Многие ученые и педагоги, уделяли внимание развитию речи детей с раннего возраста. Понятие развития речи детей в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО), предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Ученые относят педагогическую систему М. Монтессори к тем немногим, которые не только не потеряли актуальности, но и укрепили свои позиции в современном педагогическом пространстве [4, с. 77–78]. «Помоги мне это сделать самому» — таков девиз методики М. Монтессори. В каждом ребенке она отмечала индивидуальность и неповторимость, была убеждена, что в ребенке природой заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. Родителям и педагогам нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть уголек в топку его ума», т. е. создать развивающую социальную и предметную среду, предоставив соответствующие объекты для изучения; не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит [1].
М. Монтессори выделяла задачи воспитания: биологическую сущность воспитания обеспечивает закономерный процесс развития здорового ребенка или возможный прогресс развития при тех или иных нарушениях здоровья; социальная цель считается достигнутой, если ребенок, проходя через этапы роста и развития, во взрослом состоянии адаптирован к существованию в социальной среде. Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, «бессознательно и неустанно» [2]. М. Монтессори сравнивает мышление ребенка с губкой, впитывающей воду [1].
Важно учитывать особенности развития ребенка в каждый из сензитивных периодов. Понятие «сензитивные периоды» является у М. Монтессори одним из ключевых для представления процесса развития ребенка. Наиболее полная характеристика сензитивных периодов развития ребенка дана в книге М. Монтессори «Секрет детства» (Милан, 1950) [5]. К основным сензитивным периодам относятся: период развития речи (0–6 лет); период восприятия порядка (0–3 года); сенсорного развития (0 — около 5,5 лет); восприятия маленьких предметов (1,5–2,5 года); развития движений и действий (1–2,5 года); развития социальных навыков (2,5–6 лет). Соответственно, ребенок в ходе каждого этапа развития адаптируется к социальной среде. Он обучается через действия и приобретаемый опыт.
Дети должны развиваться в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Одним из наиболее эффективных способов развития речи детей является дидактическая игра. Все действия организуются в игровой форме, используя сухой бассейн с резанным поролоном, шариковый сухой бассейн, сенсорные дорожки. В зарядке обязательно присутствует мотивация: «Помочь медвежонку», «Разбудим солнышко». Полюбились детям зарядка «По страницам сказки…», где они встречаются с героями сказок «Колобок», «Теремок». В принципе, фольклорная тематика близка детям в силу возрастных особенностей и в современных условиях, когда развитие ребенка идет в многонациональном пространстве [3, с. 118]. Одно из любимых занятий детей — исследование «морских глубин»: «ныряния» с лодки, чтобы увидеть морскую звезду, акулу. Слова в сочетании с действиями позволяют заинтересовать детей, создать радостное настроение.
Пример «Веселых зарядок для малышей»: Ищет курочка цыпляток, (маршируем на месте)/ Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (Повороты вправо и влево)/ Где же вы мои цыплятки, (машем вытянутыми вверх руками)/ Не ходите далеко! (Руки на пояс, поднимаемся на цыпочках)
Для детей создается зона, где упражнения способствуют установлению причинно-следственных связей, развитию движений кисти руки и переходу от действия к деятельности [2]. Последний — «маркер» конкретного периода в развитии мышления дошкольника: переход от присвоения внешнего порядка действий к перенесению его в умственный. Прежнее совершение действий ради них самих меняет цель: теперь они — составляющая более сложного навыка. Мотивация поддерживается разнообразием сенсорных впечатлений: звуками, цветом, формой. Постепенно усваиваются и способы работы: поиск пары, построение ряда. Оборудование и материалы М. Монтессори для таких упражнений доставляют удовольствие детям, вызывают интерес и желание работать.
В процессе сенсорного воспитания идет целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. В период раннего детства ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информацию о мире ребенок получает через тактильные ощущения, запахи, (прикосновения мамы). Затем более важными источниками информации становятся зрение и слух. Все это влияет усвоение сенсорных эталонов, на развитие словарного запаса ребенка.
В практике ДОО используются различные зоны для деятельности. Зона упражнений с сыпучими материалами отвечает возрастному интересу ребенка к мелким предметам [2], что объясняется процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих одновременно за сенсомоторное и речевое развитие. Ребенок осваивает последовательно процессы анализа и затем синтеза. Успешность процессов обеспечивается через осмысление и занимательность предлагаемых форм деятельности. Дети 1,5–3 лет манипулируют с мелкими предметами, сортируют их, пересыпают ложкой, просеивают, перекладывают бобы из одной емкости в две маленькие и т. д. Все это позволяет детям приобрести навыки: координированная работа руки и глаза, координированная работа обеих рук, осуществление «пинцетного захвата» большим и указательным пальцами, точные движения кисти и т. д. Зона упражнений с водой, которая отделена от первой зоны, имеет терапевтический эффект: развивается мелкая моторика, снимается повышенная возбужденность. Ребенок знакомится со свойствами воды: холодная, горячая, прохладная; льется, струя, сильный напор.
Эффективность использования в работе методики М. Монтессори доказана богатой практикой нашего детского сада: у детей младшего дошкольного возраста речь развивается активнее, словарный запас расширяется, высказывания приобретают логичность и последовательность.
Литература:
- Богданова В. Г. Индивидуальные особенности детей // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey.
- Богданова В. Г. Программа группы «Вместе с мамой» для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающей с использованием Монтессори метода // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/24/programma-gruppy-vmeste-s-mamoy-dlya-detey-ot-8-m-do-3-let.
- Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 117–119.
- Репринцева Г. А. Совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори // Инновации в науке. — 2011. — № 5–2. — С. 106–112.
- Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.