Инновационные методы в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 2337 раз

Библиографическое описание:

Зиявитдинова, Н. М. Инновационные методы в среднем профессиональном образовании / Н. М. Зиявитдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 799-801. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32285/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современных условиях реформирования образовательной системы Узбекистана все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Апробация и внедрение новых форм и методов работы представляют собой постоянную потребность образования. При этом разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности. В начале двадцатого века была сформирована новая область знания — наука о новом, нововведениях, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Однако в скором времени нововведения шагнули в социальную сферу, а, следовательно, и в образование, в котором закладываются основы педагогической инновации. В литературе понятия инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре инновация рассматривается как новшество. Так, Р. Н. Юсуфбекова инновацию определяет как содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. На наш взгляд, наиболее полное определение инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования. Итак, инновации — это разработка нового содержания и новых методов обучения. Это разработка новых технологий управления развития среднего профессионального учреждения. Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система — глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство педагогических инноваций, а именно новых технологий, методов и приемов обучения и воспитания, и управленческих инноваций, включающих институциональные формы в области образования (организационные инновации) и экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации).

Педагогическая инновация — сфера науки, изучающая процессы развития учебного заведения, связанные с созданием новой практики образования.

В своих работах М. В. Кларин, А. В. Лоренсов, Н. Р. Юсуфбекова, Л. В. Романюк и другие освещают проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств, рассматривая их с различных позиций. В классификации Юло Вооглайд подразделяются нововведения на долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества в целом; радикальные и реформистские, в труде и досуге; авторитарные и либеральные; инициативные и под давлением.

Так Т. Г. Новикова выделяет новшества в зависимости от того, в какой области образования проводятся нововведения, от способа осуществления инноваций, от широты и глубины новаторских мероприятий, от основы характера происхождения новшества. Итак, в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения, выделяют следующие новшества: в содержании образования; в технологии; в организации; в системе управления; в экономических механизмах. В зависимости от способа осуществления нововведения разделяют на систематические, плановые, заранее задуманные и стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий нововведения разделяют на массовые, крупные, глобальные, радикальные, фундаментальные и др. и частичные, малые, мелкие. В зависимости от основы характера происхождения новшества можно представить как внешние и внутренние. Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения. Так, С. И. Гессен отмечает необходимость использования метода педагогического поиска, педагогического исследования, педагогического строительства и практики, т. е. того фундамента, на котором могут основываться педагогические творчество и опыт. Итак, творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками на воспитание и развитие в процессе обучения. В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания, по источнику учебной информации и способам взаимодействия обучающих и обучающихся. Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. В последние десятилетия широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Итак, активные методы обучения побуждают студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

В современных условиях развития промышленности выпускник среднего профессионального учреждения должен:

‒ гибко и нестандартно мыслить;

‒ применять новое в своей деятельности, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому;

‒ для ускорения решения разделить сложную проблему на составные части;

‒ профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме, проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях.

Система образования должна способствовать реализации основных задач социально- экономического и культурного развития общества, готовить человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни. Следовательно, для развития личностных качеств выпускника обеспечивающих его успешную работу в постиндустриальном обществе, необходимо применение творческого и инновационного подхода в учебном процессе при подготовке специалиста среднего профессионального образования. Инновационные подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимся уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности.

Итак, для выполнения поставленной цели необходимо вовлечение студента в активный познавательный процесс, обеспечение свободного доступа к информации, проведение совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность студента находится в центре внимания преподавателя, чтобы традиционная парадигма образования преподаватель — учебник — студент, приобрела вид студент — учебник — преподаватель, отражающая гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. В настоящее время идет процесс значительной активизации инновационной работы средних специальных учебных заведений, зависящий от потенциала системы среднего профессионального образования. Прежде всего, это научно-педагогические кадры. Так как педагог, преподаватель не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Важная роль преподавателя состоит в формировании будущего специалиста как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию. В последние годы важной составной частью деятельности средних специальных учебных заведений стала исследовательская и инновационная работа. Научно-исследовательская работа, проводимая в средних специальных учебных заведениях, повышает интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля. Повышение технического уровня производства, обусловленное процессами технологизации и информатизации, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями. Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками. Итак, возникает необходимость внедрения в учебный процесс не только дисциплины информатики, где изучают автоматизированную обработку информации, основные понятия, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных средств, размещение, хранение и поиск информации, но и дисциплину. Таким образом, для достижения высокого профессионального уровня и качества выпускника среднего специального учебного заведения активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов, в содержании образования, технологии, организации, системе управления.

Литература:

  1. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  2. Инновации в образовании: сб. науч. тр. — М.: АПК и ПРО, 2001. — 207 с.
  3. Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. — М.: Изд. факс Новый учебник, 2004. — 353 с.
  4. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. — СПб.: Изд-во ООО Полиграф-С, 2004. — 160 с.
  5. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. — М., 1986.
  6. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. — М., 1989.
  7. Маркарян, Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук / Э. С. Маркарян. — Ереван, 1977. — С. 184.
  8. Мангейм, К. Проблема поколений / К. Мангейм // Новое литературное обозрение. — 1998. -? 30 (1). — С. 29.
Основные термины (генерируются автоматически): практическая деятельность, учебный процесс, сфера образования, активный метод обучения, инновация, метод обучения, профессиональное учреждение, зависимость, знание, студент, специальное учебное заведение, содержание образования, система управления, система образования, развитие, профессиональное образование, поставленная цель, педагогическая инновация, основа характера происхождения новшества, образовательный процесс.


Задать вопрос