В данной статье рассмотрены основные проблемы незаконной миграции с позиции угрозы национальной безопасности РФ и стран СНГ. Раскрыта суть проблемы незаконной миграции. На основе анализа основных факторов, влияющих на незаконную миграцию, а также её негативных последствий выявлена и обоснована необходимость совместной борьбы с незаконной миграцией.
Ключевые слова: миграция, незаконная (нелегальная) миграция, миграционный фактор
В настоящее время вопросы охраны «владений» и обеспечения безопасности стали как никогда актуальны. С таким явлением как незаконное пересечение границы и незаконная (нелегальная) миграция появился ряд насущных проблем, которые влияют на обстановку в стране, а также в связи со стремительным развитием данных процессов и сложившейся политической, экономической, правовой ситуацией в России вызывает ряд проблем с организацией противодействия незаконному пресечению границы и незаконной миграции.
Для понимания и решения данных вопросов (проблем) необходимо уточнить понятие «незаконная миграция». Данное понятие включает в себя два термина: «незаконный» и «миграция».
Понятие «миграция» (от латинских слов «migrato» и «migro» — перехожу, переселяюсь) означает перемещение, переселение [4, с. 221].
Важно отметить, что, понятие термина «легальный» имеет происхождение от латинского слова «legalis», что означает — «законный» (то есть соответствующий существующему закону). Следовательно, понятие «нелегальный» означает «незаконный». Так же можно выделить такое понятие как «нелегальная миграция». Отличие ее от «незаконной миграции» заключается в том, что лицо пресекает границу не по поддельным документам или без надлежащего разрешения, а без документов и разрешения компетентных органов, укрывшись в тайниках, устроенных в транспортных средствах [1, с. 18–21].
Таким образом, понятие «незаконная (нелегальная) миграция» означает процесс перемещения населения из одной страны в другую с нарушением существующих как международных, так и национальных правовых норм. Как видно из определения «незаконной миграции» она непосредственно связана с понятием «незаконного пересечения» границы. Хочу сразу подчеркнуть, незаконная миграция является понятием условным, так как на сегодняшний день закон, который определяет уголовную ответственность за миграцию и за ее организацию, отсутствует. Действующей является только административная ответственность в отношении самого мигранта
В нынешнее время можно наблюдать очередную волну миграции населения, которая сопровождается вынужденной потребностью граждан стран «третьего мира» попасть в более развитые страны, в которых имеются более благоприятные социально экономические условия жизни, а также переселение может быть связано с политическими мотивами. Эти процессы, если им не противодействовать и не контролировать могут негативно отразиться на обстановке в нашей стране, в мире и иметь очень серьезные последствия.
Осложнение криминологической ситуации вРоссии. Как известно криминальный мир использует появление любой возможности с помощью, которой можно заработать деньги. Не осталось без внимания криминальных структур желание граждан «третьих стран» выехать в государства с благоприятной для жизни экономической и политической обстановкой [2, с. 157]. Это сравнимо с законом экономики — есть спрос, появляется предложение. Следует отметить, что подобного рода нелегальный бизнес в целом подчиняется единым законам рыночной экономики. В его основе лежит жёсткая борьба за клиента, готового выплатить весьма крупную денежную сумму за его перемещение (пусть даже нелегальное) в страны Западной Европы или Скандинавии. Эта борьба, разворачивающаяся вне поля цивилизованного предпринимательства и добросовестной конкуренции, непримирима и безжалостна.
Поскольку на сегодняшний день для выезда в западноевропейские страны каждый из нелегальных мигрантов вынужден платить организаторам каналов нелегальной миграции огромные деньги, большинство беженцев вынуждены для накопления этой суммы заниматься противоправной деятельностью, в том числе и контрабандой по поручению международных преступных группировок через границу оружия и наркотиков. Поэтому неудивительно, что для «бизнесменов от криминала», традиционно занимающихся незаконным оборотом оружия или наркотиков, перевозка «человеческого груза» становится всё более выгодной. Юридических санкций против такого рода деятельности во многих странах или вообще нет, или они являются достаточно лёгкими, или же их трудно применять на практике.
Как известно на показатели уровня преступности существенно влияет уровень миграции. К основным видам преступности сопряженными с миграционным фактором можно отнести преступления против общественного порядка, кража личной собственности, распространение пьянства и хулиганства. На фоне несовершенства охраны общественного правопорядка и личной собственности граждан активизируются негативные процессы. Массовая незаконная миграция способствует созданию комфортных условий для совершения квартирных краж в так называемых «спальных» районах [3]. Оценка уровня преступности в Москве доказывает закономерность взаимовлияния компонентов территориального устройства самых крупных агломераций на криминогенную обстановку в городе. Многочисленные факты подтверждают, что наиболее часто кражи государственного имущества, а также личного имущества граждан, в том числе квартирные кражи, а также грабежи, разбои, хулиганства, угоны автомототранспорта совершаются в районах, которые располагаются в периферийной част города, где процент концентрации незаконных мигрантов является достаточно высоким. Идентичную ситуацию констатируют и в Санкт-Петербурге, где высокий уровень преступности фиксируют в Невском, Приморском, Выборгском, Кировском, Красносельском районах. Уже сегодня отечественные специалисты отмечают исключительную сложность противодействия действующим в России наркомафиозным группировкам, основу которых составляют граждане Нигерии, Украины. Сохраняются серьезные проблемы со сплоченными за многие годы незаконного существования вьетнамскими, курдскими и афганскими диаспорами, численность которых по стране измеряется десятками тысяч человек. Имеются реальные возможности для интернационализации криминальной среды.
Опасной тенденцией является возрастающий поток нелегальной миграции в Россию граждан Афганистана, Ирана, Турции, Саудовской Аравии и других государств, прошедших специальную диверсионно-террористическую подготовку.
Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки всвязи сраспространением острых инфекций инетрадиционных для России заболеваний. Это связано с тем, что проживания иммигрантов, поскольку многие из них прибыли из стран, где распространены такие заболевания как чума, холера, малярия, ВИЧ-инфекция, брюшной тиф, туберкулез, педикулез, дифтерия, кожно-венерологические, желтая лихорадка, тропическая геморрагическая лихорадка Эбола и другие особо опасные инфекционные заболевания. Случаи поражения такими болезнями, регистрировались в Москве, Белгородской, Нижегородской, Смоленской, Иркутской, Новосибирской, Курганской, Курской областях. Республике Северная Осетия, Краснодарском и Ставропольском краях и других субъектах России. Сложная эпидемиологическая обстановка сложилась на территории Астраханской области, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Дагестана, Калмыкии, Тувы и Алтая, чему в немалой степени способствует пребывание мигрантов из неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении стран мира.
Обострение социально-политической обстановки в результате незаконной коммерческой деятельности, роста безработицы, усиления этнических, социальных и других противоречий.
В состоянии пробельности оказалось уголовное законодательство, обеспечивающее правовое регулирование незаконной миграции. Государства, сопредельные с Российской Федерацией, в стремлении привести свое законодательство к нормам общеевропейских стандартов, для более успешной борьбы с перевозкой нелегальных мигрантов на своей территории ужесточают меры уголовной ответственности за данное преступление, совершенствуют систему функционирования миграционно-депортационных организаций, ускоряют процесс оснащения их деятельности нормативной правовой базой.
Применения норм уголовного законодательства в борьбе с нелегальной миграцией на территории РФ на практике демонстрирует, что продуктивное противоборство данным явлениям требует ряд экстренных мер, направленных на изменения в законодательных актах Российской Федерации, а именно: ужесточение наказания не только за незаконное пересечение государственной границы РФ, а также необходимость применения уголовного наказания за нелегальную перевозку через территорию РФ граждан третьих стран и лиц без гражданства.
Отсутствие в уголовном законодательстве РФ такой статьи, прямо предусматривающей наказание за нелегальную доставку и перевозку через территорию РФ граждан третьих стран и лиц без гражданства, предоставляет возможность избежать наказания лицам, обеспечивающим доставку через границу нелегальных мигрантов. Данный вид криминального бизнеса признается международными преступными группировками одним из самых доходных и, по оценкам экспертов, занимает третье место, отдавая первенство контрабанде наркотиков и оружия. На сегодняшний день власти сопредельных государств обеспокоены незаконной миграцией граждан третьих стран с территории России. К примеру, для переправы мигрантов через российско-финскую границу используются тайники в трейлерах, поскольку их тщательный досмотр осложнен из-за большого скопления автотранспорта на границе. Организованные преступные группировки, специализирующиеся на переправе через границу незаконных мигрантов, используют поддельные документы и применяют маломерные морские суда, а также автомобильный транспорт.
Так, в целях борьбы с незаконной миграцией граждан третьих стран руководство пограничной охраны Финляндии планирует занять более жесткую позицию в отношении лиц, нелегально пересекающих государственную границу. Финская сторона заявила о необходимости заключения с Россией соглашения о реадмиссии (возвращении нелегальных мигрантов). Меры по противодействию незаконной миграции из Российской Федерации в Финляндию находятся на особом контроле специалистов ЕС.
В заключение, следует отметить, что, как и во всех странах, которых коснулась незаконная перевозка мигрантов, это явление представляет собой очень серьезную потенциальную угрозу безопасности и благосостоянию России и стран СНГ. Для того чтобы можно было вести борьбу против деятельности, связанной с незаконной перевозкой мигрантов, приоритетом для всех стран должны стать усиление контрмер на национальном уровне и более тесное международное сотрудничество.
Литература:
- Голик Ю., Балашова, Дук Ю. Нелегальная и криминальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. 2008. № 2.
- Криминология. Учебник. Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. С.-Пб., 2010 г. С. 157.
- Нечевана Н:Д.. Криминальная иммиграция как угроза национальной безопасности России. // Российский следователь. 2005. № 8.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. С.342.