Статья посвящена проблемам реализации программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Российской Федерации. Потребность в капитальном ремонте в Российской Федерации острая, с 1990 года состояние жилищного фонда страны ухудшилось на 70 %.
Ключевые слова: жилищный фонд,программа,капитальный ремонт, неплатежеспособность, взносы собственников
С 1991 года капитальный ремонт жилищного фонда страны был практически прекращен, и состояние жилищного фонда стало на глазах деградировать. По данным Федеральной антимонопольной службы, капитального ремонта требует более 55 % многоквартирных зданий в России и около 3 % жилищного фонда страны находится в ветхом или аварийном состоянии [2, с.1].
Рис. 1. Динамика объема ветхого и аварийного жилья и выбытия по ветхости и аварийности
Как видно на рис. 1, с 1990 года объем ветхого и аварийного жилищного фонда скачкообразно начал расти.
Поэтому уже давно назревает вопрос о необходимости создания целого механизма, позволяющего систематизировать финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а не точечно и частично решить данную проблему [1, с.3]. В связи с этим была разработана программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на 2014–2038 гг». [3]. Программа капитального ремонта- единственный способ решить катастрофическое положение многоквартирных домов. Но есть причины, по которым программа реализуется не так успешно, как планировалась.
Барьеры к реализации программы капитального ремонта:
‒ значительным барьером в реализации программы капитального ремонта являются неплатежи собственников РФ;
‒ неплатежеспособность малоимущего населения РФ — 1–2 % от численности населения;
‒ не эффективность взносов за капитальный ремонт пенсионерами от 70 лет.
Для решения проблем, по моему мнению, необходимо:
- Провести информационно-разъяснительную работу с населением;
Информационно-разъяснительная работа имеет ключевое значение в такой сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство. Именно от понимания собственниками жилья принципов организации и проведения капитального ремонта, способов формирования фондов капитального ремонта, преимуществ того или иного способа в определенной степени зависит успех реализации республиканской программы капитального ремонта.
Собственникам многоквартирных домов необходимо разъяснить:
- В соответствии с законодательством, уплачивать взносы на капремонт должны все собственники помещений;
- По каким параметрам выстраивается очередь многоквартирных домов на капитальный ремонт;
- Какие способы накопления средств на капитальный ремонт существуют;
- Как будет организован контроль над расходованием средств, насколько прозрачно их распределение и кто его контролирует;
- Как рассчитывается размер платежа по взносам на капитальный ремонт;
- Какие виды работ входят в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В частности, вопрос, как будет организован контроль над расходованием средств, насколько прозрачно их распределение и кто его контролирует, вызывает больший интерес у населения. Именно это и вызывает опасения у горожан. Специалисты должны объяснить, что собственники жилья на общем собрании могут выбрать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора или на специальном счете в банке.
Собственники домов, вошедших в эксплуатацию сравнительно недавно, возмущаются, почему они должны платить за капитальный ремонт, если их дом пока новый и необходимость в ремонте возникнет только через 20 лет. Собственникам таких домов необходимо разъяснить что, в случае если в настоящее время в их доме нет необходимости производить капремонт, эта необходимость может наступить чуть позднее. К тому же средства необходимые на проведение капитального ремонта невозможно собрать за 5–10 лет, на это нужны большие временные сроки.
К сожалению, проводить разъяснительную работу среди собственников никто не торопится, поэтому, отчасти коммунальщики сами виноваты в своих проблемах. По всей России каждый 5 житель страны не платит взносы на капитальный ремонт. Люди не платят не потому, что не хотят платить, а потому что не понимают, за что платить. Задача исполнителей программы, все им объяснить и не вдогонку, а с самого начала. Чтобы взносы населения на капитальный ремонт выросли, важно проведение информационно-разъяснительной работы с собственниками. Используя сеть Интернет, печатные издания, телевидение, радио, различные совещания и приемы граждан.
- Определить меры поддержки различным категориям граждан, в том числе малоимущим.
Также в этой программе есть необходимость вносить коррективы в нормативно-правовую базу капитального ремонта. Проблема заключается в том, что малоимущие семьи не могут платить взносы на капитальный ремонт. Важно определить меры поддержки различным категориям граждан, в том числе малоимущим. По данным исследования проведенного Департаментом социологии Финансового университета при Правительстве РФ, количество малоимущих россиян в начале 2015 года выросло почти на 20 % и превысило 50 % от всех граждан. Количество тех, кому с трудом хватает денег на пропитание, достигло 15 %, а средний класс сократился до 12 % населения РФ [4].
Таким образом, программа затрагивает интересы большого количества граждан. По моему мнению, нужно рассмотреть вопрос о предоставление льгот малоимущим слоям населения. Конечно, полностью освободить от уплаты невозможно. Но можно рассчитать минимальную сумму, которую могут платить малоимущие семьи и утвердить эту сумму в соответствии с законодательством. Хоть не большая, но сниженная сумма поможет им сэкономить денежные средства.
- Освободить от уплаты взносов пенсионеров по возрасту, от 70 лет и выше.
Сроки проведения в доме капитального ремонта могут быть реализованы от 2014 года по 2038 год. Предположим, дом стоит в очереди по программе на 2034 год, а проживающему в этом доме пенсионеру 77 лет. Эффективность взносов этого пенсионера равна практически нулю. Собственник-пенсионер не дождется этого капитального ремонта. Получается, пенсионеры будут платить взносы впустую.
Я предлагаю освободить пенсионеров от уплаты взносов за капитальный ремонт. И возложить эту ответственность на лица, которые впоследствии получат эту жилищную площадь в наследство. Это будет рентабельным решением. И в бюджет программы будут поступать деньги, и «маленький бюджет» пенсионеров будет освобожден от лишних денежных затрат.
Если реализовать эти действия, то платежи населения вырастут, так же малоимущие слои населения и пенсионеры не будут загнаны в угол из-за взносов на капитальный ремонт.
Литература:
- Макиева М. Т., Хосроева Н. И. Программный подход к реализации реформы ЖКХ // Международный научный альманах. — 2016. — № 4.
- Макиева М. Т., Хосроева Н. И. Состояние жилищного фонда как показатель социально-экономического развития региона В сборнике: Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве: сборник статей международной научно- практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Ростов-на-Дону, 19 ноября 2015 г. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2015. –C. 253–259.
- Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
- http://www.socdep.ru