Пути привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 1741 раз

Библиографическое описание:

Рузиева, Д. И. Пути привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана / Д. И. Рузиева, А. Ф. Иргашев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 502-506. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32289/ (дата обращения: 19.12.2024).



Обеспечение устойчивого экономического развития регионов нашей страны является одним из важных направлений экономической политики, проводимой в Узбекистане. Социально-экономическое развитие, улучшение условий жизни непосредственно связаны с развитием экономики регионов. Экономика страны, представляет собой целостную систему, состоящую из совокупности отдельных регионов, поэтому обеспечение развития каждого региона формирует фундамент непрерывного развития нашей страны.

Таким образом, при привлечении прямых иностранных инвестиций важное место занимают созданные в стране и её регионах инвестиционная привлекательность и относительные преимущества. Именно эти факторы принимаются во внимание инвесторами.

При определении инвестиционной привлекательности регионов используются различные методы. Их отличие друг от друга проявляется при выборе показателей и индикаторов, определяющих инвестиционную среду.

Согласно исследованиям ученых нашей страны индекс инвестиционной привлекательности регионов определяется на основе шести элементов, представляющих собой интегральный индекс.

В соответствии с полученные сведениями инвестиционную привлекательность регионов можно разделить на три группы (таблица 1).

В первую группу входят: город Ташкент, Ташкентская, Кашкадарьинская, Андижанская и Ферганская области. Они считаются наиболее благоприятными для инвесторов (индекс 0,755–0,347). Высокий уровень инвестиционной привлекательности этих регионов обусловлен природно-экономическим потенциалом и высоким уровнем развития инфраструктуры, в частности, транспорта и информационно-коммуникационных отраслей.

Рис. 1. Общее количество предприятий, осуществляющих свою деятельность при участии иностранных инвестиций (по регионам)

Вторую группу составляют Самаркандская, Бухарская, Навоийская и Наманганская области (индекс 0,322–0,288). Интерес иностранных инвесторов направлен на добывающие и перерабатывающие предприятия данных регионов.

В третью группу входят сравнительно менее развитые регионы — Хорезмская, Сурхандарьинская, Джизакская, Сырдарьинская области и Республика Каракалпакстан (индекс 0,284–0,234).

Для привлечения иностранных инвестиций в перечисленные выше регионы необходимо расширить участие государство.

В нашей стране преобладающая доля финансирования Программы инвестиций на 2014 год по плану приходится на средства предприятий (32 процента), доля прямых иностранных инвестиций составляет 23 процента (рисунок 2).

Объём инвестиций, введенных в экономику нашей страны за последние десять лет, увеличился в 3,2 раза, заслуживает внимание тот факт, что объём прямых иностранных инвестиций за этот период возрос в 22 раза.

Таблица 1

Элементы определения инвестиционной привлекательности регионов[1]

Регионы

Уровень общего экономического региона

Обеспеченность региона финансовыми ресурсами

Уровень развития инвестиционной инфраструктуры

Демографическая характеристика региона

Уровень институциональных преобразований иразвития

Уровень безопасности инвестиционной деятельности региона

Абсолютный интегральный показатель

Каракалпакстан

0,0064

0,121

0,085

0,222

0,559

0,535

0,234

Андижан

0,341

0,151

0,276

0,426

0,560

0,594

0,367

Бухара

0,304

0,144

0,165

0,413

0,509

0,511

0,315

Джизак

0,198

0,049

0,075

0,388

0,496

0,506

0,151

Кашкадарья

0,362

0,542

0,266

0,382

0,370

0,386

0,382

Наваи

0,536

0,189

0,218

0,348

0,348

0,439

0,338

Наманган

0,141

0,118

0,183

0,374

0,531

0,554

0,285

Самарканд

0,181

0,234

0,154

0,401

0,607

0,522

0,322

Сурхандарья

0,150

0,101

0,104

0,324

0,549

0,422

0,250

Сырдарья

0,185

0,037

0,147

0,320

0,317

0,723

0,247

Ташкент

0,434

0,197

0,366

0,493

0,611

0,362

0,404

Фергана

0,317

0,241

0,331

0,470

0,289

0,573

0,347

Хорезм

0,171

0,113

0,199

0,310

0,529

0,535

0,284

Город Ташкент

0,837

0,793

0,701

0,820

0,580

0,845

0,755

Опят достигнутого подтверждает то, что продолжение начатой работы в сфере создания специальных промышленных зон, таких, как Наваи и Ангрен, а также систем логистики и транспортной инфраструктуры, полностью отвечает нашим целям.

Согласно Закону РУз «О мерах по обеспечению гарантий и защите прав иностранных инвесторов», в случае, если изменения законодательных норм приведён к ухудшению условий инвестирования, по отношению к зарубежным инвесторам, на протяжении 10 лет применяется законодательство, которое действовало в период введения инвестиций.

Ещё одно преимущество заключается в том, что были приняты нормативные документы, ущемляющие право безосновательного вмешательства органов государственного управления или органов местной государственной власти в деятельность иностранных инвесторов, в случае незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность зарубежных инвесторов, понесённый ими ущерб покрывается за счёт обозначенных выше органов власти.

В нашей стране зарубежные инвесторы могут полученные в Узбекистане доходы безлимитно вновь вводить в качестве инвестиций. Свой доход зарубежный инвестор может использовать в любой предпочтительной для него форме.

Сообразуясь с уровнем либерализации экономики и расширения объема привлекаемых иностранных инвестиций, государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает привлечение иностранных инвестиций непосредственно в новые проекты, а также направление преобладающей части субъектов частного предпринимательства в инвестиционную деятельность. Важное место здесь занимает стимулирование потока иностранных инвестиций, и вместе с тем поощрения участия в этой деятельности субъектов национальной экономики.

Иностранные инвестиции имеют большое значение для экономического роста каждого государства, но вместе с тем их эффективность связана с серьёзными проблемами.

За короткий период обретения государственной независимости в Узбекистане была создана законодательная база инвестиционной деятельности. В этих законодательных актах были комплексно отражены широкие правовые гарантии и привилегии для привлечения иностранных инвестиций.

С целью стимулирования потока иностранных инвестиций было принято несколько правовых документов, предусматривающих предоставление дополнительных льгот. В целях создания благоприятных условий для расширения экспортного потенциала Республики и покрытия собственных затрат валютой, повышения конкурентоспособности продукции и товаров на экспорт по Указу Президента Республики Узбекистан был утвержден ряд дополнительных льгот и гарантий. В сфере дальнейшего стимулирования привлечения иностранных инвестиций, создания в каждом регионе республики экспортоориентированных совместных предприятий Кабинетом Министров принимаются соответствующие указы и воплощаются в жизнь.

Благоприятная инвестиционная среда, созданная в стране, характер политической и экономической устойчивостью государства. Иностранные инвестиции, с одной стороны, дают право владения, использование и отторжения капитала, находящегося на территории других стран. С другой стороны, совершенно очевидно, наряду с перечисленными выше преимуществами, наличие множества дополнительных рисков.

Для того, чтобы установить международные инвестиционные отношения, необходимо считаться с интересами некоторых государств, корпораций, финансовых и кредитных институтов и индивидуальных инвесторов, могущих вкладывать свои инвестиции.

Основная задача государственного регулирования инвестиционной деятельности в стране, привлекающей иностранные инвестиции достижение сбалансированности их альтернативных пропорций, создание равных для всех правовых условий и гарантий их реализации в действительности. Здесь, на наш взгляд, целесообразно осуществлять привлечение иностранных инвестиций в индивидуальном порядке, согласовав гарантии и условия налогообложения в каждом отдельном случае.

В Республике следует направить внимание на государственное регулирование инвестиционной деятельности, закупку производственных технологий, овладение глобальными знаниями, совершенствование регулирующей роли налогов, усиление их стимулирующей роли. Главная задача здесь заключается в предложении зарубежным партнёрам наиболее эффективных направлений вложения капитала, обозначении сфер взаимных интересов, предоставлении инвесторам гарантий и защите их прав.

Удельный вес инвестиций в основной капитал по отношению к валовому внутреннему продукту составляет не менее 24 %, что обеспечивает ускоренное осуществление структурных преобразований и модернизации экономики.

Основная часть финансирования инвестиционных проектов осуществляется за счет мобилизации внутренних ресурсов. Ожидается, что в последующие годы этот показатель будет составлять 70 % от объёма валовых капитальных вложений.

Эти средства будут образованы, в первую очередь, за счет увеличения собственных средств предприятий, осуществляющих техническое и технологическое обновление и модернизацию производства, дальнейшего уменьшения налогового бремени, укрепления ресурсной базы коммерческих банков и увеличения доходов населения, получаемых от предпринимательской деятельности.

В привлечении внутренних ресурсов при реализации проектов, направленных, в первую очередь, на формирование инфраструктуры, реконструкцию и модернизацию производства, особое место занимает Фонд Развития и Реконструкции Республики Узбекистан. Принимая во внимание усиление роли структурных преобразований данного фонда, в ближайшие годы ожидается мобилизация 17,216 миллиарда долларов за его счет.

Одна из важнейших задач фонда — привлечение крупных иностранных инвесторов и партнёров в целях совместного финансирования стратегически важных инвестиционных проектов. Примером может служить проект возведения 2 парогазовых сооружений на теплоэлектростанции Толимаржон, осуществляемый при участи международного агентства по сотрудничеству Японии и Азиатского банка развития общей стоимостью 1,1 миллиарда долларов.

Одно из приоритетных направлений развития нашей страны в последующие годы — создания ещё более благоприятной инвестиционной среды в целях увеличения объёма привлекаемых прямых иностранных инвестиций, обеспечения гарантия зарубежным инвесторам, а также укрепления их доверия.

При осуществлении структурных преобразований экономики Узбекистан придаёт большое значение проблеме привлечения к совместной деятельности крупных международных финансовых институтов, правительственных организаций и иностранных банков, в первую очередь, Азиатский банк развития, Мировой банк, Исламский банк развития, Банки развития Японии, Южной Кореи и КНР, инвестиционные фонды ряда арабских стран, проявляющих большой интерес к расширению связей и взаимного сотрудничества в сфере реализации крупных инвестиционных проектов.

При привлечении в экономику иностранных инвестиций следует уделять особое внимание увеличению доли прямых частных иностранных инвестиций. При решении задачи структурной перестройки отраслей и регионов можно достичь повышения эффективности прямых иностранных инвестиций, а также реализации государственной инвестиционной Программы Узбекистана, потому что преобладающая часть прямых инвестиций гарантируется государством, что хорошо нам всем известно.

Поэтому при привлечении в экономику Узбекистана прямых иностранных инвестиций, как и любых иностранных инвестиций вообще, мы считаем, необходимо осуществлять следующие мероприятия:

 создание системы льгот для реального функционирования иностранных инвесторов в некоторых отраслях и регионах (в том числе, в свободных экономических зонах);

 чёткое разграничение имущества и полномочий между хозяйствующими субъектами, вышестоящими органами и органами местной власти;

 создание нормативной базы законодательства по устойчивой внешнеэкономической торговле, в том числе, в отношении свободных экономических зон и концессий;

 сокращение налогов и упрощение налоговой структуры;

 формирование эффективного механизма страхования иностранных инвестиций;

 осуществление мероприятий по демонополизации отраслей экономики;

 приватизация базовых отраслей экономики по индивидуальным проектам;

 продажа производственных предприятий и предприятий по оказанию услуг иностранным инвесторам.

Считаю, что осуществление этих мероприятий позволит более широко привлекать иностранные инвестиции в нашу экономику.

Высказанные выше предложения позволяет не только улучшить уже созданные условия, льготы и преимущества для инвесторов, но также могут служить основой повышения социально-экономических возможностей отдельно взятых регионов, увеличению валового регионального продукта и, в конечном счёте, по утверждению главы нашего государства, улучшению благосостояния и уровня жизни населения.

Полагаю, что внедрение предложенных рекомендаций даст возможность активно привлекать иностранные инвестиции в Национальную экономику и обеспечить стабильность инвестиционной среды.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» (№ 609–1, 30.04.98г.).
  2. Закон Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению гарантий и защите прав иностранных инвесторов» (№ 611–1, 30.04.98г.).
  3. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» (№ 719–1, 24.12.98г.);
  4. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № ПФ-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечению прямых частных иностранных инвестиций», Сборник правовых документов Республики Узбекистан, № 15–16 (151–152), апрель 2005г;
  5. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2010 года «ПФ-4191 «О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования антимонопольной деятельности и системы развития конкуренций» // Сборник правовых документов Республики Узбекистан — № 9–2010–9 марта.
  6. А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьёв и др. Инвестиции. Учебник. — М.: Проспект, 2008. — 584 с.
  7. Н. Н. Расулов. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана. Учебник. — Т.: Фан, 203, — 165 с.

[1] Данные министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан.

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиция, Узбекистан, инвестиционная деятельность, инвестор, регион, государственное регулирование, инвестиционная привлекательность, инвестиционная привлекательность регионов, привлечение, Ташкент.


Задать вопрос