В последние 30 лет в образовании стран Западной Европы наглядно просматривается тенденция к тому, чтобы рассматривать обучение не только как осуществляемое в традиционной модели - в классах и аудиториях с учителем или преподавателем - но и в рамках неформального или спонтанного образования - на рабочем месте или в процессе самообучения [3]. При неформальном обучении процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает человека на протяжении всей жизни, принимая разнообразные формы. Часто неформальное образование противопоставляется формальному, происходящему в рамках образовательных институтов и сопровождающемуся присуждением степеней и вручением дипломов.
С одной стороны, данная тенденция свидетельствует о том, что в обществе просматривается стремление к привлечению в образовательный процесс все большего количества населения в рамках программы образования в течение всей жизни - то есть к продолжению формального обучения после получения высшего образования. С другой стороны, в этой тенденции видится намерение расширить деятельность университетов за рамки традиционных научно-исследовательских и образовательных программ и в результате привлечь нетрадиционные источники финансирования для высшего образования [2].
Для того чтобы университеты отвечали все возрастающим образовательным потребностям взрослых учащихся, необходимо было переоценить многие основополагающие концепции. Такие концепции включают представление о том, как происходит овладение знаниями и каков механизм обучения. Кроме того, признание неформального и спонтанного обучения требует изменений институционального, административного и культурного характера. В западноевропейском высшем образовании существует несколько национальных моделей признания результатов неформального и спонтанного обучения. Самыми успешными являются французская и британская модели. Французская модель, в частности, применяется в Университете Западной Бретани (г. Брест, Франция), а британская модель наиболее успешно применяется в Университете Честера, Университете Дерби и Университете Миддлсекса. В данной статье мы остановимся на модели признания результатов неформального и спонтанного обучения, принятой в Университете Честера.
Университет Честера (TheUniversityofChester), расположенный на юго-западе Англии, был основан в 1839 г. как теологический и педагогический колледж. Начиная с 1980 г. все образовательные программы университета включают обязательные стажировки на рабочем месте. С 1990 г. в университете стало возможным получить перезачет части образовательной программы, основываясь на знаниях и умениях, полученных в ходе практической деятельности. В 1991 г. первые 25 студентов закончили процесс признания неформального образования, основанного на признании умений и знания, полученного в ходе осуществления практической трудовой деятельности.
Начиная с 1998 г. в Университете Честера стало возможным осуществить признание результатов неформального и спонтанного обучения, полученных в ходе осуществления трудовой деятельности лицами, не получившими высшее образование и вообще не посещавшими высшие учебные заведения. Понимая, что в отличие от обычных студентов, посещающих университет, для таких обучающихся необходимо осуществление совсем другого подхода, в университете было создано отдельное подразделение - Центр признания результатов обучения, полученных на рабочем месте (CenterforWork-BasedStudies). Сотрудниками данного центра были разработаны методика оценивания результатов неформального и спонтанного обучения и способы создания альтернативных образовательных траекторий, приводящих к получению степени бакалавра или магистра.
Данная методика применяется в соответствии с установленной в Университете Честера процедурой признания результатов спонтанного и неформального обучения. Данная процедура состоит из следующих основных этапов:
- собеседование в Центре признания результатов обучения с целью выяснения того, какие основания имеются у обращающегося для признания результатов неформального и спонтанного обучения (их формализации), а также определение уровня образования (6 или 7-ой), на который претендует обращающийся;
- составление заявки (claim), которая представляет собой расширенное аналитическое эссе, описывающее компетенции, умения и знания, которые были достигнуты обращающимся самостоятельно или в результате практического опыта работы; также могут быть предъявлены сертификаты о прохождении стажировок, семинаров, он-лайн курсов и т.д.;
- доработка заявки под руководством тьютора - сотрудника университетского Центра. Целью данного этапа является соотнесение опыта и полученных компетенций соискателя с существующими в университете учебными планами;
- определение доли учебного плана, которая может быть засчитана как пройденная в результате практического опыта работы у обращающегося для признания результатов неформального и спонтанного обучения;
- определение курсов, модулей и дисциплин, которые необходимо изучить для получения искомой степени.
По правилам, установленным в Университете Честера, соискателю может быть засчитано до 2/3 дисциплин учебного плана на основании предъявленных свидетельств (развернутое аналитическое эссе и сертификаты) имеющегося практического опыта работы. После прохождения определенных курсов и модулей, студент получает искомую степень.
Университеты Великобритании имеют право вручать свои собственные дипломы, поэтому название образовательной программы, по которой соискатель получает искомую степень (бакалавра или магистра), выбирает он сам, в соответствии с содержанием программы и своим практическим опытом. Примерами могут служить следующие названия степеней: "бакалавр в области руководства здравоохранением" (BachelorofArtsinLeadershipinHealthServices), "магистр в области улучшения городской среды" (MasterofArtsinUrbanRegenerationPractice) и т.д. Документы, подтверждающие степень, также содержат указание на то, что она получена как признание образовательных результатов практической деятельности.
При оценке аналитического эссе соискателя сотрудники Центра исходят из представления об уровнях образования и компетенциях, описанных в Дублинских дескрипторах и соответствующих данным уровням. Помимо этого, эссе должно содержать ссылки на прочитанную специальную литературу и, таким образом, сочетает в себе черты рефлексивного сочинения и научно-исследовательской работы.
Университеты континентальной Европы (в частности, Франции) применяют похожую модель признания результатов неформального и спонтанного обучения. В Университете Западной Бретани (г.Брест, Франция) используется похожая модель. Заметными отличиями ее, однако, являются: публичная процедура - устная презентация результатов обучения соискателем (для этого создается специальная комиссия), возможность перезачета всех дисциплин учебного плана и получения искомой степени без прохождения каких-либо дополнительных модулей.
В соответствии с рекомендацией Совета Европы [1] все университеты Европы с 2013 г. должны начать процесс признания результатов неформального и спонтанного обучения. Однако, как отмечается в литературе по данной теме [3, с. 7], указанный выше процесс в континентальной Европе только начинается и большинство европейских стран пока не имеют своей национальной стратегии в данной области.
В этой связи очень своевременным для Российской Федерации, также разрабатывающей свою стратегию в области признания результатов неформального и спонтанного обучения, является проект, осуществляемый рядом российских и западноевропейских университетов в рамках программы Темпус.
Литература:
- Council of Europe Recommendation on the validation of non-formal and informal learning - Official Journal of the Council of Europe, 398/1-398/5 - http://eur-lex.europa.eu/LexUriServe.do?uri=OJ:C:2012:398:0001:005:EN:PDF.
- Field, J. Lifelong Learning and the new educational order - Stoke-on-Trent: Trentham Books, 2006.
- Talbot, J. A Case Study in the Development of a Work-Based Learning and the Possibility of Transfer to Continental European Universities: The WBIS programmer at the University of Chester, England - University of Chester Press, 2016.