Боевые действия на фронтах Первой мировой завершились 11 ноября 1918г. Подписанием Компьенского перемирия. Кровопролитная война, в ходе которой погибло около 10 млн. человек, отнюдь не прояснила, а скорее запутала отношения участвовавших в ней стран. Мирная конференция, на которой предстояло выбрать условия послевоенного мирного урегулирования, открылась в Париже 18 января 1919г. Ключевая роль в этом процессе принадлежала великим державам: Великобритании, США, Франции. Однако у каждой из них были свои интересы, которые далеко не всегда совпадали. Та программа, с которой их лидеры прибыли в Париж, определялась конкретными итогами войны для великих держав. Формально в работе Парижской конференции на равных участвовали делегации из 27 стран, прибывших туда. Однако реально основные вопросы обсуждались на заседаниях «Совета десяти», куда входили по два представителя — глава государства и министр иностранных дел. От 5 ведущих держав — США, Великобритании, Франции, Японии и Италии. Уже по ходу дела многие функции этого органа перешли к «Совету четырех», куда входили президент США В. Вильсон, премьер — министр Англии Д. Ллойд — Джордж, премьер Франции Ж. Клемансо и глава итальянского правительства Орландо. Наиболее жесткую позицию занимала Франция. Она добивалась максимального ослабления Германии, даже ее расчленения. В любом случае ее граница с немецким государством должна быть по Рейну. С Германии предстояло взыскать огромную контрибуцию. Германия должна была произвести в течение 1919–21 гг. платежи, которые были установлены Репарационной комиссией, причем эквивалент этих выплат должен составлять 20 млрд. Золотых марок. [1] По вопросу о сумме репараций державам-победительницам так и не удалось договориться. Для решения этого вопроса была созвана специальная конференция, которая к 1921 г. установила общий объем репараций в 132 млрд. золотых марок, из которых львиную долю должны были получить Франция 52 %, Великобритания 22 %, Италия 10 %. [2] К началу работы Парижской конференции Парижской конференции уже реализовала ряд своих планов. Ее войска оккупировали большую часть германских колоний. Флот Германии был разбит или захвачен англичанами. Поэтому Великобритании было невыгодно дальнейшее ослабление Германии, ибо это автоматически вело к чрезмерному усилению позиций Франции. Относительно сильная Германия была необходима и как барьер против распространения идей большевизма в Европе. Позиция США официально изложена в «Четырнадцати пунктах В. Вильсона» В ходе своего выступления в Конгрессе в январе 1918г. американский президент изложил достаточно четкую программу вмешательства США в процесс послевоенного мирного урегулирования, который конечно же должен был контролироваться из-за океана.
Подобное видение перспектив послевоенного мирного урегулирования нарушало традиционную изоляционистскую направленность внешней политики США и обозначала их возросшее влияние в мире. США оказались единственной великой державой, которая вышла из Первой мировой войны несомненно усилившаяся. Державы-победительницы, собравшиеся за круглым столом в Версале, задолжали США по военным займам 9,5 млрд. долларов. Если до войны США были должником Европы и уплачивали в год по 200 млн. долларов, то теперь финансовые тузы Уолл-Стрит ожидали получать от разоренных европейских стран по крайней мере 500млн. долларов в год. Так складывались отношения в лагере победителей. На Парижскую мирную конференцию В.Вильсон привез проект создания международной организации — Лиги Наций, через посредство которой правители США надеялись осуществить свои планы мирового господства. В Париже В. Вильсону пришлось встретиться с опытными политиками, которые имели собственные планы мирового урегулирования. В ходе Парижской мирной конференции сразу же обозначились основные узлы противоречий: судьба Германии и ее колоний, будущее окончательно развалившейся турецкой империи, вопрос об Уставе Лиги Наций, отношение к событиям в России. 14 февраля 1919 г. Устав Лиги Наций был готов. Эта организация включала в себя Генеральную Ассамблею и Совета, в который входило 9 членов, где должны были обсуждаться основные вопросы мировой политики. Предполагалось, что именно Лига Наций займется решением вопроса о германских колоний и арабских провинций бывшей турецкой империи. [3] Ей предстояло выдать державам-победительницам мандаты на управление этими территориями. После урегулирования этого вопроса приступили к обсуждению условий мирного договора с Германией. В основу его легли предложения Ллойд-Джорджа. В итоге удалось согласовать окончательный текст договора, который и был подписан в Версальском дворце 28 июня 1919г. Германия теряла 1\8 территории, в том числе Эльзас и Лотарингию, сокращалась армия, запрещалось иметь подводный флот. Но самое главное — Германия объявлялась виновницей развязывания войны. [1] В результате этих соглашений политическая карта Европы претерпела кардинальные изменения. Версальский договор являлся той основой, на которой строилась вся новая модель послевоенных международных отношений. Он зафиксировал сложившуюся на тот момент расстановку сил на международной арене. Однако в этой фиксации было много изъянов, ибо сформировавшаяся система межгосударственных отношений не охватывала своим влиянием многие взрывоопасные проблемы послевоенного мира: не удалось найти решение проблем, порожденных распадом Турецкой империи, на востоке Европы возникло новое государство Польша, которой Германия уступила Познань, районы Померании и Восточной Пруссии. Однако многие польские области Померания, Силезия, Бранденбург — остались в составе Германии. С другой стороны, Германия вынуждена была отказаться от притязаний на г. Мемель (Клайпеду), который в 1923г. был передан Литве. Особое положение в послевоенной Европе занимала Советская Россия. Большевистские лидеры основывались в осуществлении внешнеполитического курса на принципиальных направлениях, чем правительства царской России. Особенно ярко этот момент проявился в начале 1918г. при подписании сепаратного Брест-Литовского мира, выводившего Россию из Первой мировой войны. В Советской историографии утверждалось, что подписание этого мирного договора знаменует собой начало новой миролюбивой внешнеполитической линии Советского правительства, не желавшего участвовать в «империалистической бойне». На самом деле, заключение Брест-Литовского договора преследовало совершенно иные цели. Во-первых, большевики вели борьбу за власть и идея подписания этого унизительного мирного договора лидеры большевистской партии пытались перехватить политическую инициативу и добиться демобилизации многочисленной армии. Подобный шаг, а также начало Гражданской войны в России поставили большевистское правительство вне рамок официальных дипломатических отношений в Европе, и в мире. Великие державы не признали большевистское правительство и, таким образом, его интересы не были учтены ни в ходе Парижской, ни в ходе работы Вашингтонской мирных конференций. И все же нельзя утверждать, что Советская Россия, а позже и СССР, находились вне основных внешнеполитических коллизий, приведших к возникновению Версальско-Вашингтонской системы. Напротив, руководители Советской России принимали самое деятельное, хотя и не всегда санкционированное великими державами, участие в изменении государственных границ по итогам Первой мировой войны. Участие Советской России в указанных событиях складывалось неблагоприятно. На рубеже 1917–18гг. была потеряна Финляндия, Прибалтийские провинции (Литва, Латвия, Эстония) и Бессарабия. Неудачно для России завершилась и война с Польшей. Попытка ее советизации завершилась крахом. 18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор, по которому Россия теряла территории Западной Белоруссии и Западной Украины. Итоги войны с Польшей со всей очевидностью показали, что Красная Армия, несмотря на победы, одержанные над внутренними врагами не была способна вести усиленные военные действия за пределами России против хорошо обученной регулярной армии. Советские войска понесли по словам Ленина», огромное поражение, колоссальная армия в 100 тыс. в плену, или в Германии. Одним словом, — гигантское, неслыханное поражение» [1]. Поскольку великие державы (Франция, Великобритания) принимали активное участие в урегулировании советско-польского конфликта, статьи Рижского мирного договора можно рассматривать как компоненты Версальской системы. [5]
Таким образом, Версальская система мира в Европе имела достаточно сильных противников, которые сделали ставку на силовое ниспровержение этих, как им казалось несправедливых и грабительских, и унизительных условий мирного урегулирования и «нового порядка» в Европе. Этим безусловными противниками системы выступали Германия и Советска Россия. В 1939 году их интересы и подлинные амбиции становятся катализатором Второй мировой войны
Литература:
- Версальский договор/Хрестоматия по новейшей истории. Т1.(1917–39гг.) Документы и материалы. С 188.
- Мир в 1 пол.20в. 1918–45гг., с.15
- Кредер А. А. Словарь Новейшей истории.М.,1999.с.165
- Краснов В., Дайнес В. Неизвестный Троцкий.Красный Бонапарт. Документы, мнения, размышления. М.,с.328
- Сироткин В. Г. Рижский мир.//Международная жизнь 1988 № 8}