Анализ отношения студентов к профессии социального педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сорокина, И. Р. Анализ отношения студентов к профессии социального педагога / И. Р. Сорокина, А. А. Максименко, А. О. Сальникова, С. С. Стародубцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 860-863. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32336/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отношения молодёжи к профессии социального педагога. На основе анализа данных анкетирования авторами предпринимается попытка выявить особенности отношения как у студентов, приобретающих профессию по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование», так и у студентов педагогического института, обучающихся по разным направлениям.

Ключевые слова: социальный педагог, профессия социального педагога, отношение студентов к профессии социального педагога

Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более пятнадцати лет в России введён институт социальных педагогов (как профессия), призванный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно [5].

Социально-экономические процессы, происходящие в современном российском обществе, предъявляют повышенные требования к профессионализму специалистов всех уровней, в том числе и к педагогу, как ключевой фигуре всех происходящих инновационных изменений в образовании [2].

Социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

Социальный педагог должен обладать такими качествами, как: эмпатия, доброжелательность, деликатность, аутентичность (естественность), открытость, конкретность, непосредственность, коммуникабельность, инициативность [1].

Социальный педагог — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые квалификационной характеристикой, содержанием проблем, связанных с воспитанием подрастающих поколений и возможными путями их решения. Инструментальное и смысловое содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (психология, социология, юриспруденция, педагогика и др.) на основе взаимообмена информацией и технологиями. В связи с этим компетентность в различных областях человеческой деятельности — главное, что характеризует готовность социального педагога к выполнению профессиональных функций в современном обществе [4].

Деятельность социального педагога распространяется на различные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи, личности. Социальный педагог играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает активное влияние на личность или группу людей [3].

В зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть:дома и микрорайоны; социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов); социальные службы специализированных учреждений (пансионатов для пожилых, домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов; частная практика и т. д. [2].

Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как: естественность — способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность — способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом; эмпатия — умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы; открытость — умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передовая их собеседнику; деликатность — мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми; конкретность — умение не «растекаться мыслию по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.

Дети, подростки, их воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Разочарованные, потерявшие надежду, страдающие и мучимые сомнениями, не умеющие самостоятельно решить возникшие проблемы, они ждут понимания, сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел — главная задача социального педагога [1].

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

‒ создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

‒ формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

‒ предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

‒ создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

‒ реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного[1].

Студенчество — это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов. Студенчество — это передовая часть населения, являющаяся наиболее подготовленной, образованной частью молодежи. Существенная социальная черта студенчества — его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов.

Чтобы выявить отношение студентов, обучающихся по разным направлениям, к профессии соц. педагога методом анкетирования проводилось исследование.

В качестве гипотезы исследования проверялось предположение о том, что существует различие в отношении к профессии социальный педагог у студентов, обучающихся по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование», и у студентов педагогического института, обучающихся на разных направлениях в профессии педагога.

Анкета состояла из 7 открытых вопросов, касающихся деятельности социального педагога и особенностей его профессии. В исследовании приняли участие 125 человек разных факультетов педагогического института ВлГУ: физико-математический факультет, исторический факультет, факультет иностранных языков, факультет психологии и факультет физической культуры и спорта (по 25 человек с каждого факультета).

Обработка результатов проводилась контент-анализом. Контент-анализ — это метод обработки, при котором из всех ответов анкеты выделяются общие контенты. В данном случае на каждый из семи вопросов анкеты выделено 5 контентов.

Вопросы анкеты с выделенными контентами, последние контенты наиболее приближенны к правильному ответу: 1 вопрос анкеты — какую ассоциацию вызывает у вас слово «социально-педагогическая деятельность»? — контенты: никакую, работа с детьми, школа, общественно-обучающая деятельность, социальное воспитание личности. 2 вопрос анкеты — Как бы вы определили «социальный педагог — это»? Выделены следующие контенты: никак, специалист в области соц. педагогики, консультант, общественный педагог, специалист по работе с детьми. 3 вопрос — что такое технология работы социального педагога лично для вас? Выделены контенты: затрудняюсь ответить, принцип работы соц. педагога, общение с детьми, методика работы соц. педагога, совокупность методов и приемов работы соц. педагога. 4 вопрос — в чем цель социально-педагогической деятельности? Контенты:затрудняюсь ответить, воспитание и развитие детей, оказание помощи детям, позитивные изменения в человеке, решение проблем десоциализации. 5 вопрос — кто должен заниматься социально-педагогической деятельностью? Выделены контенты: затрудняюсь ответить; социальный педагог; человек, умеющий общаться с детьми; человек, разбирающийся в возрастной психологии; специалист, обладающий знаниями соц. педагогики. 6 вопрос — социальная адаптация подрастающего поколения — приоритетная задача России: так ли это на самом деле? Почему? Контенты: затрудняюсь ответить; нет, это не так; да, потому что дети должны научиться адаптироваться; да, потому что подростки склонны к аддиктивному поведению; да, так как подрастающее поколение — это будущее России. 7 вопрос — Какие проблемы социального воспитания особо актуальны для современной России? Выделены контенты: не вижу никаких проблем, проблемы духовно-нравственного воспитания, проблемы современных семей, проблемы девиантного поведения, отсутствие системы организации соц.воспитания.

В таблице 1 приведены результаты исследования по каждому вопросу в процентном соотношении. На рис. 1 приведены показатели правильных ответов на вопросы анкеты в целом для каждого факультета.

Таблица 1

Результаты исследования по каждому вопросу впроцентном соотношении

Вопрос/ факультет

ФКС

ФМФ

ИФ

ФИЯ

ФП

1 вопрос

4 %

8 %

12 %

4 %

44 %

2 вопрос

0 %

4 %

4 %

8 %

40 %

3 вопрос

0 %

8 %

4 %

8 %

36 %

4 вопрос

4 %

8 %

8 %

12 %

48 %

5 вопрос

4 %

12 %

12 %

16 %

52 %

6 вопрос

12 %

32 %

32 %

32 %

56 %

7 вопрос

4 %

20 %

12 %

16 %

32 %

Рис. 1. Процент правильных ответов на вопросы анкеты в целом для каждого факультета

Согласно математико-статистической обработке данных можно сделать следующие выводы: в зависимости от подготовки студентов на разных факультетах у них уже сформировано научное мировоззрение о социальном воспитании, о том, что в него входит и кто этим занимается. Например, студенты, приобретающие профессию по направлению «Физическое воспитание» мало осведомлены о том, что такое социально-педагогическая деятельность и не считают проблему социального воспитания подрастающего поколения приоритетной. Студенты факультета психологии, обучающиеся по направлениям «Педагогика и психология девиантного поведения» и «Психолого-педагогическое образование» наоборот более заинтересованы и более опытны в этом вопросе — 44 % правильных ответов в целом. Неплохую осведомленность о профессии социального педагога также показали факультет иностранных языков и физико-математический факультет (13,7 % и 13,2 % правильных ответов соответственно). Исторический факультет справился с задачей немного хуже — 12 % правильных ответов на каждый вопрос анкеты в целом.

Литература:

  1. Овчарова Р. В. // Справочная книга социального педагога. — М; Изд: ТЦ Сфера — 2004. — С.480.
  2. Щеткина И. А. Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ.
  3. Куличенко Р. М. Современная модель социального педагога как специалиста. Державинские чтения, 2001.
  4. Николаева И. С. // Профессиональная компетентность социального педагога. Мир науки, культуры, образования. № 4 (23) 2010.
  5. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011г.); Т.I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99–102.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, девиантное поведение, профессия, социально-педагогическая деятельность, анкета, контент, направление, педагогический институт, подрастающее поколение, социальное воспитание.


Ключевые слова

социальный педагог, профессия социального педагога, отношение студентов к профессии социального педагога

Похожие статьи

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Социальные представления о личности психолога у обучающихся, находящихся на различных стадиях профессионального самоопределения

Исследование посвящено социальным представлениям о профессии психолога на различных этапах профессионального самоопределения: поисковый период профессионального самоопределения и период уточнения социально-профессионального статуса. На основании опро...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок на готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности

В статье рассматривается проблема психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 100 студентов 4 курса ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и ту...

Похожие статьи

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Социальные представления о личности психолога у обучающихся, находящихся на различных стадиях профессионального самоопределения

Исследование посвящено социальным представлениям о профессии психолога на различных этапах профессионального самоопределения: поисковый период профессионального самоопределения и период уточнения социально-профессионального статуса. На основании опро...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок на готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности

В статье рассматривается проблема психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 100 студентов 4 курса ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и ту...

Задать вопрос