В статье рассматриваются основные направления использования основных фондов на автотранспортном предприятии в целях повышения их эффективного использования.
Ключевые слова: основные фонды, эффективность использования, транспорт, оборудование, структура
В условиях рыночной экономики проблема эффективного применения основных производственных фондов предприятия занимает ведущую роль. От решения этого вопроса зависит положение предприятия в индустрии производства, его финансовое и экономическое состояние, способности и возможности ведения конкурентной борьбы на рынке. Каждое предприятие вне зависимости от формы образования и вида деятельности должно регулярно анализировать состав, движение своих основных фондов, их техническое состояние, а также оценивать эффективность их использования, что позволит выявить направления повышения эффективности использования основных фондов, кроме того вовремя своевременно и точно выявить и скорректировать негативные отклонения. В хозяйственной практике выделяют следующие основные направления усовершенствования использования основных фондов:
– высвобождение лишнего неиспользуемого оборудования, машин, транспортных средств и других основных фондов, либо сдача их в аренду, лизинг;
– приобретение основных фондов высокого качества;
– повышение степени квалификации и образования обслуживающего персонала;
– своевременное обновление основных фондов с целью недопущения раннего преждевременного физического и морального износов;
– увеличение коэффициента сменности работы предприятия, если в этом существует экономическая рациональность;
– повышение качественного состава используемого сырья и материалов;
– увеличение уровня механизации и автоматизации;
– процессы внедрения новой техники и прогрессивной технологии.
Также повышению эффективности использования основных фондов способствуют их реконструкция и модернизация.
Реконструкция предусматривает переустройство существующих сооружений, цехов, производственных участков и т.д., повышает производительность труда, устраняет диспропорции в технологических звеньях, внедряя безотходные технологии, снижает использование материальных затрат в себестоимости продукции, способствует повышению фондоотдачи и улучшению других технико-экономических и эксплуатационных показателей.
Модернизация производства требует меньше времени, а также средств и труда, чем создание нового. В связи с этим она позволяет в более короткие сроки получить необходимой прирост производства, способствует повышению фондоотдачи.
Важно отметить, что замена действующего оборудования или подвижного состава на новое не всегда целесообразна. Во многих случаях предотвратить преждевременное списание транспорта и оборудования, восстановить их работоспособность позволяет ремонт, поэтому в целях поддержания основных производственных фондов в функциональном состоянии одним из наиболее распространенных методов является проведение плановых и капитальных ремонтов. Такая мера позволит, помимо поддержания основных производственных фондов в рабочем состоянии, уменьшить число простоев и поломок подвижного состава, которые ведут к остановке процесса перевозок пассажиров или к неполному функционированию данных производственных процессов, увеличить срок полезного использования транспортных средств.
Помимо качественно и своевременно проводимых на предприятии текущих и капитальных ремонтов большое значение для бесперебойной работы подвижного состава имеет межремонтное обслуживание, так как от качества его проведения зависит насколько часто на предприятии будет возникать потребность в проведении высокозатратных капитальных ремонтов основных фондов.
Текущий ремонт необходим для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава, восстанавливающий или заменяющий его отдельные агрегаты, узлы, детали. Капитальный ремонт предназначен для восстановления до 80 % работоспособного состояния подвижного состава.
При проведении контрольно-диагностических работ появляется потребность в выполнении операций по выявлению и прогнозированию возникновения неисправного состояния посредством сопоставления фактических значений с нормативными параметрами, также по качеству выполнения работ. Цель диагностики состоит в выявлении неисправностей, причин их возникновения, факторов их появления и установлении наиболее эффективного способа их устранения.
Важнейшим фактором является и организация труда работников автомобильного транспорта. В современных неблагоприятных условиях мирового кризиса на многих автотранспортных предприятиях наблюдается нерациональное использование рабочего времени, неполная загрузка персонала. Особое внимание в целях достижения эффективного использования рабочего времени, уделяется производительности труда водителей и ремонтных рабочих, и скоращению потери их рабочего времени.
Нормирование работы водителей автомобильного транспорта отражается в специальных нормированных сменных заданиях.
В целях эффективного применения нормированных сменных заданий необходимо:
– анализироватьанализироватьана выполнение плана сменно-суточных заданий с выявлением недостатков и разработкой мер по их устранению;
– определять необходимое количество автомобилей для выполнения потребностей заказчиков по объему перевозок;
– разработать рациональные маршруты перевозок;
– обследовать дорожные условия для обеспечения безопасности движения автомобилей и т.д.
Улучшение использования действующих основных фондов предприятяи, в том числе вновь введенных в эксплуатацию, может быть достигнуто за счет:
1) повышения интенсивности использования основных фондов;
2) повышения экстенсивности нагрузки основных фондов.
На увеличение интенсивности использования основных фондов влияют совершенствование перевозочных процессов; организация непрерывно-поточного производства ремонтных и обслуживающих процессов; правильный выбор материалов, запасных частей, деталей в соответствии с требованиями заданной технологии; обеспечение равномерной, ритмичной работы предприятия, его производственных участков.
Улучшение экстенсивного использования основных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение автомобиле — дней работы действующего подвижного состава в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года) и с другой стороны, рациональное увеличение количества и удельного веса действующих транспортных средств в составе всего транспорта, имеющегося на предприятии и в его производственном звене.
Увеличение автомобиле-дней работы транспортных средств может быть достигнуто за счет:
– постоянного поддержания пропорциональности между производственными мощностями отдельных групп оборудования на каждом производственном участке;
– улучшения ухода за основными фондами, соблюдения предусмотренной технологии производства;
– совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации подвижного состава;
– недопущения простоев и аварий;
– осуществления своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои транспорта в ремонте и увеличивающего межремонтный период;
проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени [41, 51].
Чаще всего анализ причин изменения эффективности использования основных производственных фондов показывает, что основными факторами, влияющими на величину фондоотдачи, являются:
– доля активной части основных фондов в общей их стоимости;
– фондорентабельность;
– годовая производительность труда;
– фондовооруженность труда;
– доходы от перевозок.
Весьма значимым для предприятия считается эффективное и рациональное применение основных производственных фондов, сохранение и поддержание их в объеме, оптимизирующем управление протекающей деятельностью. В какой мере на предприятии проводится анализ эффективности использования средств, насколько основательно и подробно, настолько и эффективной, успешной будетфинансово хозяйственнаядеятельность предприятия.
Улучшение использования основных фондов отображается в экономических итогах работы предприятия из-за: повышения выпуска продукции, уменьшения себестоимости, улучшения свойств и качества продукции,снижения налога на имущество и увеличения балансовой прибыли.
Совершенствованию структуры основных фондов предприятия содействуют:
– улучшение производственной структуры основных фондов, что подразумевает предпочтительное направление средств в активную часть фондов и в основные производственные участки. Чем выше доля активной части основных фондов, тем больше продукции получается на каждый рубль основных фондов. А данному процессу способствуют повышение удельного веса транспортных средств и их обновление, автоматических машин и оборудования, массовость производства, сокращение простоев оборудования;
– усовершенствование технологической структуры основных фондов, что предполагает увеличение удельного веса наиболее прогрессивной части технологического оборудования, которая значительно снижает трудоемкость и себестоимость продукции, а в результате увеличивается прибыль и рентабельность производства;
– улучшение их возрастной структуры, что предполагает сокращение удельного веса подвижного состава со сроком эксплуатации свыше 10 лет, к тому же способствует снижению затрат на содержание транспорта и оборудования, сокращению технических простоев, повышению выработки продукции на рубль фондов, сокращению количества ремонтных рабочих, выполнению планово-предупредительного ремонта.
Увеличение части производственного оборудования допустимо вследствие наиболее рациональной расстановке оборудования внутри производственных участков и зон обслуживания и ремонта, размещению наиболее плотно его на открытых площадках, выносу с производственных площадей непроизводственных объектов и размещению на них дополнительного числа оснащения.
Необходимо осуществлять перевооружение, направленное на повышение технического уровня отдельных зон производства и участков с технологическими установками. Это означает введение новой техники и технологий, механизацию и автоматизацию производственных операций, модернизацию и замену устаревшего, физически изношенного оборудования новым, болееусовершенствованными с высокой производительностью. Итогом является повышение технического уровня основного и вспомогательного производства. Такое повышение содействует повышению качества проводимых работ по техническому обслуживанию, ремонту, повышению фондоотдачи и производительности труда, снижению затрат на производство. Это дает возможность значительно улучшить структуру производства, обеспечив опережающий рост выпуска продукции.
Литература:
- Рогова, Р. Н. Модернизация российской экономики: инновации в области транспорта/ Р. Н. Рогова, Е. В. Мартынова // Автотранспортное предприятие. — 2012. — № 7. — С. 32–34. — Библиогр.: с. 34 (6 назв.)
- Манько И. В. Пути улучшения использования основных фондов на предприятиях / И. В. Манько // Актуальные вопросы экономических наук. -2013. — № 34. — С. 233–235