практически любые виды грузов. На протяжении 2013-2014 гг. самое высокое место среди всех видов груза, занимают сырая нефть, нефтепродукты, уголь.
Грузооборот морских портов России в январе-ноябре 2015 года увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 608,9 миллиона тонн, сообщила Ассоциация морских и торговых портов (АСОП).
Объем перевалки наливных грузов составил 332,9 миллиона тонн (рост на 4,6%), в том числе сырой нефти – 185 миллионов тонн (рост на 6,5%), нефтепродуктов – 133,1 миллиона тонн (рост на 2,4%) и сжиженного газа – 11,7 миллиона тонн (рост на 5,1%).
Экспортных грузов перегружено 488,1 миллиона тонн, что на 5,5% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов – 30,4 миллиона тонн (падение на 24,4%), транзитных – 43,9 миллиона тонн (рост на 0,5%), каботажных – 46,5 миллиона тонн (рост на 3,8%).
Объем перевалки сухогрузов составил 276 миллиона тонн (рост на 1,1%), в том числе: угля – 112,1 миллиона тонн (рост на 4,2%), зерна – 27,8 миллиона тонн (рост на 1,9%), черных металлов – 24,4 миллиона тонн (рост на 13,9%), грузов на паромах – 14,7 миллиона тонн (рост в 1,5 раза), минеральных удобрений – 14,5 миллиона тонн (рост на 6,7%), руды – 6,2 миллиона тонн (рост на 7,7%), лесных грузов – 4,8 миллиона тонн (рост на 10,2%), цветных металлов – 3,3 миллиона тонн (рост на 12,4%).
Объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 15,2% и составил 36,6 миллиона тонн, металлолома – на 12,6% (3,8 миллиона тонн), рефгрузов – на 14,4% (2,8 миллиона тонн).
Литература:
- Аникин Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.
- Павлов К.В., Селин В.С. Проблемы развития грузопотоков Северного морского пути и методы их решения // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2015. №2 (12).
- Терентьев Э.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности на морском транспорте// УЭкС . 2012. №41 (5).
- Анализ грузооборота портов России в 2014 году: основные итоги//http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/22970-analiz-gpuzoobopota-poptov-possii-v-2014-godu-osnovnye-itogi.html (Дата обращения 01.04.2016г.)