В процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза важным аспектом является обучение различным видам чтения.
Важнейшей задачей обучения иностранному языку в школе является стимулирование интереса учащихся к предмету «иностранный язык», способствование качественному усвоению им знаний, получаемых на уроках [1,2].
Для решения этой важной задачи необходимы разнообразные и интересные виды работы, причем не в качестве отдельно взятых, случайных заданий. Интересные и привлекательные для учащихся виды работы должны представлять собой единую систему и быть включенными в УМК.
На наш взгляд, одним из современных УМК, соответствующих требованиям ФГОС и содержащих интересную информацию, как для учащихся, так и для учителей, является УМК Choices. Intermediate. RussianEdition.
УМК составлен носителями языка совместно с ведущими российскими специалистами в области методики преподавания иностранных языков, содержит большое количество разговорных тем глобального характера, актуальных в современном мире и в то же время учитывает возрастные особенности учащихся. Данный УМК предназначен в большей мере для школ с углубленным изучением иностранного языка, однако может быть использован и для работы в специализированных классах и группах общеобразовательных школ.
УМК включает в себя непосредственно учебное пособие (книгу для учащихся), пособие для учителя, рабочую тетрадь, приложение, содержащее необходимый для данного этапа лексико-грамматический материал, материал для чтения, аудио и видеоматериалы.
Видеоматериалы являются особенно привлекательным видом работы для учащихся, представляя собой имитацию языковой среды, способствуя усвоению «живого» языка и повышению мотивации обучения иностранному языку в целом [4,5,6].
В содержание УМК включены следующие модули:
Модуль 1 — Личность (22 ч.)
Модуль 2 — Знаменательные события (22 ч.)
Модуль 3 — Вкус (20 ч.)
Модуль 4 — Жилище (21ч.)
Модуль 5 — Имидж (21 ч.)
Модуль 6 — Герои (21 ч.) [4,5,6]
С точки зрения содержания по различным видам речевой деятельности, в УМК представлен следующий минимум, которые должны освоить учащиеся по итогам года:
Лексический минимум
Лексика по темам «Личность», «Знаменательные события», «Вкус», «Жилище», «Имидж», «Герои».
Фразовые глаголы, сложные прилагательные, выражение согласия и несогласия, извинения и объяснения, слова-коннекторы, предлоги и наречия, выражение жалоб и извинений, предположения, развитие языковой догадки.
Грамматический минимум
Настоящие времена — PresentSimple, PresentContinuous, PresentPerfect, прошедшие времена — PastSimple, PastContinuous, PastPerfect. Пассивный залог, сравнительная степень прилагательных и различные формы ее выражения. Глагол “like” в различных значениях, глаголы с предлогами. PresentperfectContinuous, сравнение времен PresentPerfect и PresentPerfectContinuous. Модальные глаголы для рассуждений в настоящем и прошедшем временах, разделительные вопросы.
Чтение
Чтение текстов с полным пониманием прочитанного. Ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое, рефлексирующее чтение. Ответы на вопросы по текстам. Постановка проблемных вопросов к текстам и их обсуждение. Упражнения на множественный выбор, упражнения на определение правильных, неправильных или не указанных в тексте утверждений. Упражнения на вставление в текст пропущенных предложений или частей предложения.
Аудирование
Аудирование с полным пониманием прослушанного. Извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой информации, извлечение точной информации. Упражнения на множественный выбор, упражнения на определение правильных, неправильных или не указанных в тексте утверждений. Упражнения на соотнесение заголовков с прослушанными текстами.
Говорение
Умение передать содержание прочитанного и прослушанного. Умение высказаться в рамках темы, используя активный лексический и грамматический минимум, фразовые глаголы, сложные прилагательные. Умение рассуждать, ставить проблемные вопросы и отвечать на них. Умение описать картинку и соотнести ее с темой высказывания. Умения вести беседу по заданной теме. Умение работать в группах. Проектная работа.
Письмо
Умение написать личное письмо, e-mail –сообщение, приглашение, рассказ, доклад, эссе. Умение составить анкету, составить план высказывания. Умение писать без ошибок, соблюдая изученные правила правописания [].
Наряду с этим, в процессе работы с УМК, учитель ставит определенные задачи относительно результатов обучения, которые подразделяются на следующие группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные. Результаты освоения иностранного (английского) языка планируются за данный конкретный класс, в нашем случае 8 класс. В отношении усвоения иностранного языка за определенный класс каждая группа результатов освоения иностранного (английского) языка включает в себя два уровня:
1 уровень отражает систему учебных действий в отношении опорного материала, достижимых каждым учащимся как минимум на уровне актуальных действий, выполняемых практически, автоматически.
2 уровень описывает систему учебных действий, находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками, т. е. находящимися на уровне «перспективных действий», «зоны ближайшего развития» [1,2,3].
В отношении личностных результатов освоения языка ученик научится:
‒ извлекать и анализировать информацию о странах изучаемого языка, их географических особенностях и основных исторических событиях, их социально-политическом устройстве и культурных традициях.
Ученик получит возможность научиться:
‒ гражданскому патриотизму
‒ уважению к историческим и культурным памятникам
‒ межэтнической толерантности
‒ позитивной моральной самооценке
‒ вести диалог на основе самоуважения
‒ готовности к выполнению моральных норм по отношению к взрослым и сверстникам
‒ потребности в участии в общественной жизни [1,2,3].
В отношении результатов усвоения языка на регулятивном уровне ученик научится:
‒ целеполаганию
‒ анализу достижения цели
‒ планированию пути достижения цели
‒ установлению целевых приоритетов
‒ умению контроля
‒ принятию решений в проблемных ситуациях
‒ осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позициях
‒ основам прогнозирования [1,2,3,]
Ученик получит возможность научиться:
‒ самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
‒ учитывать условия
‒ выделять альтернативные способы достижения целей
‒ основам саморегуляции
‒ осуществлению познавательной рефлексии
‒ адекватной оценке трудностей
‒ адекватной оценке своих возможностей
‒ основам саморегуляции эмоциональных состояний
‒ волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении целей [1,2,3].
Что касается познавательных результатов освоения иностранного(английского) языка ученик научится:
‒ осуществлять расширенный поиск информации
‒ устанавливать причинно-следственные связи
‒ давать определения понятиям
‒ обобщать понятия
‒ осуществлять сравнение
‒ объяснять процессы, явления
‒ структурировать тексты
‒ основам ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения [1,2,3].
Ученик получит возможность научиться:
‒ основам рефлексивного чтения
‒ ставить проблему, аргументировать ее актуальность
‒ высказывать предположения
‒ делать умозаключения и выводы на основе аргументации [1,2,3].
Относительно коммуникативных результатов усвоения ученик научится:
‒ учитывать разные мнения
‒ формулировать собственное мнение
‒ устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
‒ аргументировать свою точку зрения
‒ задавать вопросы
‒ использовать необходимые языковые средства
‒ уметь работать в паре и в группе
‒ осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера
‒ отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной или внутренней речи
‒ основам коммуникативной рефлексии [1,2,3]
Ученик получит возможность научиться:
‒ учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей
‒ учитывать разные мнения и интересы
‒ продуктивно разрешать конфликты
‒ брать на себя инициативу
‒ оказывать поддержку
‒ осуществлять коммуникативную рефлексию
‒ вступать в диалог
‒ последовательно передавать информацию
‒ устраивать эффективные групповые обсуждения
‒ четко формулировать цели группы и активно проявлять личную инициативу для достижения целей [1, 2, 3]
В отношении предметных результатов обучения ученик научится:
1 уровень: ученик научится
‒ работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц
‒ работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации
‒ планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту
‒ самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома [1, 2, 3].
Ученик получит возможность научиться:
‒ воспринимать язык как средство выражения чувств, эмоций, основу культуры мышления
‒ достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах
‒ представлению о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознанию места и роли родного и иностранного языка в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации
‒ приобщению к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках молодежных форумах [1,2,3].
УМК Choices. Intermediate. RussianEdition состоит из 12 тематических разделов. Мы запланировали прохождение этого учебника за 2 года (8 и 9 классы), имею учебную нагрузку 4 часа в неделю. Этот УМК апробирован нами в 8 классе, что предполагает успешную работу с ним и в 9 классе гимназии.
Литература:
- Программы общеобразовательных учреждений по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков(2–11кл.) — М,; «Просвещение»2005 // автор В. В. Сафонова
- Учебной программы для школ с углубленным изучением предмета: Английский язык (II-XI кл.) // Сост. А. Н. Шамов, Н. А. Юрлова, Н. А. Анищенко. — Нижний Новгород, 2006. — 67с.;
- ФГОС под редакцией доктора филологических наук профессора М. В. Вербицкой.- Москва.- Издательский центр «Вентано Граф».- PearsonEducationLimited,- 2015
- Choices: Intermediate: Russian Edition: пособиедляучителя/ Э.Шляхта. — Харлоу: Pearson Education Limited, 2012. — 180c.
- Choices: Intermediate: Russian Edition: учебноепособиепоанглийскомуязыку / М. Харрис, А. Сикоржинска, М. Вербицкая. — Харлоу, Pearson Education Limited, 2012. -144 c.
- Choices: Intermediate: Russian Edition: рабочаятетрадьпоанглийскомуязыку / Р. Фрикер, И. Е. Солокова. — Харлоу, Pearson Education Limited, 2012. — 128 c