Эта статья посвящена вопросам оценки потенциала и перспектив развития туристской отрасли в Узбекистане, которая основана на узбекском гостеприимстве и высоком качестве предоставления туристских услуг в совокупности с государственной поддержкой этой сферы.
Ключевые слова: туризм, туристские услуги, инфраструктура туризма, экотуризм
В условиях перехода Республики Узбекистан к рыночным отношениям изменилось её экономическое положение в мировом хозяйстве. Этому способствовали институциональные и структурные преобразования, нацеленные на создание открытой рыночной экономики. Главной целью Узбекистана на пути к ней является повышение эффективности внешнеэкономических связей до уровня развитых индустриальных стран, выпуск и экспорт готовой высокотехнологичной продукции, рост конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На пути к достижению этой цели сделано немало. Например, рост реального ВВП в 2015 году на 8 % связан в большей степени именно с динамичным развитием базовых отраслей экономики. В прошлом году промышленное производство увеличилось на 8 %, производство сельскохозяйственной продукции на 7 %, строительство на 18 %. Также была продолжена системная работа по обеспечению динамичного развития сферы услуг и сервиса,как одного из самых важных факторов и направлений углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, повышения занятости, доходов и качества жизни людей. [3]
В 2015 году сфера услуг обеспечила более половины прироста валового внутреннего продукта. В настоящее время ее доля в ВВП достигла 54,5 процента против 49 процентов в 2010 году. В этой сфере работает более половины всего занятого населения. [4]
Ускорению преобразований и экономическому развитию страны, и в частности регионов способствует становление и развитие туристкой отрасли. Туристическая отрасль — одна из самых молодых и динамично развивающихся отраслей Узбекистана. Статистические данные за годы независимости, свидетельствуют о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в стране. Каждый год Узбекистан посещает около 2 млн. граждан зарубежных государств. Основную долю туристов, посетивших Узбекистан в прошлом году, составили гости из России (22,4 %), Кореи (8,2 %), Германии (3,8 %), Франции (3,6 %), а также других стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии. За последние три года количество иностранных туристов, приезжающих в Узбекистан, увеличилось более чем на 30 %. Сегодня в Узбекистане действуют 1279 туристических организаций, в частности, 548 гостиниц, туристических баз и кемпингов, 731 туристических компаний. [6] Спрос на организацию досуга среди иностранцев и граждан страны растет, пропорционально ему увеличивается количество предложений.
Это неудивительно, поскольку Узбекистан — страна контрастов, где современные строения успешно сочетаются с архитектурными шедеврами наших предков. Следует отметить, что Узбекистан занимает девятое место в мире по количеству исторических и архитектурных памятников. Прохождение по территории страны в прошлые столетия Великого шелкового пути придает облику Узбекистана особую загадочность, что вызывает немалый интерес среди иностранных гостей. Наряду с этим можно выделить такие немаловажные факторы, как безопасность, неповторимый вкус национальной кухни, известные во всем мире города, живописная природа, наличие прямых авиарейсов, а также сохранившаяся самобытность народа, его традиции, обычаи, менталитет, дружелюбность и гостеприимство. Имеющиеся в стране рекреационные ресурсы позволяют развивать все виды туризма, как экотуризм, геотуризм, альпинизм, экстремальный, культурный туризм, рыбалка, рафтинг; различные туристические маршруты и принимать гостей круглогодично. Как результат, Узбекистан способен предложить широкий спектр услуг как для любителей культурно-познавательного отдыха, так и для активного отдыха.
Разработкой единой государственной политики в сфере всесторонней модернизации и развития туристской отрасли занимается созданная по указу Президента Республики Узбекистан от 27.07.1992 г. Национальная компания «Узбектуризм». Приоритетными направлениями Национальной компании являются развитие правовых и экономических основ туризма, совершенствование его инфраструктуры в республике за счёт привлечения иностранных инвестиций, проведение широкой пропаганды исторического наследия и туристических возможностей Узбекистана. [6]
Регулирование туристской отрасли в стране осуществляется на базе нормативно-правовых документов, представленных в виде законов «О туризме», «О страховании», «О сертификации», «О государственной границе», постановлений правительства. Эти документы направлены на формирование инвестиционного климата, разгосударствление и приватизацию в туристической сфере, предоставление льгот, улучшение гостиничной инфраструктуры, строительство сетей дорог, курортов и. т.д. В республике разработаны национальные стандарты для туристской и гостиничной инфраструктуры страны с учетом природно-климатических, культурных и национальных особенностей гостеприимства.
Важным руководством к действию в развитии туризма и туристической инфраструктуры, активном продвижении национальных туристских услуг на международные туристические рынки служит Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан” от 10 октября 2012 года. В центре внимания находятся задачи и перспективы развития въездного и внутреннего туризма, расширение туристических предложений в сфере активного отдыха в Узбекистане, продвижение туристического бренда нашей страны, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры туризма, а также оптимизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма. [2]
В деле продвижения бренда Узбекистана важная роль отводится участию страны в различных международных выставках, ярмарках и конференциях.
За годы независимости значительно улучшена транспортная и гостиничная инфраструктуры, открыты новые авиа, железнодорожные и автомобильные маршруты. Для улучшения транспортной инфраструктуры в 2015 году был подписан контракт между АО «Узбекистон темир йуллари» и испанской компанией «Patentes Talgo» на поставку двух высокоскоростных поездов повышенной вместимости.
В целях развития и повышения качества туризма уделяется особое внимание по следующим направлениям:
‒ развитие существующих туристских услуг.
Туристские услуги — услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. [1] Для развития туристических услуг имеет значение повышения познавательно-просветительского и культурно-эстетического направления этих услуг, что подразумевает организацию музейных экспозиций, выставочных показов, фестивалей традиционной культуры и. т.д. К примеру, фестиваль «Шелк и Специи» ежегодно проходит в Бухаре в конце мая, и он уже становится визитной карточкой города. В 2015 году 200 ремесленников, художников, дизайнеров, национальных ансамблей и поваров со всего Узбекистана собирались вместе, чтобы удивлять и развлекать гостей фестиваля. За 3 дня фестиваль посетило 60 000 гостей, среди которых 10000 были иностранными. В фестивале участвовало 20 международных организаций.
‒ создание новых туристских услуг, таких как экологический туризм вкупе с познавательными турами по городам-памятникам;
Среди самых значимых видов туризма можно отметить гастрономический, медицинский, шопинг-туризм и, конечно же, экотуризм. [5,с.48] Экотуризм сегодня признается во всем мире самым доходным, модным и «зеленым» видом туризма. Этот факт особенно радует страны с красивой природой, ландшафтом, климатом, — всем этим гордится наша страна. Но сам факт требует дополнительных вложений, так как потребителю важен весь пакет услуг: как и на чем он доедет, где и в каких условиях будет проживать, какие и какого качества спектр услуг для комфортабельного отдыха ему предоставляются. Изучение имеющегося потенциала с точки зрения потребителя, создание необходимой инфраструктуры, разработка туристических маршрутов по экотуризму являются основными задачами для предпринимателей, планирующих осуществлять деятельность в сфере экотуризма.
‒ расширение применения маркетинговых приёмов, в том числе, проведения маркетинговых исследований для изучения состояния туристских услуг;
В Узбекистане есть опыт маркетингового подхода к решению вопроса. В конце 2014 года в рамках проекта ЮНВТО «Коридоры наследия Шелкового пути» были проведены социологические исследования и подготовлена публикация «Узбекистан глазами туристов. Результаты опроса международных посетителей Узбекистана по экономическим показателям 2014 года». Исследование было организовано при сотрудничестве с НК «Узбектуризм» и ЮНЕСКО. Опрос, проведенный в Международном аэропорту «Ташкент», КПП «Гишткуприк» и «Олот», фронт-офисах гостиниц в гг. Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива, осуществлен при содействии Ташкентского Государственного экономического университета, Самаркандского института экономики и сервиса, Ургенчского Государственного университета и Бухарского Государственного университета.
Согласно данным опроса, отмечен рост посещений Узбекистана иностранными гражданами, основные въезжающие в Узбекистан — граждане России, Турции, Индии, Германии и Кореи, наиболее активными путешественниками являются люди в возрасте старше 50 лет, имеющие высшее образование.
‒ широкое вовлечение местной общественности и властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение её безопасности;
Компания «Узбектуризм» отобрала 93 населенных пункта, которые потенциально могут быть внесены в туристические маршруты, и предложила предпринимателям разработать проекты по развитию экотуризма. В основном это села на побережье Амударьи и памятники природы.
‒ развитие связей между организаторами туризма и региональными структурами власти с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения.
Успешная реализация задач в этих направлениях позволит расширить сферу туристских услуг, которая займёт достойное место в экономике Узбекистана.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «О Туризме». Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан”. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 41–42, ст. 478
- Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на заседании Кабинета Министров посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. http://www.press-service.uz/
- Статистический сборник об основных итогах экономического и социального развития Республики Узбекистан в годы независимости и прогнозных показателях на 2011–2015 гг. –Т.: Узбекистан.
- Ли Д. М. Основы туризма. Учебное пособие для студентов вузов — Т: ТГЭУ, 2011. — 160 с.
- http://uzbektourism.uz/