Современный этап экономических реформ знаменует собой осуществлением широкой программы либерализации всех сторон общественной жизни, усиление демократизации системы управления экономикой и социальной сферой.
Заложенные законодательной основой и введенные формы и методы социальной защиты населения на первом этапе экономических реформ требует дальнейшего совершенствования. Возникла необходимость в применении новых форм и методов социальной защиты населения в соответствии с задачами углубления либерализации социально-экономических отношений. В условиях либерализации общественной жизни усиление социальной защиты населения предусматривает: [2, с.36].
‒ при всеобщности основных принципов защиты усиление дифференцированного подхода к различным социально- демографическим слоям и группам населения;
‒ интеграция в единую систему гарантий защиты на всех уровнях — республиканском, региональном, трудового коллектива с четким определением прав, ответственности и функций каждого из них, а также источников ресурсного обеспечения;
‒ существенное возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения в удовлетворении его жизненных потребностей;
‒ надежность ресурсной базы социальной защиты и поддержки населения;
‒ гибкость системы социальных гарантий;
‒ эффективность системы мер по социальной защите населения;
‒ участие общественных организаций и благотворительных фондов в социальной защите;
‒ повышение роли семьи как основного звена пользования средств, направленных на социальную защиту;
‒ усиление адресности социальной защиты;
‒ повышение роли и ответственности махаллинских комитетов в организации социальной защиты населения.
Дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения будет осуществляться на фоне следующих социально-демографических и экономических процессов, характерных для Узбекистана в настоящее время и в среднесрочной перспективе: [2, с.84]
‒ высокая иждивенческая нагрузка. Несмотря на снижающийся уровень рождаемости, доля детей в составе населения сохранится на уровне близком к 50 %. Этот фактор предопределяет высокие расходы на содержание детей и, соответственно, значительными спрос на пособия семьям с детьми;
‒ ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах страны, что обуславливает высокий уровень инвалидизации населения;
‒ снижение уровня охраны труда на многих предприятиях, связанное с недостатком средств, обуславливает высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваемостей. Несмотря на замедление темпов, инвалидности, ее уровень в перспективе останется достаточно высоким;
‒ процессы реструктуризации предприятий неизбежно приведут к высвобождению избыточных работников, усилит проблему их социальной защищенности;
‒ неравномерность социально-экономического развития регионов, наличие значительного числа регионов с недостаточными возможностями для ведения производственной деятельности и неразвитой производственной и социальной инфраструктурой (горные, отдаленные и труднодоступные районы) делают население этих районов зависимыми от социальной помощи;
‒ слабое развитие системы подготовки социальных работников — ее продуктивность значительно ниже потребностей (по расчетам потребность в социальных работниках на сегодняшний день составляет более 1,5 тыс. человек в год). Актуальной задачей является организация профессиональной подготовки работников социальной сферы в учебных заведениях высшего и среднего специального, профессионального образования.
Усиление адресности социальной защиты малообеспеченных семей можно достигнуть за счет упорядочения действующей системы льгот и пособий, радикального сокращения льгот, не имеющих адресный характер, замены части льгот, предоставляемых в натуральном виде, адекватными денежными выплатами, совершенствования методики выявления нуждающихся семей, путем уточнения нормативов доходов от ведения дехканского хозяйства и доходов, получаемых от предпринимательской деятельности и в неофициальном секторе, унификации отдельных видов социальной помощи, назначаемых по одному основанию (например, нуждаемости по доходам), расширение самостоятельности органов государственной власти на местах в принятии решений по предоставлению дополнительной помощи нуждающимся, а также в перераспределении средств между отдельными статьями расходов на социальную защиту, повышения уровня подготовки специалистов, занимающихся организацией выплат пособий малообеспеченным семьям в органах самоуправления.
Повышение уровня социальной защиты малообеспеченных семей можно достичь за счет:
‒ привлечения для финансирования мер по социальной защите населения средств внебюджетных источников, в том числе благотворительных организаций и спонсоров, что позволит повысить охват и увеличить размер социальных выплат малообеспеченным семьям;
‒ направления средств, высвобождаемых при ликвидации отдельных пособий и льгот, не повышение объемов финансирования адресных пособий нуждающимся семьям;
‒ совершенствования методики расчета социальных минимальных стандартов, в том числе с учетом региональных особенностей. На определенном этапе, введение в практику социального стандарта величины прожиточного минимума;
‒ поэтапного введения целевых и адресных субсидий малообеспеченным семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг, позволяющих частично компенсировать рост тарифов в связи с сокращением бюджетных субсидий предприятиям — поставщикам этих услуг;
‒ расширения институтов микрофинансирования, направленных на наделение кредитными ресурсами представителей социально-уязвимых групп населения, прежде всего малообеспеченных семей, имеющих невостребованный трудовой потенциал, для развития семейного предпринимательства.
Особенности менталитета народа Узбекистана, его приверженность семейным ценностям, не позволяют расширяться проблеме социальной незащищенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство детей, оставшихся по каким-либо причинам без родителей, достаточно быстро усыновляется и принимается в семьи родственников или соседей по махалле. Поэтому проблема безнадзорности детей в республике остро не стоит. Однако в целях повышения уровня социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо разработать конкретные меры по возвращению детей в их биологические семьи, в частности, меры по социально-психологической реабилитации, и общественному воздействию на родителей, оставивших детей в домах «Мехрибонлик», усиления материальной поддержки матерей, воспитывающих ребенка инвалида, существенно улучшить материальную базу, обеспечить подготовку, тщательный подбор и укомплектование домов «Мехрибонлик» и интернатов квалифицированным, педагогическим персоналом, с учетом особенностей работы в указанных учреждениях, всемерно содействовать дальнейшему развитию «СОС — детская деревня г.Ташкента», обеспечив завершение такой деревни в Самарканде. [3, с.58].
Формирование и развитие социальной экономики происходит в тесной взаимосвязи с мировым экономическим сообществом. Узбекская модель реформ по переходу к социально ориентированной рыночной экономики предполагает широкомасштабную интеграцию в хозяйственные процессы. Внешнеэкономические связи позволяют Узбекистану решить важнейшие проблемы модернизации материально-технической базы производства, производству товаров высокого качества, выходу отечественных производителей на внешний рынок.
Укрепление материально-технической базы, расширение производства используется для решения основных социальных проблем, составляющих формирование уровня жизни населения. За годы независимости в Узбекистане произошли коренные изменения во внешне экономических связях.
Прежде всего, были созданы правовые основы внешней политики. Они были закреплены в Конституции Республики. Был принят закон Республики Узбекистан «О внешне экономической деятельности», «Об иностранных инвестициях в Республике Узбекистан», Указ президента Республики «Об образовании министерства внешне экономических связей Республики Узбекистан» и другие. Развитию международного сотрудничества Республики существенную роль сыграли принятие Узбекистана в ООН. Узбекистан активно сотрудничает с крупными международными экономическими и финансовыми организациями. Среди них: Международная организация труда (МОТ), Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный фонд (МВФ), Мировой банк (МБ), Европейский банк Реконструкции и «развития» (ЕБРР), Азиатский банк (АБ), Исламский банк (ИБ) и другие.
Международное экономическое сообщество представляет собой совокупность государств, имеющих, каждое в отдельности, свои национальные и экономические особенности. При этом, учитываются возможности страны в создании и использовании современных технологий, степень овладения принципами рыночного устройства экономики. [1, с.46].
Участие Узбекистана в международном экономическом сообществе предполагает учет ряда сравнительных преимуществ страны.
К ним относятся:
‒ наличие больших запасов конкурентоспособных на внешнем рынке многих видов минерально-сырьевых ресурсов (золото, медь, серебро, уран, природный газ, хлопок и другие);
‒ относительно дешевая рабочая сила;
‒ природно-климатические условия, позволяющие осуществлять хозяйственную деятельность практически по всем видам производства в течении года с наименьшими затратами топливно-энергетических ресурсов;
‒ богатейшее культурно-историческое наследие на большом отрезке «Великого шелкового пути» (более 4000 памятников истории и архитектуры), способствующих успешному развитию индустрии туризма;
‒ солидный научный потенциал и относительно высокий уровень прикладных исследований;
‒ стабильная внутриполитическая обстановка и эволюционный курс экономической политики, дающие гарантии иностранным инвестициям.
Эти основные и другие особенности региона открывают широкие возможности для вхождения республики в мировое экономическое сообщество, использование такого сотрудничества для решения важнейших экономических и социальных проблем страны.
Участие Узбекистана в международных организациях по социальному развитию
Составной частью вхождение Узбекистана в мировое экономическое сообщества является участие в международных программах социального развития.
Узбекистан, как полноправный член ООН присоединился к международным соглашениям по правам и интересам человека и принял на себя обязательства по соблюдению и применению их в своей государственно-правовой практике.
Литература:
- Иванов А. Н. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики //Экономическое возрождение России. — 2010. — № 1.
- Дмитриев Д. А. Проблемы развития новых институциональных форм и отношений к социальной защите Российской Федерации //Экономическое возрождение России. — 2009.– № 3.
- Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год