Одним из наиболее популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра. Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В педагогических исследованиях театрализованная деятельность рассматривается как условие эстетического воспитания ребенка, его художественных способностей, творчества. Анализ литературы позволил выделить особенности восприятия театрализованного действия детьми дошкольного возраста, открытый контакт и обмен чувствами с героями, потребность индивидуального самовыражения, стремление ребенка воспроизводить полюбившегося героя. Основная проблематика связана с разработкой сценариев для детских театров в дошкольном учреждении и развития навыков создания образа.Гуманистическая идея образования обращает внимание педагогов и практиков на развитие ценностей личности, на самовыражение ребенком своего образа и типа поведения в пространстве сверстников и взрослых. Театрализованная деятельность является оптимальным условием для решения задач, связанных с развитием у ребенка ценностей сострадания, милосердия, человеколюбия и способов их проявления, тем самым, формируя опыт жизнедеятельности, создавая целостную картину мира.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся целостной картины мира, включающей в себя формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о важности театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания, социализации личности.
Виды и содержание театральных занятий включают в себя: 1) общеразвивающие игры, вырабатывающие внимание, наблюдательность, смелость, находчивость, готовность к творчеству; 2) ритмопластические упражнения, предполагающие развитие двигательной способности, пластической импровизации; 3) психогимнастические этюды, направленные на формирование познавательной и социально-личностной сферы; 4) специальные театральные игры, готовящие детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом, развивают воображение и фантазию; 5) задания по культуре и технике речи, совершенствующие дыхание, дикцию, интонацию и другие средства выразительности речи; 6) беседы и викторины о театральном искусстве; 6) этюды и игры по управлению театральными куклами, развивающие мышцы рук, выдержку, терпение.
Средствами искусства театра, способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формирование навыков взаимного общения, коллективной работы. В соответствии с этим подходом программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Вместе с тем, следует выделить ряд противоречий, существующих в практике работы дошкольного образовательного учреждения в связи с формированием целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста:
– между пониманием педагогами необходимости решать актуальную задачу разработанного содержания целостной картины мира и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще носит ситуативный, педагогически нецелесообразный характер;
– между использованием педагогами традиционных видов театрализованной деятельности в формировании целостной картины мира у воспитанников и неэффективной организацией, при которой не учитываются современные особенности и интересы старших дошкольников, их стремление к самостоятельности и инициативности, детская активность, её удовлетворение в театрализованных играх, а также развивающий потенциал и возможности самой театрализованной деятельности;
– между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности, театрализованной деятельности, и несистемном её использовании в педагогическом процессе, неподготовленностью педагогов и родителей к её осуществлению.
Обозначенные противоречия и необходимость их разрешения обусловливают актуальность научной проблемы, поиска новых педагогических решений в аспекте формирования целостной картины мира старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают театрализованную деятельность как специфический вид художественно-творческой деятельности, имеющей большое значение для разностороннего развития дошкольников (Л. В. Артёмова, Л. С. Выготский, Н. С. Карпинская, Д. Б. Менджерицкая, Б. М. Теплов, Л. Г. Стрелкова). Л. С. Выготский определял театрализованную деятельность как самый распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений органично присуща детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на органическом единстве игры, речи, рисования (М. А. Васильева, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. А. Леонтьев, С. И. Мерзлякова, Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина, Е. Л. Трусова).
Специфика театрализованной деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания (М. И. Никитина) через формирование «образа мира» (А. Н. Леонтьев), развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы — цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности. В то же время, в процессе театрализованной деятельности формируется умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, С. Н. Николаева и др.).
В процессе театрализованной деятельности моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь, являющаяся необходимым условием адаптации ребенка в обществе (М. А. Васильева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С. А. Козлова и др.). У детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой (A. B. Запорожец, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова, Д. Б. Эльконин и др.). Кроме того, в исследованиях подчеркивается универсальный характер театрализованной деятельности, поскольку они способствуют формированию различных знаковых систем, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей (С. И. Мерзлякова, Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина и др.).
В дошкольной педагогике проблеме театрализованной деятельности были посвящены работы ученых О. В. Акуловой, Л. В. Артемовой, Т. Н. Караманенко, С. Г. Машевской, Т. Г. Пеня, А. А. Петровой, Е. Р. Рагул, Б. П. Юсова и др. Анализ работ данных авторов позволил определить направления, сложившиеся в исследовании этого вопроса. Л. В. Артемова, предлагает использовать театрализованные игры, как сильное педагогическое средство, которое оказывает большое влияние на личность ребенка. С. Г. Машевская рассматривает структуру театрализованной деятельности, которая включает три звена — сочинительство, исполнительство и восприятие. Это позволяет шире использовать творческие возможности детей, определяя их «актерский», «режиссерский» и «зрительский» потенциал. А. А. Петрова выделяет два аспекта близости драматической формы для ребенка, во-первых, драматическая форма «изживания впечатлений жизни», лежит глубоко в природе ребенка и находит свое выражение стихийно. Детские фантазии и образы не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Во-вторых, наблюдается связь всякой драматизации с игрой. Б. П. Юсов видит развитие ребенка средствами театра, т. е. ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Психология развития. — СПб, 2001. — С. 56–79.
- Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004. — 127 с.
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 160 с.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. — М.: Зимородок, 2006. — 416 с.