Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей. Реформы в сфере образования в нашей стране имеют все более гуманистическую направленность. Согласно статье 5 Федерального закона «Об образовании» [5] — в целях реализации права каждого человека на образование создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это инклюзивное образование. Научная проработка проблем, которого реализуется в государственной программе «Доступная среда», направленной на создание в школах условий для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ.
Соответственно, очень важно чтобы дети принимающей стороны были готовы к этому событию. На наш взгляд крайне важно усилить внимание проблеме толерантности как терпимости у детей, имеющих нормальное развитие к людям, детям с ОВЗ и инвалидностью.
В современной психологии образования актуальной является проблема толерантности — важного качества, которое обеспечивает эффективность инклюзивного образования. Важно усилить внимание к формированию толерантности как терпимости, ведущим механизмом которой является принятие — способность к пониманию другого, умение замечать и откликаться на его эмоциональные переживания. Для более эффективного формирования толерантности важно учитывать ее взаимосвязь с процессами психической регуляцией личности, поскольку она является своего рода «вертикалью», структурирующей различные качества личности [3].
Опираясь на исследования Г. У. Солдатовой [4], Т. Н. Гущиной [1], мы разработали программу занятий «Формирование толерантности у детей, имеющих нормальное развитие к людям с ОВЗ и инвалидностью» (далее коррекционная программа).
Цель исследования:оценить возможное влияние типа психической регуляции личности (понимаемой через конструкт «автономность–зависимость» [3]) на способность к формированию толерантности у учащихся.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что изменение уровня толерантности будет зависеть от типа психической регуляции личности — в группе «зависимых» субъектов толерантность повышается значимо выше, в сравнении с группой «автономных» субъектов. Также мы предположили, что целенаправленное и систематическое использование занятий коррекционной программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ОВЗ и инвалидностью.
Методика и процедура исследования
Исследование проводилось на базе школ г. Ярославля. В качестве испытуемых приняло участие 263 школьника — учащиеся 7 и 8 классов (135 девочек и 128 мальчиков).
Методики: опросник «автономности-зависимости» для подростков (13–15 лет) [3]; экспресс-опросник «Индекс толерантности» [4].
План исследования: использовалась двухфакторная схема планирования. Внутригрупповой фактор «Повторное измерение» — обследование испытуемых до начала занятий, после их окончания и отсроченный замер (спустя 2 месяца). Межгрупповой фактор «Группа испытуемых» — принадлежность испытуемых к группе «автономных» и «зависимых» субъектов оценивалась по опроснику «автономности-зависимости» Г. С. Прыгина [3].
Процедура: по результатам предварительного тестирования учащиеся были разделены на 3 группы — «автономные», «зависимые», «смешанные». В соответствии с гипотезой исследования, интерес представляют группы «автономных» и «зависимых» субъектов — данные этих испытуемых будут анализироваться. Со всеми учащимися было проведено 12 групповых занятий, включающих элементы психологического тренинга, деловые и ролевые игры.
Учащимся предлагались различные задания:
групповая дискуссия после теоретических занятий, направленная на понимание обучающимися людского многообразия;
работа в группе с различными творческими заданиями;
подвижные игры в команде, направленные на сплочение коллектива.
Обработка данных и статистический анализ результатов проводился в системе IBM SPSS 22.0. Использовались процедуры t-критерия Стьюдента для независимых выборок и двухфакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, процедура ОЛМ-повторные измерения.
Результаты
Результаты дисперсионного анализа обнаружили статистически достоверный эффект фактора «Повторного тестирования» на изменение величины индекса толерантности (F(1,261)=149,545, р=0,000). На рис. 1 представлены изменения индекса толерантности в группах «автономных» и «зависимых» субъектов до начала занятий, после их окончания и спустя 2 месяца. Видно, что индекс толерантности увеличился после повторного тестирования и после отсроченного замера статистически достоверно не угасает.
Фактор «Группа испытуемых» оказал статистически значимое влияние на изменение индекса толерантности (F(1,261)=2,874, р=0,091). Изменение индекса толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с испытуемыми группы «автономных» субъектов.
Установлен высоко достоверный эффект совместного влияния этих двух факторов на изменение в двух группах индексов толерантности (F(1,261)=36,733, р=0,000).
Результаты дисперсионного анализа обнаружили отсутствие эффекта фактора «Отсроченного тестирования» на изменение величины индекса толерантности по сравнению с предыдущим замером (F(1,261)=1,658, р=0,199). Это значит, что занятия коррекционной программы оказали эффект на изменение индекса толерантности, и он статистически достоверно не угасает.
Рис. 1. Величины индексов толерантности в группе «зависимых» субъектов (сплошная линия) и «автономных» субъектов (пунктирная линия) в трех последующих замерах.
Обсуждение
Выдвинутое нами в качестве гипотезы предположение о том, что изменение уровня толерантности будет зависеть от типа психической регуляции личности — подтвердилось.
Действительно, изменение уровня толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с группой «автономных» субъектов. Поскольку «зависимым» субъектам в силу своих личностных особенностей проще подстроиться под внешние требования, в регуляции своего поведения они опираются на «внешнюю стимуляцию», на внешние условия и требования. Деятельность же «автономных» субъектов основана на «внутренней стимуляции», на доминирующем учете внутренних, субъективных факторов. Эти данные эмпирические подтвердили взгляды Г. С. Прыгина на континуум психической регуляции личности [3].
Результаты исследования подтвердили предположение, что целенаправленная и систематическая реализация коррекционной программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ОВЗ и инвалидностью.
Действительно, укрепление толерантности на целенаправленно организованных занятиях может быть эффективным. Эмпирические данные подтвердили предположения Г. У. Солдатовой о формировании толерантной личности [4] о том, что это возможно через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих подростку жить в мире и согласии с собой и другими. На занятиях мы создали условия для многократной отработки учащимися таких навыков, как позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, корректировки самооценки, самоутверждения, самопознания своего «Я» и «Я» среди других. Через приобретение полезного и жизненно необходимого опыта, который подросток получает в процессе групповой работы, понятие толерантности наполняется не абстрактным, а конкретным личностным смыслом, и только так оно может стать реально действующим конструктом, определяющим поведение человека.
Более того, эффект занятий коррекционной программы на изменение индекса толерантности статистически достоверно не угасает, спустя 2 месяца после окончания занятий.
Результаты выполненного нами эмпирического исследования позволяют надеяться, что дальнейшее использование предложенных нами занятий коррекционной программы или аналогичных психологических технологий может и должно быть перспективным в воспитании детей и построении инклюзивной культуры образовательной организации. Это задача для педагогов, психологов, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций, которые могут и должны попытаться внести свою лепту в процесс формирования гуманной толерантной личности при помощи специальных психологических технологий. При этом важно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся такие как, ригидность личности, которая характеризуется затрудненностью в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки [2].
Литература:
- Гущина Т. Н. Я и мои ценности: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. — М.: АРКТИ, 2008. — 128 с.
- Кашапов М. М. Когнитивные основы формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования / М. М. Кашапов, А. А. Волченкова // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2015. — Т. 25. — Вып. 4. — С. 75–80.
- Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: Монография. — Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. — 408 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Разные, но равные: большие психологические игры / Под редакцией Г. У. Солдатовой. — М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — 336 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе».