Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 4491 раз

Библиографическое описание:

Расулова, Н. Н. Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане / Н. Н. Расулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32279/ (дата обращения: 16.11.2024).



Эта статья посвящена вопросам оценки потенциала и перспектив развития туристской отрасли в Узбекистане, которая основана на узбекском гостеприимстве и высоком качестве предоставления туристских услуг в совокупности с государственной поддержкой этой сферы.

Ключевые слова: туризм, туристские услуги, инфраструктура туризма, экотуризм

В условиях перехода Республики Узбекистан к рыночным отношениям изменилось её экономическое положение в мировом хозяйстве. Этому способствовали институциональные и структурные преобразования, нацеленные на создание открытой рыночной экономики. Главной целью Узбекистана на пути к ней является повышение эффективности внешнеэкономических связей до уровня развитых индустриальных стран, выпуск и экспорт готовой высокотехнологичной продукции, рост конкурентоспособности отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На пути к достижению этой цели сделано немало. Например, рост реального ВВП в 2015 году на 8 % связан в большей степени именно с динамичным развитием базовых отраслей экономики. В прошлом году промышленное производство увеличилось на 8 %, производство сельскохозяйственной продукции на 7 %, строительство на 18 %. Также была продолжена системная работа по обеспечению динамичного развития сферы услуг и сервиса,как одного из самых важных факторов и направлений углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, повышения занятости, доходов и качества жизни людей. [3]

В 2015 году сфера услуг обеспечила более половины прироста валового внутреннего продукта. В настоящее время ее доля в ВВП достигла 54,5 процента против 49 процентов в 2010 году. В этой сфере работает более половины всего занятого населения. [4]

Ускорению преобразований и экономическому развитию страны, и в частности регионов способствует становление и развитие туристкой отрасли. Туристическая отрасль — одна из самых молодых и динамично развивающихся отраслей Узбекистана. Статистические данные за годы независимости, свидетельствуют о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в стране. Каждый год Узбекистан посещает около 2 млн. граждан зарубежных государств. Основную долю туристов, посетивших Узбекистан в прошлом году, составили гости из России (22,4 %), Кореи (8,2 %), Германии (3,8 %), Франции (3,6 %), а также других стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии. За последние три года количество иностранных туристов, приезжающих в Узбекистан, увеличилось более чем на 30 %. Сегодня в Узбекистане действуют 1279 туристических организаций, в частности, 548 гостиниц, туристических баз и кемпингов, 731 туристических компаний. [6] Спрос на организацию досуга среди иностранцев и граждан страны растет, пропорционально ему увеличивается количество предложений.

Это неудивительно, поскольку Узбекистан — страна контрастов, где современные строения успешно сочетаются с архитектурными шедеврами наших предков. Следует отметить, что Узбекистан занимает девятое место в мире по количеству исторических и архитектурных памятников. Прохождение по территории страны в прошлые столетия Великого шелкового пути придает облику Узбекистана особую загадочность, что вызывает немалый интерес среди иностранных гостей. Наряду с этим можно выделить такие немаловажные факторы, как безопасность, неповторимый вкус национальной кухни, известные во всем мире города, живописная природа, наличие прямых авиарейсов, а также сохранившаяся самобытность народа, его традиции, обычаи, менталитет, дружелюбность и гостеприимство. Имеющиеся в стране рекреационные ресурсы позволяют развивать все виды туризма, как экотуризм, геотуризм, альпинизм, экстремальный, культурный туризм, рыбалка, рафтинг; различные туристические маршруты и принимать гостей круглогодично. Как результат, Узбекистан способен предложить широкий спектр услуг как для любителей культурно-познавательного отдыха, так и для активного отдыха.

Разработкой единой государственной политики в сфере всесторонней модернизации и развития туристской отрасли занимается созданная по указу Президента Республики Узбекистан от 27.07.1992 г. Национальная компания «Узбектуризм». Приоритетными направлениями Национальной компании являются развитие правовых и экономических основ туризма, совершенствование его инфраструктуры в республике за счёт привлечения иностранных инвестиций, проведение широкой пропаганды исторического наследия и туристических возможностей Узбекистана. [6]

Регулирование туристской отрасли в стране осуществляется на базе нормативно-правовых документов, представленных в виде законов «О туризме», «О страховании», «О сертификации», «О государственной границе», постановлений правительства. Эти документы направлены на формирование инвестиционного климата, разгосударствление и приватизацию в туристической сфере, предоставление льгот, улучшение гостиничной инфраструктуры, строительство сетей дорог, курортов и. т.д. В республике разработаны национальные стандарты для туристской и гостиничной инфраструктуры страны с учетом природно-климатических, культурных и национальных особенностей гостеприимства.

Важным руководством к действию в развитии туризма и туристической инфраструктуры, активном продвижении национальных туристских услуг на международные туристические рынки служит Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан” от 10 октября 2012 года. В центре внимания находятся задачи и перспективы развития въездного и внутреннего туризма, расширение туристических предложений в сфере активного отдыха в Узбекистане, продвижение туристического бренда нашей страны, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры туризма, а также оптимизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма. [2]

В деле продвижения бренда Узбекистана важная роль отводится участию страны в различных международных выставках, ярмарках и конференциях.

За годы независимости значительно улучшена транспортная и гостиничная инфраструктуры, открыты новые авиа, железнодорожные и автомобильные маршруты. Для улучшения транспортной инфраструктуры в 2015 году был подписан контракт между АО «Узбекистон темир йуллари» и испанской компанией «Patentes Talgo» на поставку двух высокоскоростных поездов повышенной вместимости.

В целях развития и повышения качества туризма уделяется особое внимание по следующим направлениям:

‒ развитие существующих туристских услуг.

Туристские услуги — услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. [1] Для развития туристических услуг имеет значение повышения познавательно-просветительского и культурно-эстетического направления этих услуг, что подразумевает организацию музейных экспозиций, выставочных показов, фестивалей традиционной культуры и. т.д. К примеру, фестиваль «Шелк и Специи» ежегодно проходит в Бухаре в конце мая, и он уже становится визитной карточкой города. В 2015 году 200 ремесленников, художников, дизайнеров, национальных ансамблей и поваров со всего Узбекистана собирались вместе, чтобы удивлять и развлекать гостей фестиваля. За 3 дня фестиваль посетило 60 000 гостей, среди которых 10000 были иностранными. В фестивале участвовало 20 международных организаций.

‒ создание новых туристских услуг, таких как экологический туризм вкупе с познавательными турами по городам-памятникам;

Среди самых значимых видов туризма можно отметить гастрономический, медицинский, шопинг-туризм и, конечно же, экотуризм. [5,с.48] Экотуризм сегодня признается во всем мире самым доходным, модным и «зеленым» видом туризма. Этот факт особенно радует страны с красивой природой, ландшафтом, климатом, — всем этим гордится наша страна. Но сам факт требует дополнительных вложений, так как потребителю важен весь пакет услуг: как и на чем он доедет, где и в каких условиях будет проживать, какие и какого качества спектр услуг для комфортабельного отдыха ему предоставляются. Изучение имеющегося потенциала с точки зрения потребителя, создание необходимой инфраструктуры, разработка туристических маршрутов по экотуризму являются основными задачами для предпринимателей, планирующих осуществлять деятельность в сфере экотуризма.

‒ расширение применения маркетинговых приёмов, в том числе, проведения маркетинговых исследований для изучения состояния туристских услуг;

В Узбекистане есть опыт маркетингового подхода к решению вопроса. В конце 2014 года в рамках проекта ЮНВТО «Коридоры наследия Шелкового пути» были проведены социологические исследования и подготовлена публикация «Узбекистан глазами туристов. Результаты опроса международных посетителей Узбекистана по экономическим показателям 2014 года». Исследование было организовано при сотрудничестве с НК «Узбектуризм» и ЮНЕСКО. Опрос, проведенный в Международном аэропорту «Ташкент», КПП «Гишткуприк» и «Олот», фронт-офисах гостиниц в гг. Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива, осуществлен при содействии Ташкентского Государственного экономического университета, Самаркандского института экономики и сервиса, Ургенчского Государственного университета и Бухарского Государственного университета.

Согласно данным опроса, отмечен рост посещений Узбекистана иностранными гражданами, основные въезжающие в Узбекистан — граждане России, Турции, Индии, Германии и Кореи, наиболее активными путешественниками являются люди в возрасте старше 50 лет, имеющие высшее образование.

‒ широкое вовлечение местной общественности и властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение её безопасности;

Компания «Узбектуризм» отобрала 93 населенных пункта, которые потенциально могут быть внесены в туристические маршруты, и предложила предпринимателям разработать проекты по развитию экотуризма. В основном это села на побережье Амударьи и памятники природы.

‒ развитие связей между организаторами туризма и региональными структурами власти с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения.

Успешная реализация задач в этих направлениях позволит расширить сферу туристских услуг, которая займёт достойное место в экономике Узбекистана.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «О Туризме». Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113
  2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Республике Узбекистан”. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 41–42, ст. 478
  3. Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на заседании Кабинета Министров посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. http://www.press-service.uz/
  4. Статистический сборник об основных итогах экономического и социального развития Республики Узбекистан в годы независимости и прогнозных показателях на 2011–2015 гг. –Т.: Узбекистан.
  5. Ли Д. М. Основы туризма. Учебное пособие для студентов вузов — Т: ТГЭУ, 2011. — 160 с.
  6. http://uzbektourism.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, услуга, туристская деятельность, туристская отрасль, активный отдых, Бухара, гостиничная инфраструктура, Корея, Национальная компания, перспектива развития.


Ключевые слова

туризм, экотуризм, туристские услуги, инфраструктура туризма, экотуризм

Похожие статьи

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму

В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.

Особенности гостеприимства и туристического сервиса кыргызского народа

В статье рассмотрены понятие и сущность гостеприимства и турсервиса кыргызского народа, а также развитие туризма в Кыргызстане.

Целевые программы развития туризма в Узбекистане

В статье автор исследует программы, направленные на развитие туризма в Узбекистане.

Особенности международного туризма

В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...

Государственная поддержка туристической отрасли в контексте новых вызовов

Статья посвящена описанию мер государственной поддержки туристской деятельности в контексте новых вызовов и в контексте новых реалий.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Туристическая отрасль в России

Статья посвящена одной из самых значимых отраслей для экономике страны- туристической. Рассмотрены само понятие «туристической отрасли», факторы оказывающие тормозящие влияние на ее развитие, положительные и отрицательные стороны влияния туризма на э...

Актуальность и важность повышения конкурентоспособности туристической сферы

В данной статье рассматриваются факторы, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности сферы туризма. Приводится состояние конкурентоспособности туризма в России и других странах. Подчеркивается важность конкурентоспособности данной отра...

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Тенденции развития детского туризма

В статье представлен анализ тенденций развития детского туризма на примере Самарской области, выявлены факторы, негативно влияющие на развитие данного вида туризма.

Похожие статьи

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму

В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.

Особенности гостеприимства и туристического сервиса кыргызского народа

В статье рассмотрены понятие и сущность гостеприимства и турсервиса кыргызского народа, а также развитие туризма в Кыргызстане.

Целевые программы развития туризма в Узбекистане

В статье автор исследует программы, направленные на развитие туризма в Узбекистане.

Особенности международного туризма

В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено вним...

Государственная поддержка туристической отрасли в контексте новых вызовов

Статья посвящена описанию мер государственной поддержки туристской деятельности в контексте новых вызовов и в контексте новых реалий.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Туристическая отрасль в России

Статья посвящена одной из самых значимых отраслей для экономике страны- туристической. Рассмотрены само понятие «туристической отрасли», факторы оказывающие тормозящие влияние на ее развитие, положительные и отрицательные стороны влияния туризма на э...

Актуальность и важность повышения конкурентоспособности туристической сферы

В данной статье рассматриваются факторы, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности сферы туризма. Приводится состояние конкурентоспособности туризма в России и других странах. Подчеркивается важность конкурентоспособности данной отра...

Россия в международном туристическом бизнесе

В статье проанализировано положение Российской Федерации на международном рынке туристических услуг. Также рассмотрено влияние пандемии на международный туристический бизнес, в том числе и на российский.

Тенденции развития детского туризма

В статье представлен анализ тенденций развития детского туризма на примере Самарской области, выявлены факторы, негативно влияющие на развитие данного вида туризма.

Задать вопрос