В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Ключевые слова: социализация, педагогическая поддержка, дети с ОВЗ
Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг. Педагоги обсуждают новые пути социализации детей с ОВЗ. Одним из средств, повышающих эффективность работы в данном направлении, является организация и реализация педагогической поддержки в образовательном процессе.
Для выявления уровня социализированности детей с ОВЗ в общеобразовательной школе была проведена диагностика по трем методикам.
Цель нашего исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации педагогической поддержки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации в общеобразовательной школе.
Была выдвинута гипотеза о том, что социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
1) Создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся
2) Учет интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.
Для достижения поставленной цели, а также для подтверждения гипотезы необходимо было решить следующие задачи: На основе изучения психолого-педагогической литературы изучить сущность и содержание социализации детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическое явление. Выявить и обосновать особенности педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявить и обосновать педагогические условия организаций педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации в общеобразовательной школе. Реализовать и выявить эффективность педагогических условий организаций педагогической поддержки в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения: социализация — это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею); педагогическая поддержка — это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман). [2, с.19]
Исследование уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось на базе начальной школы ОЧУ «ИПГ» г.Ишима (экспериментальный класс). В эксперименте приняли участие ученики 4 класса в количестве 30 человек.
Для того чтобы обеспечить улучшение процесса социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и для реализации педагогических условий, была проведена система занятий с использованием театротерапии на основе образовательной программы педагога дополнительного образования Натальи Тимофеевны Поповой «Круг».
Данные мероприятия обеспечили возможность личностного роста всех учеников, основанного на создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся и учета интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.
Для того чтобы проверить эффективность нашей работы на формирующем этапе, основными критериями социализации мы определили:
Критерии |
Показатели |
Методики оценки |
Самоидентификация |
Выявление системы представления ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди |
Мое состояние |
Самоидентификация места в коллективе |
Изучение межличностных отношений в коллективе |
Социометрия |
Самоидентификация своего места в мире |
Оценка удовлетворенности условиями ОУ, в котором пребывает ребенок |
Методика оценки удовлетворенности ребенка жизнью в учебном заведении |
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни социализированности детей с ОВЗ:
Низкий уровень — дети с заниженной самооценкой, испытывают трудности в учебе, плохие межличностные отношения, не проявляют желание общения с окружающими, с негативным эмоциональным настроем, требование школы и просьбы учителя воспринимаются «в штыки», не воспринимаются коллективом, нет желания посещать школу, являются изгоем в коллективе, имеют высокий уровень дискомфорта, неуверенность и повышенную самокритичность.
Средний уровень — самооценка занижена, нейтральное отношение в коллективе, посещают школу, но не имеют большого желания это делать, в большей степени для общения с друзьями, учеба для них не интересна. Предметы и занятия выбирает по принципу «нравится-не нравится». Достаточно активно участвуют в жизни школы, но нет стремления к самостоятельности.
Высокий уровень — дети с адекватной самооценка, в хороших отношениях в классе, с желанием посещает занятия, положительно относятся к школе и своему коллективу. Их характеризует самостоятельность и тяга к самообразованию. Проявляют желание исполнять школьные требования, просьбы учителя. Ученик общительный, с положительным эмоциональным настроем. Проявляет доверительные отношения в классе.
По результаты методики «Мое состояние» ребенок с ОВЗ находился на низком уровне, которому соответствует характеристика «Поведение зависит от окружающих. Ученик легко падает духом, с трудом занимается тем, что ему не нравится. На ученика оказывает влияние окружающая обстановка. Он не всегда является хозяином своих решений, зависит от настроения своего и чужого, бывает слишком эмоционален». После проведения системы занятий с использованием театротерапии ребенок с ОВЗ практически достиг нижней планки среднего уровня самооценки, ему не хватило 1 балла. При этом динамика данного ребенка оказалась самой высокой из всего класса, что говорит об эффективности проведенных занятий направленных на социализацию детей с ОВЗ. По проведении методики «Социометрии», на констатирующем этапе, ребенок с ОВЗ в результате исследования получил статус «оттесненный», при повторной исследовании он получил статус «принятый». По результатам методики оценки удовлетворенности ребенка жизнью в учебном заведении, можно сделать вывод о том, что в классе произошли очень значимые изменения: на 5 человек изменилось количество полностью удовлетворенных детей, на 1 человека (ребенок с ОВЗ) увеличилось количество детей со средней степенью удовлетворенности жизнью в школе.
На основании полученных данных можно сделать вывод об эффективности программы социализации детей на основе педагогической поддержки. Данные мероприятия обеспечили возможность личностного роста всех учеников, основанного на создание психологически комфортной атмосферы в процессе организации совместной деятельности учащихся и учета интересов и наклонностей детей с ОВЗ при организации внеурочной работы с использованием театротерапии.
Такой подход позволяет создать условия для дальнейшего раскрытия потенциала каждого ребенка, в частности таких особенных детей, как дети с ОВЗ. Психологический комфорт, который позволяет создать программа педагогической поддержки, создает базис, позволяющий детям комфортно обучаться вместе с «особенными» детьми. Педагогическая поддержка на основе культурологического подхода позволяет нивелировать проблемы в отношениях между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ.
Литература:
- Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак// Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14–20.
- Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2008. — 19 с.
- Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР-СЭ, 2004. — 176 с.
- Рытченко, Т. А. Психология и педагогика [Текст]/ Т. А. Рытченко // Учебно-практическое пособие.- М.: МЭСИ.:2000. — 85с.
- Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2008. — 673 с.
- Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.