В последнее время в психолого-педагогической литературе часто поднимается вопрос об организации инклюзивного образования. На сегодняшний день оно является приоритетным направлением в области социального образования в большинстве развитых стран, включая Российскую Федерацию. Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), которые признаются равными в правах со всеми представителями социума в различных областях жизни, включая образование.
Известно, что право на образование было получено еще в XIX веке [1], но в области включенного обучения, как отмечают исследователи, российское образование делает первые шаги и признать их однозначно успешными пока нельзя, впрочем, как и активную деятельность зарубежных педагогов, опыт которых в этом направлении гораздо продолжительнее [8, с. 420]. Вопросы обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ на сегодняшний день являются составляющей Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) предусматривает формирование среды, учитывающей индивидуальные, возрастные, физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, обеспечивающей условия для успешной социализации и индивидуализации воспитанников. Задача инклюзивного образования сформулирована как обеспечение коррекции различных нарушений детей с ОВЗ, оказание им помощи в освоении образовательной программы, в социальной адаптации в условиях совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ и здоровых детей [9].
Основная цель ДОО в осуществлении инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разных стартовых позиций. Для этого должны быть выполнены определенные условия, в том числе: наличие детей с ОВЗ, родители которых готовы привести их в детский сад; наличие в штатном расписании соответствующих специалистов (логопеды, психологи, дефектологи); возможность дальнейшего развития профессиональных компетенций педагогов; психологическая готовность коллектива к инклюзии, согласие с основными ценностями, целями и методами инклюзивной практики; наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. К последним относят также и материальную среду — архитектурное пространство (особое проектирование для вновь строящихся детских учреждений [2, с. 105–112], использование педагогических возможностей архитектурной среды, в условиях которой воспитывается ребенок ежедневно [5, с. 38–40]. Инклюзивное образование опирается на изучение потребностей ребенка; характера и объема помощи для успешного развития и достижения образовательных результатов; на создание условий для удовлетворения его особых образовательных потребностей.
Инклюзивное образование имеет ресурсы, направленные на стимулирование равных прав воспитанников и их участие во всех аспектах коллективной жизни, развитие способностей детей, необходимых для коммуникации, общения, которое современные исследователи называют самым «слабым звеном» в «жизнедеятельности субъектов, общительность как индивидуальное свойство личности и само умение общаться теряет самостоятельное существование» [4]. Инклюзия предполагает, что человеческая ценность не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать, он имеет право на общение; все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе сверстников; для обучающихся достижение прогресса — это то, чего они могут, а не то, что не могут; разнообразие укрепляет все стороны жизни человека. Организация инклюзивного образования в ДОО предполагает в основе принципы: индивидуального подхода (выбор форм и методов работы с ориентацией на потребности конкретного ребенка, его возраста и способностей); поддержки самостоятельной активности ребенка; активного включения в образовательную деятельность всех воспитанников; междисциплинарный подход к определению методов и средств воспитания и обучения; вариативность в организации образовательного процесс; партнерское взаимодействие с семьями воспитанников; динамическое развитие образовательной модели детского сада [7, с. 207–208].
Коллективы ДОО испытывают определенные трудности в организации инклюзивного образования, что выражается в следующем: отсутствие в опыте педагогов работы с детьми с ОВЗ (проблемы кадрового обеспечения усложняются и общим характером отношения воспитателей и педагогов к модернизации и инновациям в образовании [3, с. 7–21; 10, с. 163–166]); в штатном расписании ДОО общеразвивающего вида не предусмотрены должности для специалистов по работе с детьми с ОВЗ, которым необходимо психолого-педагогическое сопровождение (квалифицированная медицинскую и коррекционная помощь); отсутствие лицензионной образовательной программы для особых детей; существуют проблемы толерантности и взрослых (родителей и воспитателей), и детей, когда речь идет о совместной пребывании детей с нормой и детей с ОВЗ в одной группе; ДОО общеразвивающего вида не имеют финансовой и методической основы для организации и ведения образовательной и воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ (преимущественно руководитель ищет внутренние резервы, детские сады предлагают детям с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывается специалистами и воспитателями группы, которую посещает ребенок); не каждый родитель ребенка с ОВЗ готов сотрудничать с педагогами ДОО, вместе развиваться и преодолевать трудности [6]. Задача ДОО состоит в обеспечении успешной адаптации своей деятельности к ребенку с ОВЗ через перераспределение имеющихся ресурсов, которые позволят активно участвовать в образовательном процессе всем его участникам, найти способы преодоления трудностей.
Таким образом, эффективность пребывания детей с ОВЗ в условия\х детского сада предполагает создание социальных и психологических условий сопровождения дошкольников, которые обеспечиваются факторами: качество ресурсов социальной среды для познавательного, физического, социального и эмоционального развития; готовность детей здоровых толерантно воспринимать сверстников с ОВЗ продуктивно взаимодействовать; способность педагогического коллектива обеспечить соответствующий психологический комфорт всем участникам образовательного и воспитательного процесса, совершенствовать свои профессиональные профильные навыки, быть готовыми к инновациям в области инклюзии. Кроме того, совместное обучение детей ставит целью всестороннее развитие всех воспитанников ДОО — и здоровых, и с ОВЗ, инклюзия исключает доминирование интересов одних детей над другими.
Литература:
- Адаевская Т. И., Плеханов И. П., Прыскина Е. А., Семашкин А. А., Чичканова Т. А., Ямашев В. М. История развития системы образования Поволжья. — Самара: Самарский госпедуниверситет, 1997. — 168 с.
- Желнакова Л. В. Эко-доминантная составляющая проектирования дошкольных учреждений инклюзивной направленности в условиях урбосреды [Текст] / Л. В. Желнакова, И. С. Родионовская // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2015. — № 4. — С. 105–112.
- Искрин Н. С. Менеджмент в образовании: системный подход [Текст] / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Образование и наука. — 2015. — № 1 (120). — С. 7–21.
- Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 4 (23), июль-август 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/42PVN414.pdf.
- Литвинова О. В. Архитектурное пространство города как художественная образовательная среда для детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Литвинова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 04 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 2 (3). — С. 38–40.
- Мочалова С. В. Инклюзивное образование в ДОО общеразвивающего вида // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/657229/.
- Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 205–208.
- Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. — 2012. — № 4. — С. 418–424.
- ФЦП: Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 гг. // Интернет-проект «Федеральные целевые программы России»: официальный сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/392/.
- Чичканова Т. А., Искрин Н. С. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163– 166.