Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Авторами отмечается, что критическим в формировании самоотношения выступает подростковый возраст (Кон И. С., Мухина B. C., Чеснокова И. И., Фельдштейн Д. И. и др.). Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности — в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками [1].Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, открытие собственного «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, проявление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды деятельности.
В. В. Столин говорит о том, что самосознание — это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и определенным образом относится к самому себе. Оно характеризуется представлением о себе — «Я-образом», или «Я-концепцией». По мнению таких авторов, как С. Р. Пантилеев [2], Е. Т. Соколова [3], центральным компонентом в структуре «Я-концепции» является эмоциональный компонент или самоотношение. Самоотношение определяет картину представления о себе, а также поведенческие проявления. С. Р. Пантилеев выделяет два положения: во-первых, существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным и универсальным образованием, выражающим степень положительного отношения индивида к собственному представлению о себе; во-вторых — это обобщенное самоотношение интегрируется из частных самооценок. Глобальная самооценка отождествляется с эмоционально-оценочным отношением к себе, мерой удовлетворенности собой [2].
В настоящей работе мы основываемся на точке зрения В. В. Столина, нашедшей свое отражение в трудах С. Р. Пантилеева, и рассматриваем самоотношение как «целостную личностную систему», обеспечивающую переживание смысла «Я» для субъекта.Под самооценкой мы понимаем осознанную оценку своих личных свойств и качеств посредством сравнения себя с другими, а также своим внутренним эталоном, с точки зрения определенной системы ценностей [2].
В отечественной и зарубежной психологии традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка. Опыт семейного общения ложится в фундамент его общей установки к миру социальных отношений и собственному «образу Я». Детско-родительские отношения представляют собой непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя отношения. В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в том числе детско-родительских отношений, что ставит задачу профилактики и коррекции неблагополучия в этих отношениях. Выделяя различные аспекты детско-родительских отношений, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как, прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его основных потребностей и его эмоциональному благополучию. Нарушенное материнское отношение негативно сказывается на удовлетворении потребностей ребенка, что искажает формирование его личности. Проблема материнского отношения, стилей материнского воспитания освещена в работах Эйдемиллера Э. Г., Спиваковской A. C., Соколовой Е. Т., Броди С., Овсяниковой Е. А., Ткаченко Н. С. [4] и др.
А. Л. Венгер определяет понятие «стиль воспитания» как «стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком…, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых…, количеством запретов… и т. п». [5].
Д. Баумринд в ходе наблюдений смогла выделить три различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения: авторитетные, авторитарные, снисходительные (или либеральные) родители. Ее коллеги, Э. Маккоби и Д. Мартин дополнили данную типологию еще одним — безразличные родители [5].
В работе мы также опираемся на описание нарушенных стилей семейного воспитания, предложенных Э. Г. Эйдемиллером: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность/недостаточность требований, запретов, санкций, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских/женских качеств [6].
Цель исследования: изучить характер влияния стилей материнского воспитания на формирование самоотношения личности подростков. Гипотеза исследования:стили материнского воспитания влияют на самоотношение личности подростков, а именно: эмоциональное принятие, сотрудничество, определенная степень контроля, оптимальность требований и запретов, а также авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков, тогда как недостаточность требований, обязанностей и санкций, игнорирование автономности негативно влияют на самоотношение личности подростков.
Исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 1» г. Белгорода. В нём принимали участие 42 детско-родительские пары. Объем выборки составил 84 человека, из них 42 подростка (16 юношей и 26 девушек) в возрасте 15–16 лет и 42 матери в возрасте 34–48 лет. Исследование осуществлялось с использованием следующих психодиагностических методик: тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, АСВ Э. Г. Эйдемиллера, «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова. Для оценки статистической значимости полученных результатов мы использовали U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции rs–Спирмена, множественный регрессионный анализ (МРА) на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0».
В результате анализа полученных результатов при исследовании самоотношения личности подростков нами были выявлены особенности, которые наглядно можно представить на рисунке 1.
Рис.1. Представленность положительного самоотношения подростков, %
Анализируя рисунок, можно сделать вывод, что 88 % опрошенных подростков склонны относиться к себе положительно (S). У 62 % испытуемых положительно выражен признак самоуважения (I). В контексте данного опросника речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. У 76 % испытуемых положительно выражен признак аутосимпатии (II). В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, — видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. 64 % подростков, принявших участие в исследовании, ожидают от других положительного отношения, одобрения их действий и поступков (III). У 69 % девятиклассников положительно выражен признак самоинтереса (IV). Он отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных». Среди 36 % подростков выражена самоуверенность (1), то есть испытуемые считают свои возможности адекватными тем задачам, которые стоят перед ними. 48 % считают, что окружающие относятся к ним положительно (2). Признак самопринятия (3) выражен у 69 % испытуемых, что говорит об удовлетворенности своими качествами с реалистическим признанием своих ограничений. У 52 % подростков выражен признак саморуководства (4), самопоследовательности, то есть собственной предсказуемости, внутреннего управления своим поведением, действий на основе собственных убеждений и ценностей. У 29 % опрошенных выражен признак самообвинения (5), то есть приписывание себе отрицательных черт характера, неблаговидных поступков и т. д. Установка самоинтереса (6) выражена у 81 % опрошенных подростков. В данном случае интерпретируется как уверенность в собственной интересности для других. У 60 % выражена установка самопонимания (7), как процесса осознания субъектом собственных смысловых структур (ценностей, целей, жизненной позиции) и смысловых связей (мотивов поведения в определенной ситуации и стоящих за ними потребностей). Также нами было отмечено, что самоотношение у юношей и девушек различается: юноши склонны относиться к себе более положительно.
При проведении исследования нам также было важно определить, какие стили воспитания присутствуют в семьях опрошенных нами подростков. В результате анализа полученных данных, были выявлены следующие стили семейного воспитания, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Представленность стилей материнского воспитания в семьях подростков, %
Из рисунка видно, что у 88 % опрошенных родителей наблюдается авторитетная (АвЕ) стратегия семейного воспитания; в остальных 12 % — авторитарная (АвА). Также были выявлены нарушенные стили воспитания: у 14 % опрошенных родителей наблюдается гиперпротекция (максимальная отдача подросткам внимания, времени и сил, чрезмерная забота и опека); в 5 % семьях наблюдается потворствующее отношение к подросткам (максимальное и некритическое удовлетворение любых потребностей ребенка); чрезмерность требований (обязанностей) наблюдается в 5 % семей; недостаточность требований-обязанностей наблюдается у 5 % родителей; у 5 % опрошенных родителей выражен стиль семейного воспитания доминирование запретов; самым «популярным» нарушенным стилем воспитание является минимальность санкций — диагностирован в 45 % семьях, принявших участие в опросе (в семьях обходятся без наказаний или же употребляют их крайне редко); в 5 % нами был выявлен признак расширения сферы родительских чувств; а у 7 % родителей наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; в 7 % семьях испытуемых был выявлен признак предпочтения в подростке детских качеств; также в 7 % семьях мы диагностируем воспитательную неуверенность; а в 5 % случаев нашего исследования наблюдается предпочтение в подростке женских качеств. Также были отмечены различия в воспитании юношей и девушек.
Для проверки значимости выявленных различий мы провели математический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни. Нами были обнаружены статистически достоверные различия, которые представлены в таблице 1.
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что существуют значимые различия в самоотношении личности юношей и девушек в аспектах глобального саомотношения, самоуверенности, самообвинения — более позитивное самоотношение наблюдается у юношей, а так же в таких нарушенных стилях воспитания: девушек матери склонны воспитывать при таких нарушенных стилях семейного воспитания как гипопротекция, минимальность санкций и неустойчивость стиля воспитания, тогда как в семьях юношей наблюдаются следующие нарушенные стили воспитания: недостаточность обязанностей, строгость санкций, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребенка, проекция на подростка собственных нежелательных качеств.
Таблица 1
Сравнение средних показателей юношей идевушек
|
S |
1 |
5 |
Г+ |
Т- |
С+ |
С- |
Н |
РРЧ |
ФУ |
ПЖК |
Среднее (юноши) |
85 |
64 |
25 |
1,8 |
1,8 |
2,3 |
2,8 |
1,4 |
4,1 |
2,7 |
1,6 |
Среднее (девушки) |
68 |
44 |
53 |
3,2 |
1,2 |
0,6 |
3,7 |
2,2 |
2,7 |
1,6 |
0,6 |
Статистика U Манна-Уитни |
114 |
104 |
60 |
120 |
140 |
33 |
125 |
134 |
53 |
130 |
119 |
Значимость (р) |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,05 |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
0,05 |
Для проверки гипотезы о связи стиля материнского воспитания и самоотношения личности подростков мы провели корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции r-Спирмена. Нами было обнаружено 49 значимых корреляционных связей, из них 30 положительных (прямых) и 19 отрицательных (обратных) корреляционные связи. Для выявления влияния стилей материнского воспитания на самоотношение личности подростков мы применили множественный регрессионный анализ (МРА). Было обнаружено 42 значимых факта влияния, из них 29 положительных и 13 отрицательных. Результаты математического анализа данных представлены в таблице 2.
Обобщая данные по полученным корреляционным связям, мы сделали вывод о том, что подростки, воспитывающиеся в либеральных (Л) семьях, а также семьях с такими нарушенными стилями семейного воспитания как гиперпротекция, игнорирование потребностей подростка, чрезмерность требований, недостаточность запретов, расширение сферы родительских чувств склонны к более позитивному видению своего «Я», тогда как подростки из авторитарных и индифферентных (И) семей, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как недостаточность обязанностей, минимальность санкций, фобия утраты ребенка склонны к более негативному самоотношению (в частности — глобальное самоотношение, самопонимание, самоинтерес, саморуководство, самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, ожидаемое отношение других, самообвинение). Гиперпротекция, игнорирование потребностей, чрезмерность обязанностей, недостаточность запретов, расширение сферы родительских чувств, авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков (а именно на такие аспекты как: глобальное самоотношение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самопринятие, самообвинение), тогда как недостаточность обязанностей, минимальность санкций и фобия утраты ребенка негативно влияют на самоотношение личности подростков (глобальное самоотношение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самообвинение).
Таблица 2
Сводная таблица связей ивлияния материнского воспитания на самоотношение личности подростков
|
S |
II |
III |
IV |
2 |
3 |
5 |
|||||||
β |
r |
Β |
r |
β |
r |
Β |
r |
β |
r |
β |
r |
β |
r |
|
Г+ |
0,16 ** |
0,16 ** |
0,06 ** |
0,29 ** |
0,44 ** |
0,3 ** |
-0,2 * |
|||||||
У- |
0,53 ** |
0,54** |
0,78 ** |
0,7 ** |
0,47** |
0,74 ** |
0,6 ** |
0,65 ** |
||||||
Т+ |
0,5 ** |
0,35 ** |
0,31 ** |
-0,1 ** |
0,81 ** |
-0,5** |
-0,4 * |
|||||||
Т- |
-1,2 ** |
-0,4 * |
-0,3 * |
-0,4 ** |
||||||||||
З- |
0,4 ** |
0,3 ** |
0,38* |
1,13 ** |
0,44** |
-1 ** |
||||||||
С- |
-1 ** |
-0,3 * |
-0,8 ** |
-0,2 ** |
-0,1 ** |
|||||||||
Н |
0,38 * |
-0,2 ** |
0,05 ** |
-0,4 ** |
0,75 * |
|||||||||
РРЧ |
0,3 ** |
0,06 ** |
0,03 ** |
-0,3 * |
||||||||||
ФУ |
0,4 ** |
-0,6 *** |
-0,3 ** |
-0,9 *** |
||||||||||
АвЕ |
0,29 ** |
0,15 ** |
0,07 ** |
0,15 ** |
||||||||||
АвА |
-0,4 ** |
-0,4 ** |
-0,5 ** |
-0,4 ** |
-0,6 ** |
-0,4 * |
||||||||
Л |
1,42 ** |
0,68** |
0,64 ** |
0,71 ** |
0,66 ** |
1,31 ** |
0,68 ** |
0,5 ** |
0,68** |
1,02* |
0,82 ** |
-0,4 ** |
||
И |
-0,3 * |
|||||||||||||
Прим.:β–стандартизированные бета коэффициенты; r–сила связи;**- р≤0,01;*-р≤0,05.
В связи с выявленными различиями в воспитании и самоотношении личности подростков мы посчитали целесообразным провести математический анализ эмпирических данных (корреляционный анализ на выявление взаимосвязи и регрессионный анализ на выявление влияния) отдельно для девушек и юношей. Корреляционный анализ связи самоотношения девушек и стилей материнского воспитания показал наличие 37 значимых корреляционных связей, из них 25 положительных (прямых) и 12 отрицательных (обратных) корреляционные связи. Регрессионный анализ показал 24 значимых фактов влияния стиля материнского воспитания на самоотношение девушек, из них 8 положительных и 16 отрицательных. По результатам проведения корреляционного анализа с целью установления связи самоотношения юношей и стилями материнского воспитания было обнаружено 36 значимых корреляционных связей, из них 29 положительных (прямых) и 7 отрицательных (обратных) корреляционные связи. В результате проведения МРА было обнаружено 12 значимых фактов влияния стиля материнского воспитания на самоотношение юношей, из них 6 положительных и 6 отрицательных. Эти данные представлены в таблице 3. Анализируя таблицу, мы видим, что девушки, воспитывающиеся в авторитарных и индифферентных семьях, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как минимальность санкций склонны к более негативному самоотношению. Гиперпротекция и чрезмерность обязанностей положительно влияют на самоотношение девушек (а именно: глобальное самоотношение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, самообвинение), тогда как минимальность санкций, авторитарный и индифферентный стили воспитания негативно влияют на самоотношение девушек (глобальное самоотношение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, самообвинение, саморуководство, самоуверенность).
Таблица 3
Сводная таблица связей ивлияния материнского воспитания на самоотношение личности юношей идевушек
|
Девушки |
Юноши |
||||||||||||||||||
S |
II |
IV |
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||
β |
r |
β |
r |
β |
r |
β |
β |
r |
β |
β |
r |
β |
r |
β |
r |
β |
r |
β |
r |
|
Г+ |
0,4 ** |
0,1 ** |
0,2 ** |
0,2 ** |
||||||||||||||||
Т+ |
0,4 ** |
0,3 ** |
0,3 ** |
-0,2 * |
||||||||||||||||
С- |
-1,6 ** |
-1,2 ** |
-0,5 ** |
-0,4 * |
-1,3 ** |
-0,2 ** |
-0,5 ** |
-0,8 * |
-0,1 ** |
-0,6 ** |
-0,7 ** |
|||||||||
РРЧ |
0,8 ** |
0,9 ** |
0,7 ** |
0,9 ** |
0,5 ** |
|||||||||||||||
ВН |
0,1 ** |
0,5 * |
0,2 ** |
0,6 * |
0,5 * |
|||||||||||||||
АвА |
-0,9 ** |
-0,5 ** |
-1 ** |
-0,6 ** |
-0,9 ** |
-0,4 ** |
-0,1 ** |
-0,8 ** |
-0,8 ** |
-0,5 * |
0,6 ** |
|||||||||
И |
-0,1 ** |
-0,3 ** |
-0,5 * |
-0,4 ** |
0,6 ** |
-1,1 ** |
-0, 6 * |
-0,3 ** |
-0,9 ** |
-0,8 ** |
||||||||||
Прим.:β — стандартизированные бета коэффициенты; r–сила связи;**-р≤0,01;*-р≤0,05.
Тогда как юноши, воспитывающиеся в семьях с такими нарушенными стилями семейного воспитания как расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность склонны к более позитивному видению своего «Я», тогда как юноши из авторитарных и индифферентных семей, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как минимальность санкций склонны к более негативному самоотношению. Расширение сферы родительских чувств и воспитательная неуверенность положительно влияют на самоотношение юношей (в частности на самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство), тогда как минимальность санкций и индифферентный стиль воспитания негативно влияют на те же аспекты самоотношения юношей.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается: материнские стили воспитания влияют на самоотношение личности подростков, а именно: гиперпротекция, игнорирование потребностей, чрезмерность требований, недостаточность запретов, расширение сферы родительских чувств, авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков, тогда как недостаточность требований, минимальность санкций и фобия утраты ребенка — негативно.
Литература:
- Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов н/Д, 2002. — 146 с.
- Пантилеев С. Р. Самоотношение //Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара, 2000. — с. 208–242.
- Соколова Е. Т., Чеснокова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей //Психологический журнал. — 2002. -№ 2. — С. 110–117.
- Овсяникова Е. А., Ткаченко Н. С. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий //Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197) Вып.24. С.162–169
- Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С. И др. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация //Современная зарубежная психология. 2014. № 1. С. 16–26.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2002. — 656 с.