В настоящее время в России одним из главных факторов, необходимых для осуществления поступательного конкурентного развития в экономической сфере является получение и прикладное применение результатов интеллектуального труда.
В нашем государстве долгое время сфере развития авторских правоотношений не придавалось необходимого значения. Причиной тому послужили особенности развития отечественной государственности. Фактически результаты творческой деятельности являлись монополией государства.
В современных условиях в России только начинает складываться институт авторского и смежного права с полноценной правовой защитой, формируется понимание значения данной отрасли.
Появление авторства и его развитие как правового института является показателем прогресса государственно-правовой системы. Анализ развития отечественной правовой системы позволяет утверждать, что авторские правоотношения формировались в России в результате нормативного регулирования интеллектуальной деятельности. Особенностью развития авторского права в России в сравнении с зарубежными государствами является его короткая история. При этом общим аспектом развития отечественного и зарубежного авторского права является связь с эволюцией книгопечатания. В тоже время другой ключевой особенностью развития авторского права в России является рассмотрение правоотношений данной сферы в качестве специфических отношений собственности. Следствием этого явился тот факт, что интересы автора учитывались в гораздо меньшей степени, чем интересы издателя.
Процесс формирования отечественной правовой доктрины авторского права берет свое начало в начале XIX в. С оформлением авторского права как самостоятельной правовой отрасли получают развитие несколько точек зрения относительно правовой природы правоотношений, составляющих его содержание.
Некоторые ученые относили права авторов на произведения к категории вещных прав, т. е. основывали институт на началах собственности. По их мнению, основанием собственности служил труд, к которому можно применить все принципы собственности — безусловность, неограниченность, бессрочность.
Представители другой точки зрения утверждали, что авторское право «совершенно особенное имущественное право» и представляет собой монополию автора на издание и продажу своего произведения.
Другая теория признавала авторское право личным правом, а контрафакцию — неправомерным явлением к личности автора, его достоинству и чести.
В конце XIX в. — начале XX в. возобладало мнение о том, что авторское право является самостоятельным институтом гражданского права. Таким образом, отсутствие единой точки зрения относительно авторского права и правоотношений, связанных с его реализацией, определило противоречивость регулирования данной сферы в рамках отечественной правовой системы.
Тем не менее, именно XIX в. можно считать отправной точкой авторского права как самостоятельной подотрасли права. В первую очередь, это нашло свое отражение в появлении целого ряда специальных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области авторства, связанные с изданием и использованием произведений. В этих актах, регламентирующих вышеуказанные отношения, прослеживается наличие системных взаимосвязей между ними, и как следствие — завершение оформления авторского права в подотрасль системы гражданско-правового регулирования.
Начало XX в. характеризуется как новый период в развитии авторского права в России. Оформление новой доктрины авторского права осуществлялось под влиянием следующих обстоятельств:
- развитие революционного процесса побуждало правительство использовать авторские правоотношения для подавления общественного недовольства. Авторское право было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати с целью контроля за распространением «вредных идей»;
- права автора на произведения воспринимались в качестве естественного последствия наличия правовой связи автора с ним.
Появление 15 марта 1911 г. Положения об авторском праве как кодифицированного акта в этой сфере ознаменовало собой оформление авторского права как самостоятельного института.
Динамика развития авторского права в советский период обусловлена последовательным изменением социально-экономической ситуации, а также руководящей идеи регулирования данной сферы. Главной характеристикой правового регулирования авторского права в советской России являлось «фактическое непризнание частной интеллектуальной собственности при одновременной констатации приоритета общественной». Т. е. регулирование сферы авторского права осуществлялось в строгом соответствии с социалистической идеологией. В соответствии положениями нормативно-правовых актов в советское время права авторов, а также их наследников, существенно ограничивались, позволяя признать любое произведение достоянием государства. Данная концепция правового регулирования существовала вплоть до 1920 г.
Реализация новой экономической политики, означающую либерализацию социально-экономических отношений, позволила вновь рассматривать авторское право в качестве имущественного права. Данное понимание было закреплено в Основах гражданского законодательства. Указанный документ содержал следующие основные положения, касающиеся авторского права:
− для авторского права был отведен пожизненный срок его реализации. После смерти автора право на его произведение сохранялось в течении 15 лет;
− субъектами права признавались как советские граждане, так и иностранцы;
− регламентировались исключительные права автора по выпуску, воспроизводству и распространению своего произведения. Вместе с тем предусматривалась возможность принудительного выкупа права авторства государством;
− допускалась возможность отчуждения авторского права третьим лицам в соответствии с требованиями издательского договора;
− в законодательстве существовала регламентация случаев, которые не могли рассматриваться в качестве нарушения авторского права.
Существенная либерализация советского авторского права была ознаменована присоединением СССР в 1973 году ко Всемирной Конвенции об авторском праве. С этого времени правовое регулирование авторских правоотношений не претерпела существенных изменений вплоть до распада Советского Союза.
Крушение СССР создало новые условия для дальнейшего развития правоотношений в сфере авторского права. После образования Российской Федерации можно выделить два этапа для оценки нормативно-правового регулирования данной сферы. Первый этап целесообразно ограничивать 1990-ми годами. В этот период были заложены основы, по которым результаты интеллектуальной собственности воспринимались в качестве частной, в виде объектов рыночных отношений. Данный факт отразился и на нормотворческой деятельности. Вскоре появилось большое количество нормативных актов различного уровня, регулирующих сферу авторского права. Но законодательство, регламентировавшее авторское право на этапе становления государственности Российской Федерации, несмотря на принятие нормативно-правовых актов, имеющих очевидное прогрессивное значение, оставалось разрозненным и несистематизированным.
Вышеуказанный фактор обусловил перестройку концепции правового регулирования института авторского права. Хронологически она была осуществлена в 2008 году и связана с введением в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный нормативно-правовой акт ввел легальное определение «интеллектуальная собственность», под которой понимается совокупность прав, включающих исключительные имущественные права и личные права на результаты интеллектуальной деятельности.
В принятой IV части Гражданского кодекса Российской Федерации и других его частях около 600 статей применимы к интеллектуальной собственности и, в частности, к авторскому праву. Первая группа этих статей состоит из тех, в которых прямо упоминается понятие «интеллектуальная собственность». Во второй группе статей нет прямого упоминания интеллектуальной собственности, но они могут быть использованы для регулирования общественных отношений в этой сфере.
На современном этапе также уточнено понятие «смежные права». Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. Например, на сообщение в эфир, сообщение по кабелю, воспроизведение записи исполнителя, распространение записи исполнителя путем продаж, публичное исполнение записи исполнителя, прокат оригинала.
В рамках действующего законодательства получила дальнейшее развитие правовая регламентация авторских правомочий. Личные неимущественные права принадлежат авторам (соавторам), чьим творческим трудом создан объект интеллектуальной собственности. Граждане, не внесшие творческого вклада в создание объекта, т. е. оказавшие только организационное или иное содействие, авторами не признаются.
Современное законодательство четко определяет и способы защиты авторских прав и процессуальный порядок их практической реализации.
Таким образом, завершая характеристику эволюции института авторского права в России, необходимо отметить, что фактически только с момента введения в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации можно констатировать окончательное оформление данного правового института.
Литература:
1. Доцик Н. Н. Авторское право в России (XVIII — начало XX вв.) Автореферат дисс. к. ю. н. / Н. Н. Доцик. — М., 2008.
2. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук / А. В. Калинин. — М., 2000.
3. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Постатейный / Э. П. Гаврилов, В. И. Еременко. М.: Экзамен, 2009.
4. Давыдова Н. А. Правовое регулирование авторского права в России в 1917-1928 гг. / Н. А. Давыдова // Ученые записки Орловского государственного университета. — № 5 (55). — 2013.
5. Гражданское право: учебник: в 3 томах / И. А. Андреев, И. З. Аюшеева, А. С. Васильев и др.; под ред. С. А. Степанова. — М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2011.