Национальный танец хака как отражение национальной культуры Новой Зеландии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бобкова, А. А. Национальный танец хака как отражение национальной культуры Новой Зеландии / А. А. Бобкова, С. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32359/ (дата обращения: 16.11.2024).



Издавна люди отдавали большое предпочтение танцам, в особенности ритуальным. Это связано с тем, что именно в этом виде искусства наиболее полно, эмоционально выражаются мысли, чувства танцующих, их представления о мире, в котором они живут. Нельзя не отметить и тот факт, что ритуальные танцы исполняются под музыку определенного ритма, в него включены особые ритмичные движения, выполняющие ту или иную функцию в танце. В большинстве случаев ритуальный танец сопровождается пением, большую роль играет мимика. Танцующие тщательно подбирают костюмы, начиная от цвета и заканчивая аксессуарами. При этом достаточно часто используются природные материалы. В толковом словаре дается такое определение существительного «танец»:

  1. Искусство пластических и ритмических движений тела;
  2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений;
  3. Множественное. Увеселительное собрание, вечер, на котором танцуют.

Эта статья затрагивает одну из популярных в наши дни старинную традицию аборигенов Новой Зеландии – Хака. Что же такое Хака? Это целый ритуал, боевой танец новозеландских маори сочиненный рангатирой (титул вождей с 19 века и по сегодняшний день, наследственных среди народа маори в Новой Зеландии). Капа Хака (полное название танца) – это древний яростный ритуальный боевой танец, исполняемый в крайней степени экспрессии, с дикой и неистовой, практически животной страстью. Воины племени майори исполняли его перед боем. По замечаниям искусствоведов, ученых-историков, на основании изучения различных источников, известно, что он вводил их в такое состояние, что в битве их не брало никакое оружие, враги их слепли и глохли, сила их становилась нечеловеческой, как будто многие поколения давно ушедших, но призванных Хакой и восставших из могил воинов, вселялась в тех, кто исполнял этот танец, и остановить их не могло уже ничто. Ужимки, гримасы, высунутые языки, выпученные глаза – внешние атрибуты также обладают невероятной силой. Они заставляли притихнуть врагов, вселяли в них тревогу и напряжение и буквально наводили ужас. Но спустя некоторое время этот танец приобрел другое, совершенно противоположное назначение: Хаку стали использовать и в мирных целях, рассказывая посредством ее о маорийских традициях и верованиях.

Сегодня существует много различных версий этого традиционного танца: это не только мужской танец, сопровождаемый недружелюбными выкриками, исполняемый в крайней экспрессии, но и есть его женское направление. Женская Хака сочетает в себе исполнение танца с замысловатыми движениями и жонглирования шаров на веревках. Хака в исполнении женщин намного спокойнее, чем мужская. В современном мире из чисто военного танца Хака переродилась в ритуальный и стала визитной карточкой Новой Зеландии, национальной команды по регби. Изменяется и мотив нынешнего исполнения танца: это средство и способ для новозеландцев мысленно собраться и настроиться, забыть обо всем, что не касается игры. Современная Хака – это не средство для устрашения врагов, в нем выражается желание спортсменов стать победителями, защитить и отстоять честь своей страны. О том, что новозеландцы собираются делать с противником, красноречиво говорит один из жестов Хаки: движение ладони, перерезающее горло.

Рис. 1. Движения.

Исполнение Хака в Новой Зеландии предваряет торжественные мероприятия, используется на приемах, исполняется учащимися образовательных учреждений. Большая часть школ этой страны имеют свои собственные, не похожие друг на друга Капа Хака группы, а некоторые из них даже организовали школы Хака, в которых занимаются все без исключения обучающиеся в данных учреждениях девочки.

Интересен текст ритуала, один из примеров которого мне хочется привести в своей работе. Перед тем, как начать Хака, ведущий обычно призывает к вниманию:

Taringawhakarongo!
Kia rite!
Kia rite!
Kiamau!
Hī!

Слушайте все!
Будьте готовы!
Соберитесь!
Крепко держитесь!
Аха!

После этого исполняется сам текст:

Ka mate, ka mate! kaora! kaora!
Ka mate! ka mate! kaora! kaora!
Tēneitetangatapūhuruhuru
Nānaneiitikimaiwhakawhititerā
Ā, upane! kaupane!
Ā, upane, kaupane, whititera!
Hī!

Это смерть, это смерть! Это жизнь, это жизнь!

Я мертв, я мертв! Я жив, я жив!

Вот он, абсолютный сверхчеловек

Кто подарил сияющее солнце

Вместе! Держитесь вместе!

Сделай шаг вверх, вверх до конца, солнце сияет!

Аха!

В спортивном мире предматчевое исполнение Хаки игроками Новой Зеландии, стало достоянием мировой спортивной культуры. Такие сборные, как Фиджи или Самоа, исполняют свои танцы. Может быть, это модное направление станет в будущем обязательным атрибутом любых спортивных мероприятий. Об этом свидетельствует широкое распространение Хаки. Высшая школа Euless Trinity штата Техас обычно исполняет Хаку до и после каждой своей спортивной игры. Оркестр Walter Hines проводит ритуал Хака в конце первого тайма во время каждого футбольного матча как вызов противостоящей группы футбольной команде. Тренер Шон Каллахан из средней школы Armwood штата Флорида решил принять Хака для игроков своей команды в начале каждой игры. Цель этого нововведения заключается в том, чтобы показать свою смелость противнику, а также единство и общее желание игроков команды выиграть еще один чемпионат штата. FederalWayHighSchool островов Тихого океана исполняет Капа Хаку каждый год во время проведения крупномасштабных не только спортивных, но и культурных мероприятий.

Нельзя не отметить и тот факт, что Хака занесена в книгу рекордов Гиннесса. На странице 88 упоминается, что 3 сентября 2005 года 2200 человек «совершили» самую большую Хака на площади Федерации Австралийского города Мельбурн.

20 миллионов просмотров были зафиксированы в 2016 году пользователями Интернет. Люди не смогли остаться равнодушными к видео, на котором был представлен танец маори на свадьбе Aaliyah and Benjamin Armstron. Невеста сказала, что Хака была исполнена в знак уважения со стороны шафера будущего мужа, а не с целью запугать семью, как это комментировали в социальных сетях. Почти три минуты длился этот видеоролик, который закончился очень ярко, эмоционально, что и привлекло такой массовый просмотр.

Такое широкое использование Хака в культуре Западных стран свидетельствует о том, что традиционный танец маори не теряет своей актуальности в современном мире. Исполнение ритуала свидетельствует о том, что Хака является неотъемлемой частью современной культуры, а также, по мнению исполнителей и участников Хаки, подтверждает важность и значимость проводимых общественных мероприятий.

Литература:

  1. Хака // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хака (дата обращения: 27.04.2016).
  2. Хака // dagich. URL: http://www.dagich.ru/post177497845 (дата обращения: 27.04.2016).
  3. Ка-матэ́ или Хака – традиционный танец // ayurvedaplus. URL: http://www.ayurvedaplus.ru/articles/29888/253142/ (дата обращения: 27.04.2016).
  4. Хака новозеландских регбистов // sports. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/danablog/49863.html (дата обращения: 27.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Зеландия, движение, современный мир, танец.


Похожие статьи

Танец как часть исторической культуры нации

Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников

Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников

Армянские этнические танцы как способ сохранения культурного наследия армян

Местное содержание политики, развития человеческого капитала и устойчивого повышения эффективности бизнеса в нигерийской нефтяной и газовой промышленности

Новогодний праздник Сагитё и японская фольклорная традиция

Развитие музыкальной индустрии как атрибута бренда развивающихся стран

Концепция «кокутай» как основа национального самосознания Японии

Распространение английского языка в Китае

Традиционный праздник Мехржон в контексте современной зрелищной культуры Таджикистана

Похожие статьи

Танец как часть исторической культуры нации

Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников

Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников

Армянские этнические танцы как способ сохранения культурного наследия армян

Местное содержание политики, развития человеческого капитала и устойчивого повышения эффективности бизнеса в нигерийской нефтяной и газовой промышленности

Новогодний праздник Сагитё и японская фольклорная традиция

Развитие музыкальной индустрии как атрибута бренда развивающихся стран

Концепция «кокутай» как основа национального самосознания Японии

Распространение английского языка в Китае

Традиционный праздник Мехржон в контексте современной зрелищной культуры Таджикистана

Задать вопрос