Признание результатов неформального и спонтанного обучения: опыт Университета Честера (Великобритания) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреев, В. Н. Признание результатов неформального и спонтанного обучения: опыт Университета Честера (Великобритания) / В. Н. Андреев, Ж. Е. Фомичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32357/ (дата обращения: 17.10.2024).



В последние 30 лет в образовании стран Западной Европы наглядно просматривается тенденция к тому, чтобы рассматривать обучение не только как осуществляемое в традиционной модели - в классах и аудиториях с учителем или преподавателем - но и в рамках неформального или спонтанного образования - на рабочем месте или в процессе самообучения [3]. При неформальном обучении процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает человека на протяжении всей жизни, принимая разнообразные формы. Часто неформальное образование противопоставляется формальному, происходящему в рамках образовательных институтов и сопровождающемуся присуждением степеней и вручением дипломов.

С одной стороны, данная тенденция свидетельствует о том, что в обществе просматривается стремление к привлечению в образовательный процесс все большего количества населения в рамках программы образования в течение всей жизни - то есть к продолжению формального обучения после получения высшего образования. С другой стороны, в этой тенденции видится намерение расширить деятельность университетов за рамки традиционных научно-исследовательских и образовательных программ и в результате привлечь нетрадиционные источники финансирования для высшего образования [2].

Для того чтобы университеты отвечали все возрастающим образовательным потребностям взрослых учащихся, необходимо было переоценить многие основополагающие концепции. Такие концепции включают представление о том, как происходит овладение знаниями и каков механизм обучения. Кроме того, признание неформального и спонтанного обучения требует изменений институционального, административного и культурного характера. В западноевропейском высшем образовании существует несколько национальных моделей признания результатов неформального и спонтанного обучения. Самыми успешными являются французская и британская модели. Французская модель, в частности, применяется в Университете Западной Бретани (г. Брест, Франция), а британская модель наиболее успешно применяется в Университете Честера, Университете Дерби и Университете Миддлсекса. В данной статье мы остановимся на модели признания результатов неформального и спонтанного обучения, принятой в Университете Честера.

Университет Честера (TheUniversityofChester), расположенный на юго-западе Англии, был основан в 1839 г. как теологический и педагогический колледж. Начиная с 1980 г. все образовательные программы университета включают обязательные стажировки на рабочем месте. С 1990 г. в университете стало возможным получить перезачет части образовательной программы, основываясь на знаниях и умениях, полученных в ходе практической деятельности. В 1991 г. первые 25 студентов закончили процесс признания неформального образования, основанного на признании умений и знания, полученного в ходе осуществления практической трудовой деятельности.

Начиная с 1998 г. в Университете Честера стало возможным осуществить признание результатов неформального и спонтанного обучения, полученных в ходе осуществления трудовой деятельности лицами, не получившими высшее образование и вообще не посещавшими высшие учебные заведения. Понимая, что в отличие от обычных студентов, посещающих университет, для таких обучающихся необходимо осуществление совсем другого подхода, в университете было создано отдельное подразделение - Центр признания результатов обучения, полученных на рабочем месте (CenterforWork-BasedStudies). Сотрудниками данного центра были разработаны методика оценивания результатов неформального и спонтанного обучения и способы создания альтернативных образовательных траекторий, приводящих к получению степени бакалавра или магистра.

Данная методика применяется в соответствии с установленной в Университете Честера процедурой признания результатов спонтанного и неформального обучения. Данная процедура состоит из следующих основных этапов:

- собеседование в Центре признания результатов обучения с целью выяснения того, какие основания имеются у обращающегося для признания результатов неформального и спонтанного обучения (их формализации), а также определение уровня образования (6 или 7-ой), на который претендует обращающийся;

- составление заявки (claim), которая представляет собой расширенное аналитическое эссе, описывающее компетенции, умения и знания, которые были достигнуты обращающимся самостоятельно или в результате практического опыта работы; также могут быть предъявлены сертификаты о прохождении стажировок, семинаров, он-лайн курсов и т.д.;

- доработка заявки под руководством тьютора - сотрудника университетского Центра. Целью данного этапа является соотнесение опыта и полученных компетенций соискателя с существующими в университете учебными планами;

- определение доли учебного плана, которая может быть засчитана как пройденная в результате практического опыта работы у обращающегося для признания результатов неформального и спонтанного обучения;

- определение курсов, модулей и дисциплин, которые необходимо изучить для получения искомой степени.

По правилам, установленным в Университете Честера, соискателю может быть засчитано до 2/3 дисциплин учебного плана на основании предъявленных свидетельств (развернутое аналитическое эссе и сертификаты) имеющегося практического опыта работы. После прохождения определенных курсов и модулей, студент получает искомую степень.

Университеты Великобритании имеют право вручать свои собственные дипломы, поэтому название образовательной программы, по которой соискатель получает искомую степень (бакалавра или магистра), выбирает он сам, в соответствии с содержанием программы и своим практическим опытом. Примерами могут служить следующие названия степеней: "бакалавр в области руководства здравоохранением" (BachelorofArtsinLeadershipinHealthServices), "магистр в области улучшения городской среды" (MasterofArtsinUrbanRegenerationPractice) и т.д. Документы, подтверждающие степень, также содержат указание на то, что она получена как признание образовательных результатов практической деятельности.

При оценке аналитического эссе соискателя сотрудники Центра исходят из представления об уровнях образования и компетенциях, описанных в Дублинских дескрипторах и соответствующих данным уровням. Помимо этого, эссе должно содержать ссылки на прочитанную специальную литературу и, таким образом, сочетает в себе черты рефлексивного сочинения и научно-исследовательской работы.

Университеты континентальной Европы (в частности, Франции) применяют похожую модель признания результатов неформального и спонтанного обучения. В Университете Западной Бретани (г.Брест, Франция) используется похожая модель. Заметными отличиями ее, однако, являются: публичная процедура - устная презентация результатов обучения соискателем (для этого создается специальная комиссия), возможность перезачета всех дисциплин учебного плана и получения искомой степени без прохождения каких-либо дополнительных модулей.

В соответствии с рекомендацией Совета Европы [1] все университеты Европы с 2013 г. должны начать процесс признания результатов неформального и спонтанного обучения. Однако, как отмечается в литературе по данной теме [3, с. 7], указанный выше процесс в континентальной Европе только начинается и большинство европейских стран пока не имеют своей национальной стратегии в данной области.

В этой связи очень своевременным для Российской Федерации, также разрабатывающей свою стратегию в области признания результатов неформального и спонтанного обучения, является проект, осуществляемый рядом российских и западноевропейских университетов в рамках программы Темпус.

Литература:

  1. Council of Europe Recommendation on the validation of non-formal and informal learning - Official Journal of the Council of Europe, 398/1-398/5 - http://eur-lex.europa.eu/LexUriServe.do?uri=OJ:C:2012:398:0001:005:EN:PDF.
  2. Field, J. Lifelong Learning and the new educational order - Stoke-on-Trent: Trentham Books, 2006.
  3. Talbot, J. A Case Study in the Development of a Work-Based Learning and the Possibility of Transfer to Continental European Universities: The WBIS programmer at the University of Chester, England - University of Chester Press, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): спонтанное обучение, Университет Честера, высшее образование, признание результатов, рабочее место, университет, учебный план, британская модель, Западная Бретань, континентальная Европа.


Похожие статьи

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности младших школьников на примере зарубежного опыта (Дания)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

К проблеме моделирования программ неформального и информального образования

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении студентов колледжа

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи (из опыта работы)

Эффективность групповых методов психокоррекции и самовоспитания в работе с подростками (результаты исследования)

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества (из опыта работы)

Похожие статьи

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности младших школьников на примере зарубежного опыта (Дания)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

К проблеме моделирования программ неформального и информального образования

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении студентов колледжа

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи (из опыта работы)

Эффективность групповых методов психокоррекции и самовоспитания в работе с подростками (результаты исследования)

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества (из опыта работы)

Задать вопрос