С древнейших времён ткани — не просто «вторая кожа» человека. Они служат не только материалом для изготовления одежды, но и выполняют эстетическую функцию, украшая нас и окружающий мир — ведь наряду с текстильными изделиями, имеющими сугубо утилитарное назначение, существуют и ткани, которые можно с полным правом назвать произведениями искусства. Самобытные ткани на протяжении веков создавались представителями так называемых примитивных культур. Например, на островах Самоа производилась ткань, называемая «тапа», сырьём для её изготовления служили внутренние слои коры тутового дерева.
Тканью называется материал, создаваемый на ткацком станке с помощью перекрестного сплетения продольных нитей основы с поперечными нитями утка. Бесчисленные поколения рабочих рук, совершенствуя ткацкое ремесло, изобрели более 2000 видов такого переплетения, однако в создании подлинных шедевров этим людям помогала не столько изощренная технология, сколько тонкое чувство цвета, формы, и композиции, а также богатое творческое воображение.
Подлинные шедевры ткацкого искусства создала культура доколумбовой Америки. Индейцы, населявшие побережье нынешнего Перу, уже в VII веке до нашей эры умели создавать ткани из льна и хлопка, в которых на 1 см ткани приходилось до 200 нитей утка.
Древними ткацкими традициями по праву гордится Китай. Уже в VII — VI веках до нашей эры здесь производилишёлк, который украшался как мотивами, позаимствованными у природы — цветами и ветвями, стилизованными изображениями туч и т. д., — так и геометрическими орнаментами, состоящими, например, из сложных многоугольников. Ещё во времена Древнего Рима китайские шёлковые ткани стоили на Западе баснословных денег. Примерно с VIII века для украшения китайского шелка начала использоваться позаимствованная на Яве техника батика; тогда же появились первые гобелены. В исполнении мастеров Поднебесной эти изделия отличались невероятно высоким качеством: в некоторых из них на 1 сантиметр поверхности приходилось 116 нитей утка; кроме того, они славилисьизысканной вышивкойи необычным «письмом»: нанесённые на серо-белый фон голубые иероглифы несли, как правило, пожелания долголетия и удачи.
Художественная культура Среднего и Ближнего Востока IX-XIII веков вошла в историю мировой культуры своим высочайшим подъемом и имеет огромное значение для всех видов и жанров современного искусства. Архитектура и искусство Среднего Востока — это неисчерпаемый родник. Он вызывает неослабный интерес современных зодчих к плоскости стен, их световому решению. С искусством раннего средневековья связаны и ткани Востока, красочность тканого узора никогда не была утрачена. В прикладном искусстве — это виды изделий, тесно связанные с бытом народа и его устойчивыми вкусами.
Со времени готики (XIII-XIV) и, особенно, Возрождения на Западе (XV-XVI вв.) художественное творчество стран ислама, особенно Средней Азии, стало все больше зависеть от религии. Счастливое исключение составила светская миниатюра, упрятанная от ханжей в малодоступные манускрипты. Миниатюрная живопись украшала рукописи на протяжении всего средневековья. Она охватывала не только страны ислама, но и весь старый свет. У миниатюры мусульманских стран были свои особенности, возникшие в живописи Среднего Востока видимо ещё в до мусульманское время. В Средней Азии расцвет миниатюры падает главным образом на XVI — начало XVIII веков. Затем последовала и общая реакция, отразившаяся и на миниатюрной живописи, задавленной запретами дервишествовавших ханов.
В свете археологических открытий последних лет живопись, скульптура и прикладные искусства Средней Азии предстают крупным художественным явлением. Оригинальность искусства, как ярко выраженной художественной системы, стойкость её принципов, обнаруживших себя в преемственности образов и форм, а также шрота связей с другими передовыми художественными школами и течениями Среднего, Ближнего и Дальнего Востока — таковы главные его черты.
Древние художественные ткани — это совершенные по технике и декору изделия домашнего и ремесленного производства. Простейшие мотивы украшения тканей порождены самим ткачеством, но часто они приходят из других прикладных искусств. Ткачество даёт узору основу и начало; затем следует освоение мотивов, присущих и другим прикладным искусствам, их переосмысление, переработка, приспособление к технике материала.
Художественные ткани легко впитывают свои и чужие изобразительные и орнаментальные мотивы, заимствованные или подхваченные модой.
Ткани всегда были самыми ходовыми товарами обмена, купли, продажи, вывоза, привоза. Поэтому рисунки и мотивы узоров, присущие самим тканям или получившим в тканях своё отражение (переработанные мотивы архитектурного декора, изделий из керамики, металла и даже произведений пластики и живописи), широко распространялись.
Появление художественных тканей Средней Азии обусловлено массовым производством их из шерсти и з хлопка.
Производство шерсти привело к развитию войлочных изделий, паласов, ковров и более тонких шерстяных тканей — гладких, узорных, рисуночных (сюжетных). О них можно судить по шерстяным тканям и коврам из сако-скифских курганов.
Шелк-сырец поступал в Среднюю Азию из Китая и транспортировался дальше, через Парфию в Византию, где ценился очень высоко.
В Средней Азии из него ткали художественные изделия. Образцы шелковых тканей, изготовлявшихся в Средней Азии из привозного сырья, покрытые некогда золотыми нитями, украшенные бронзовыми бляшками, были обнаружены при раскопках в Старой Нисе.
Незначительные остатки шелков II-IIIвеков нашей эры были найдены и в Мерве. Там наряду с крашенным шерстяными тканями для шаровар, мягких башмаков, кафтанов, небольших плащей и головных уборов оказались и остатки шелковых, близкие таким же из Антинои II — III веков (Египет), когда узорчатые ткани стали важной статьей иранского экспорта.
Для средневековых среднеазиатских тканей характерна декоративность и цветность рисунка. Несмотря на то, что техника станков уже в раннем средневековье позволяла передать в рисунке пластику живого тела, светотень, перспективу, восточные мастера вообще не ставили перед собой таких задач.
Всё же художественные ткани, особенно настенные, оказали заметное влияние на живопись, подчинив её принципам плоскостного декоративного искусства.
Древняя традиция тканей с фигурным рисунком со временем уступила место декоративной ткани: разноцветной, полосатой и с растительным узором.
Восточная узорность и цветовая палитра материй поглотила сказочную красоту согдийских тканей, близких к живописи и архитектурному декору своей эпохи, но и в тканях XIV-XX веков продолжали жить та же яркая палитра красок и тот же неугасимый пламень народного творчества, что и много веков тому назад.
Художественное значение искусства Средней Азии неотделимо от её историко-культурного прошлого. Восточный реализм и реализм искусства Запада имели общую основу — жизнь. Но каждый из них обогатил всеобщую историю искусств разнообразием художественных идей, образов, мотивов и форм, рожденных неповторимостью эпохи и места.
Литература:
- Албаум Л. И. К Истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент, 1960 г.
- Ашрафи М. M. Миниатюры XVI века в списках произведений Джами. М., 1966 г.
- Пугаченкова Г.А, Л. И. Ремпель Очерки искусства Средней Азии. Москва 1982 г.
- Ремпель Л. И. Искусство Среднего Востока. М., 1978 г.