Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 02.07.2016

Статья просмотрена: 945 раз

Библиографическое описание:

Ткаченко, А. Г. Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков / А. Г. Ткаченко, Н. С. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 885-890. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32301/ (дата обращения: 17.10.2024).



Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Авторами отмечается, что критическим в формировании самоотношения выступает подростковый возраст (Кон И. С., Мухина B. C., Чеснокова И. И., Фельдштейн Д. И. и др.). Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности — в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками [1].Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, открытие собственного «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, проявление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды деятельности.

В. В. Столин говорит о том, что самосознание — это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и определенным образом относится к самому себе. Оно характеризуется представлением о себе — «Я-образом», или «Я-концепцией». По мнению таких авторов, как С. Р. Пантилеев [2], Е. Т. Соколова [3], центральным компонентом в структуре «Я-концепции» является эмоциональный компонент или самоотношение. Самоотношение определяет картину представления о себе, а также поведенческие проявления. С. Р. Пантилеев выделяет два положения: во-первых, существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным и универсальным образованием, выражающим степень положительного отношения индивида к собственному представлению о себе; во-вторых — это обобщенное самоотношение интегрируется из частных самооценок. Глобальная самооценка отождествляется с эмоционально-оценочным отношением к себе, мерой удовлетворенности собой [2].

В настоящей работе мы основываемся на точке зрения В. В. Столина, нашедшей свое отражение в трудах С. Р. Пантилеева, и рассматриваем самоотношение как «целостную личностную систему», обеспечивающую переживание смысла «Я» для субъекта.Под самооценкой мы понимаем осознанную оценку своих личных свойств и качеств посредством сравнения себя с другими, а также своим внутренним эталоном, с точки зрения определенной системы ценностей [2].

В отечественной и зарубежной психологии традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка. Опыт семейного общения ложится в фундамент его общей установки к миру социальных отношений и собственному «образу Я». Детско-родительские отношения представляют собой непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребёнка и родителя отношения. В настоящее время выражены негативные тенденции в развитии отношений в семье, в том числе детско-родительских отношений, что ставит задачу профилактики и коррекции неблагополучия в этих отношениях. Выделяя различные аспекты детско-родительских отношений, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как, прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его основных потребностей и его эмоциональному благополучию. Нарушенное материнское отношение негативно сказывается на удовлетворении потребностей ребенка, что искажает формирование его личности. Проблема материнского отношения, стилей материнского воспитания освещена в работах Эйдемиллера Э. Г., Спиваковской A. C., Соколовой Е. Т., Броди С., Овсяниковой Е. А., Ткаченко Н. С. [4] и др.

А. Л. Венгер определяет понятие «стиль воспитания» как «стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком…, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых…, количеством запретов… и т. п». [5].

Д. Баумринд в ходе наблюдений смогла выделить три различных по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения: авторитетные, авторитарные, снисходительные (или либеральные) родители. Ее коллеги, Э. Маккоби и Д. Мартин дополнили данную типологию еще одним — безразличные родители [5].

В работе мы также опираемся на описание нарушенных стилей семейного воспитания, предложенных Э. Г. Эйдемиллером: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность/недостаточность требований, запретов, санкций, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских/женских качеств [6].

Цель исследования: изучить характер влияния стилей материнского воспитания на формирование самоотношения личности подростков. Гипотеза исследования:стили материнского воспитания влияют на самоотношение личности подростков, а именно: эмоциональное принятие, сотрудничество, определенная степень контроля, оптимальность требований и запретов, а также авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков, тогда как недостаточность требований, обязанностей и санкций, игнорирование автономности негативно влияют на самоотношение личности подростков.

Исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 1» г. Белгорода. В нём принимали участие 42 детско-родительские пары. Объем выборки составил 84 человека, из них 42 подростка (16 юношей и 26 девушек) в возрасте 15–16 лет и 42 матери в возрасте 34–48 лет. Исследование осуществлялось с использованием следующих психодиагностических методик: тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, АСВ Э. Г. Эйдемиллера, «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова. Для оценки статистической значимости полученных результатов мы использовали U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции rs–Спирмена, множественный регрессионный анализ (МРА) на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0».

В результате анализа полученных результатов при исследовании самоотношения личности подростков нами были выявлены особенности, которые наглядно можно представить на рисунке 1.

Рис.1. Представленность положительного самоотношения подростков, %

Анализируя рисунок, можно сделать вывод, что 88 % опрошенных подростков склонны относиться к себе положительно (S). У 62 % испытуемых положительно выражен признак самоуважения (I). В контексте данного опросника речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. У 76 % испытуемых положительно выражен признак аутосимпатии (II). В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, — видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. 64 % подростков, принявших участие в исследовании, ожидают от других положительного отношения, одобрения их действий и поступков (III). У 69 % девятиклассников положительно выражен признак самоинтереса (IV). Он отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных». Среди 36 % подростков выражена самоуверенность (1), то есть испытуемые считают свои возможности адекватными тем задачам, которые стоят перед ними. 48 % считают, что окружающие относятся к ним положительно (2). Признак самопринятия (3) выражен у 69 % испытуемых, что говорит об удовлетворенности своими качествами с реалистическим признанием своих ограничений. У 52 % подростков выражен признак саморуководства (4), самопоследовательности, то есть собственной предсказуемости, внутреннего управления своим поведением, действий на основе собственных убеждений и ценностей. У 29 % опрошенных выражен признак самообвинения (5), то есть приписывание себе отрицательных черт характера, неблаговидных поступков и т. д. Установка самоинтереса (6) выражена у 81 % опрошенных подростков. В данном случае интерпретируется как уверенность в собственной интересности для других. У 60 % выражена установка самопонимания (7), как процесса осознания субъектом собственных смысловых структур (ценностей, целей, жизненной позиции) и смысловых связей (мотивов поведения в определенной ситуации и стоящих за ними потребностей). Также нами было отмечено, что самоотношение у юношей и девушек различается: юноши склонны относиться к себе более положительно.

При проведении исследования нам также было важно определить, какие стили воспитания присутствуют в семьях опрошенных нами подростков. В результате анализа полученных данных, были выявлены следующие стили семейного воспитания, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Представленность стилей материнского воспитания в семьях подростков, %

Из рисунка видно, что у 88 % опрошенных родителей наблюдается авторитетная (АвЕ) стратегия семейного воспитания; в остальных 12 % — авторитарная (АвА). Также были выявлены нарушенные стили воспитания: у 14 % опрошенных родителей наблюдается гиперпротекция (максимальная отдача подросткам внимания, времени и сил, чрезмерная забота и опека); в 5 % семьях наблюдается потворствующее отношение к подросткам (максимальное и некритическое удовлетворение любых потребностей ребенка); чрезмерность требований (обязанностей) наблюдается в 5 % семей; недостаточность требований-обязанностей наблюдается у 5 % родителей; у 5 % опрошенных родителей выражен стиль семейного воспитания доминирование запретов; самым «популярным» нарушенным стилем воспитание является минимальность санкций — диагностирован в 45 % семьях, принявших участие в опросе (в семьях обходятся без наказаний или же употребляют их крайне редко); в 5 % нами был выявлен признак расширения сферы родительских чувств; а у 7 % родителей наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; в 7 % семьях испытуемых был выявлен признак предпочтения в подростке детских качеств; также в 7 % семьях мы диагностируем воспитательную неуверенность; а в 5 % случаев нашего исследования наблюдается предпочтение в подростке женских качеств. Также были отмечены различия в воспитании юношей и девушек.

Для проверки значимости выявленных различий мы провели математический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни. Нами были обнаружены статистически достоверные различия, которые представлены в таблице 1.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что существуют значимые различия в самоотношении личности юношей и девушек в аспектах глобального саомотношения, самоуверенности, самообвинения — более позитивное самоотношение наблюдается у юношей, а так же в таких нарушенных стилях воспитания: девушек матери склонны воспитывать при таких нарушенных стилях семейного воспитания как гипопротекция, минимальность санкций и неустойчивость стиля воспитания, тогда как в семьях юношей наблюдаются следующие нарушенные стили воспитания: недостаточность обязанностей, строгость санкций, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребенка, проекция на подростка собственных нежелательных качеств.

Таблица 1

Сравнение средних показателей юношей идевушек

S

1

5

Г+

Т-

С+

С-

Н

РРЧ

ФУ

ПЖК

Среднее (юноши)

85

64

25

1,8

1,8

2,3

2,8

1,4

4,1

2,7

1,6

Среднее (девушки)

68

44

53

3,2

1,2

0,6

3,7

2,2

2,7

1,6

0,6

Статистика U Манна-Уитни

114

104

60

120

140

33

125

134

53

130

119

Значимость (р)

0,01

0,01

0,01

0,05

0,05

0,01

0,05

0,05

0,01

0,05

0,05

Для проверки гипотезы о связи стиля материнского воспитания и самоотношения личности подростков мы провели корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции r-Спирмена. Нами было обнаружено 49 значимых корреляционных связей, из них 30 положительных (прямых) и 19 отрицательных (обратных) корреляционные связи. Для выявления влияния стилей материнского воспитания на самоотношение личности подростков мы применили множественный регрессионный анализ (МРА). Было обнаружено 42 значимых факта влияния, из них 29 положительных и 13 отрицательных. Результаты математического анализа данных представлены в таблице 2.

Обобщая данные по полученным корреляционным связям, мы сделали вывод о том, что подростки, воспитывающиеся в либеральных (Л) семьях, а также семьях с такими нарушенными стилями семейного воспитания как гиперпротекция, игнорирование потребностей подростка, чрезмерность требований, недостаточность запретов, расширение сферы родительских чувств склонны к более позитивному видению своего «Я», тогда как подростки из авторитарных и индифферентных (И) семей, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как недостаточность обязанностей, минимальность санкций, фобия утраты ребенка склонны к более негативному самоотношению (в частности — глобальное самоотношение, самопонимание, самоинтерес, саморуководство, самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, ожидаемое отношение других, самообвинение). Гиперпротекция, игнорирование потребностей, чрезмерность обязанностей, недостаточность запретов, расширение сферы родительских чувств, авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков (а именно на такие аспекты как: глобальное самоотношение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самопринятие, самообвинение), тогда как недостаточность обязанностей, минимальность санкций и фобия утраты ребенка негативно влияют на самоотношение личности подростков (глобальное самоотношение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других, самоинтерес, самообвинение).

Таблица 2

Сводная таблица связей ивлияния материнского воспитания на самоотношение личности подростков

S

II

III

IV

2

3

5

β

r

Β

r

β

r

Β

r

β

r

β

r

β

r

Г+

0,16

**

0,16

**

0,06

**

0,29

**

0,44 **

0,3

**

-0,2

*

У-

0,53

**

0,54**

0,78

**

0,7 **

0,47**

0,74

**

0,6 **

0,65 **

Т+

0,5

**

0,35

**

0,31

**

-0,1 **

0,81

**

-0,5**

-0,4

*

Т-

-1,2

**

-0,4 *

-0,3

*

-0,4

**

З-

0,4

**

0,3

**

0,38*

1,13

**

0,44**

-1

**

С-

-1

**

-0,3 *

-0,8

**

-0,2

**

-0,1

**

Н

0,38

*

-0,2

**

0,05

**

-0,4

**

0,75

*

РРЧ

0,3

**

0,06

**

0,03

**

-0,3

*

ФУ

0,4

**

-0,6

***

-0,3 **

-0,9

***

АвЕ

0,29

**

0,15

**

0,07

**

0,15

**

АвА

-0,4 **

-0,4 **

-0,5 **

-0,4 **

-0,6 **

-0,4 *

Л

1,42

**

0,68**

0,64

**

0,71 **

0,66 **

1,31

**

0,68 **

0,5

**

0,68**

1,02*

0,82 **

-0,4 **

И

-0,3 *

Прим.:β–стандартизированные бета коэффициенты; r–сила связи;**- р≤0,01;*-р≤0,05.

В связи с выявленными различиями в воспитании и самоотношении личности подростков мы посчитали целесообразным провести математический анализ эмпирических данных (корреляционный анализ на выявление взаимосвязи и регрессионный анализ на выявление влияния) отдельно для девушек и юношей. Корреляционный анализ связи самоотношения девушек и стилей материнского воспитания показал наличие 37 значимых корреляционных связей, из них 25 положительных (прямых) и 12 отрицательных (обратных) корреляционные связи. Регрессионный анализ показал 24 значимых фактов влияния стиля материнского воспитания на самоотношение девушек, из них 8 положительных и 16 отрицательных. По результатам проведения корреляционного анализа с целью установления связи самоотношения юношей и стилями материнского воспитания было обнаружено 36 значимых корреляционных связей, из них 29 положительных (прямых) и 7 отрицательных (обратных) корреляционные связи. В результате проведения МРА было обнаружено 12 значимых фактов влияния стиля материнского воспитания на самоотношение юношей, из них 6 положительных и 6 отрицательных. Эти данные представлены в таблице 3. Анализируя таблицу, мы видим, что девушки, воспитывающиеся в авторитарных и индифферентных семьях, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как минимальность санкций склонны к более негативному самоотношению. Гиперпротекция и чрезмерность обязанностей положительно влияют на самоотношение девушек (а именно: глобальное самоотношение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, самообвинение), тогда как минимальность санкций, авторитарный и индифферентный стили воспитания негативно влияют на самоотношение девушек (глобальное самоотношение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, самообвинение, саморуководство, самоуверенность).

Таблица 3

Сводная таблица связей ивлияния материнского воспитания на самоотношение личности юношей идевушек

Девушки

Юноши

S

II

IV

1

2

4

5

1

2

3

4

β

r

β

r

β

r

β

β

r

β

β

r

β

r

β

r

β

r

β

r

Г+

0,4 **

0,1 **

0,2 **

0,2 **

Т+

0,4 **

0,3 **

0,3 **

-0,2 *

С-

-1,6 **

-1,2 **

-0,5 **

-0,4 *

-1,3 **

-0,2 **

-0,5 **

-0,8 *

-0,1 **

-0,6 **

-0,7 **

РРЧ

0,8 **

0,9 **

0,7 **

0,9 **

0,5 **

ВН

0,1 **

0,5 *

0,2 **

0,6 *

0,5 *

АвА

-0,9 **

-0,5 **

-1 **

-0,6 **

-0,9 **

-0,4 **

-0,1 **

-0,8 **

-0,8 **

-0,5 *

0,6 **

И

-0,1 **

-0,3 **

-0,5 *

-0,4 **

0,6 **

-1,1 **

-0, 6 *

-0,3 **

-0,9 **

-0,8 **

Прим.:β — стандартизированные бета коэффициенты; r–сила связи;**-р≤0,01;*-р≤0,05.

Тогда как юноши, воспитывающиеся в семьях с такими нарушенными стилями семейного воспитания как расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность склонны к более позитивному видению своего «Я», тогда как юноши из авторитарных и индифферентных семей, а также из семей с такими нарушенными стилями семейного воспитания как минимальность санкций склонны к более негативному самоотношению. Расширение сферы родительских чувств и воспитательная неуверенность положительно влияют на самоотношение юношей (в частности на самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство), тогда как минимальность санкций и индифферентный стиль воспитания негативно влияют на те же аспекты самоотношения юношей.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: материнские стили воспитания влияют на самоотношение личности подростков, а именно: гиперпротекция, игнорирование потребностей, чрезмерность требований, недостаточность запретов, расширение сферы родительских чувств, авторитетный и либеральный стили воспитания положительно влияют на самоотношение личности подростков, тогда как недостаточность требований, минимальность санкций и фобия утраты ребенка — негативно.

Литература:

  1. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов н/Д, 2002. — 146 с.
  2. Пантилеев С. Р. Самоотношение //Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара, 2000. — с. 208–242.
  3. Соколова Е. Т., Чеснокова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей //Психологический журнал. — 2002. -№ 2. — С. 110–117.
  4. Овсяникова Е. А., Ткаченко Н. С. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий //Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197) Вып.24. С.162–169
  5. Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С. И др. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация //Современная зарубежная психология. 2014. № 1. С. 16–26.
  6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2002. — 656 с.
Основные термины (генерируются автоматически): материнское воспитание, самоотношение личности подростков, минимальность санкций, семейное воспитание, III, глобальное самоотношение, ожидаемое отношение, расширение сферы, корреляционный анализ, либеральный стиль.


Похожие статьи

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Влияние развития общества на социальный статус учителя

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Влияние семьи на формирование мотивации к обучению у младших школьников

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста

Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка

Похожие статьи

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Влияние развития общества на социальный статус учителя

Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Влияние семьи на формирование мотивации к обучению у младших школьников

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста

Значение семейного трудового воспитания для формирования личности ребенка

Задать вопрос