Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отношения молодёжи к профессии социального педагога. На основе анализа данных анкетирования авторами предпринимается попытка выявить особенности отношения как у студентов, приобретающих профессию по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование», так и у студентов педагогического института, обучающихся по разным направлениям.
Ключевые слова: социальный педагог, профессия социального педагога, отношение студентов к профессии социального педагога
Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более пятнадцати лет в России введён институт социальных педагогов (как профессия), призванный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно [5].
Социально-экономические процессы, происходящие в современном российском обществе, предъявляют повышенные требования к профессионализму специалистов всех уровней, в том числе и к педагогу, как ключевой фигуре всех происходящих инновационных изменений в образовании [2].
Социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.
Социальный педагог должен обладать такими качествами, как: эмпатия, доброжелательность, деликатность, аутентичность (естественность), открытость, конкретность, непосредственность, коммуникабельность, инициативность [1].
Социальный педагог — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые квалификационной характеристикой, содержанием проблем, связанных с воспитанием подрастающих поколений и возможными путями их решения. Инструментальное и смысловое содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (психология, социология, юриспруденция, педагогика и др.) на основе взаимообмена информацией и технологиями. В связи с этим компетентность в различных областях человеческой деятельности — главное, что характеризует готовность социального педагога к выполнению профессиональных функций в современном обществе [4].
Деятельность социального педагога распространяется на различные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи, личности. Социальный педагог играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает активное влияние на личность или группу людей [3].
В зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть:дома и микрорайоны; социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов); социальные службы специализированных учреждений (пансионатов для пожилых, домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов; частная практика и т. д. [2].
Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как: естественность — способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность — способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом; эмпатия — умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы; открытость — умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передовая их собеседнику; деликатность — мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми; конкретность — умение не «растекаться мыслию по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.
Дети, подростки, их воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Разочарованные, потерявшие надежду, страдающие и мучимые сомнениями, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут понимания, сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел — главная задача социального педагога [1].
Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
‒ создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
‒ формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;
‒ предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
‒ создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
‒ реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного[1].
Студенчество — это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов. Студенчество — это передовая часть населения, являющаяся наиболее подготовленной, образованной частью молодежи. Существенная социальная черта студенчества — его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.
Чтобы выявить отношение студентов, обучающихся по разным направлениям, к профессии соц. педагога методом анкетирования проводилось исследование.
В качестве гипотезы исследования проверялось предположение о том, что существует различие в отношении к профессии социальный педагог у студентов, обучающихся по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование», и у студентов педагогического института, обучающихся на разных направлениях в профессии педагога.
Анкета состояла из 7 открытых вопросов, касающихся деятельности социального педагога и особенностей его профессии. В исследовании приняли участие 125 человек разных факультетов педагогического института ВлГУ: физико-математический факультет, исторический факультет, факультет иностранных языков, факультет психологии и факультет физической культуры и спорта (по 25 человек с каждого факультета).
Обработка результатов проводилась контент-анализом. Контент-анализ — это метод обработки, при котором из всех ответов анкеты выделяются общие контенты. В данном случае на каждый из семи вопросов анкеты выделено 5 контентов.
Вопросы анкеты с выделенными контентами, последние контенты наиболее приближенны к правильному ответу: 1 вопрос анкеты — какую ассоциацию вызывает у вас слово «социально-педагогическая деятельность»? — контенты: никакую, работа с детьми, школа, общественно-обучающая деятельность, социальное воспитание личности. 2 вопрос анкеты — Как бы вы определили «социальный педагог — это»? Выделены следующие контенты: никак, специалист в области соц. педагогики, консультант, общественный педагог, специалист по работе с детьми. 3 вопрос — что такое технология работы социального педагога лично для вас? Выделены контенты: затрудняюсь ответить, принцип работы соц. педагога, общение с детьми, методика работы соц. педагога, совокупность методов и приемов работы соц. педагога. 4 вопрос — в чем цель социально-педагогической деятельности? Контенты:затрудняюсь ответить, воспитание и развитие детей, оказание помощи детям, позитивные изменения в человеке, решение проблем десоциализации. 5 вопрос — кто должен заниматься социально-педагогической деятельностью? Выделены контенты: затрудняюсь ответить; социальный педагог; человек, умеющий общаться с детьми; человек, разбирающийся в возрастной психологии; специалист, обладающий знаниями соц. педагогики. 6 вопрос — социальная адаптация подрастающего поколения — приоритетная задача России: так ли это на самом деле? Почему? Контенты: затрудняюсь ответить; нет, это не так; да, потому что дети должны научиться адаптироваться; да, потому что подростки склонны к аддиктивному поведению; да, так как подрастающее поколение — это будущее России. 7 вопрос — Какие проблемы социального воспитания особо актуальны для современной России? Выделены контенты: не вижу никаких проблем, проблемы духовно-нравственного воспитания, проблемы современных семей, проблемы девиантного поведения, отсутствие системы организации соц.воспитания.
В таблице 1 приведены результаты исследования по каждому вопросу в процентном соотношении. На рис. 1 приведены показатели правильных ответов на вопросы анкеты в целом для каждого факультета.
Таблица 1
Результаты исследования по каждому вопросу впроцентном соотношении
Вопрос/ факультет |
ФКС |
ФМФ |
ИФ |
ФИЯ |
ФП |
1 вопрос |
4 % |
8 % |
12 % |
4 % |
44 % |
2 вопрос |
0 % |
4 % |
4 % |
8 % |
40 % |
3 вопрос |
0 % |
8 % |
4 % |
8 % |
36 % |
4 вопрос |
4 % |
8 % |
8 % |
12 % |
48 % |
5 вопрос |
4 % |
12 % |
12 % |
16 % |
52 % |
6 вопрос |
12 % |
32 % |
32 % |
32 % |
56 % |
7 вопрос |
4 % |
20 % |
12 % |
16 % |
32 % |
Рис. 1. Процент правильных ответов на вопросы анкеты в целом для каждого факультета
Согласно математико-статистической обработке данных можно сделать следующие выводы: в зависимости от подготовки студентов на разных факультетах у них уже сформировано научное мировоззрение о социальном воспитании, о том, что в него входит и кто этим занимается. Например, студенты, приобретающие профессию по направлению «Физическое воспитание» мало осведомлены о том, что такое социально-педагогическая деятельность и не считают проблему социального воспитания подрастающего поколения приоритетной. Студенты факультета психологии, обучающиеся по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование» наоборот более заинтересованы и более опытны в этом вопросе — 44 % правильных ответов в целом. Неплохую осведомленность о профессии социального педагога также показали факультет иностранных языков и физико-математический факультет (13,7 % и 13,2 % правильных ответов соответственно). Исторический факультет справился с задачей немного хуже — 12 % правильных ответов на каждый вопрос анкеты в целом.
Литература:
- Овчарова Р. В. // Справочная книга социального педагога. — М; Изд: ТЦ Сфера — 2004. — С.480.
- Щеткина И. А. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ.
- Куличенко Р. М. Современная модель социального педагога как специалиста. Державинские чтения, 2001.
- Николаева И. С. // Профессиональная компетентность социального педагога. Мир науки, культуры, образования. № 4 (23) 2010.
- Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011г.); Т.I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99–102.