XXI век — это эпоха информационных технологий и компьютерных сетей. В настоящее время существует большое количество сайтов, Интернет-энциклопедий, несущих большие объемы информации. В образовательном процессе с помощью компьютерных сетей существует такое понятие, как дистанционное образование. Оно представляет собой ведение диалогов в онлайн-режиме с помощью электронной почты, скайпа. Благодаря этому, учащийся и преподаватель могут общаться в любое удобное для них время, находясь на расстоянии, даже в разных городах, странах [2, с. 108–118].
В силу указанных причин, одной из важных задач современной философии науки, согласно В. А. Лекторскому [3], становится выявление влияния сетевых технологий на современное общество, а также на формирование личности и ее поведение в окружающей социальной реальности. В школах с помощью компьютерных технологий ведутся такие дисциплины, как информатика и программирование, также проходят кружки в компьютерных классах, интернет-тестирование. В процессе занятий учащиеся выполняют задания на компьютерах, потом, сохраняя результаты, отправляют преподавателю по электронной почте, после чего получают ответ, где указаны замечания по работе и что необходимо исправить, чтобы получить хорошую оценку. Также с помощью табличного редактора Excel можно решать задачи, записав в строке команд соответствующие формулы. Кроме того, во время занятий по программированию используются технологии, благодаря которым пишется программа на каком-либо языке и в процессе запуска она выдает результат, либо показывает, где была допущена ошибка, из-за которой программа не работает. Интернет-тестирование чаще всего заменяет контрольные мероприятия. Пройдя его, обучающийся получает оценку сразу. Существуют электронные дневники с заранее записанными домашними заданиями. Кроме того, различные родительские собрания также проводятся с помощью различных презентаций.
Посредством дистанционного образования ведется обучение в институтах и колледжах как по очной, так и по заочной формам обучения. Преподаватель создает сайт, на котором выкладывает свои лекции, семинарские занятия, домашние задания, вопросы к коллоквиумам и экзаменам. Студенты очной формы обучения могут просматривать материал заранее, а во время занятий задавать вопросы по тем моментам, которые были непонятны (материал лекции, решение задачи и т. д.). «На каждом семинаре предлагается разбирать задания, выполненные учащимися, объяснять возникшие трудности, проводить дискуссии по проблемным вопросам, соответствующим теме семинара. При этом необходимо проводить индивидуальную работу с каждым учащимся (замечания и комментарии по выполненным заданиям, объяснения, ответы на вопросы и т. п.) Все остальные учащиеся как бы «присутствуют» на занятиях и могут принимать активное участие в обсуждении, высказывая свое мнение» [1, с. 77]. Однако при самостоятельном изучении могут возникнуть вопросы, связанные с непониманием материала или незнанием каких-то понятий. В таких случаях студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю, написав ему на электронный адрес или позвонив по скайпу. У студентов заочной формы обучения занятия проходят в онлайн-режиме, контрольные мероприятия и семинар в виде тестовых заданий, однако сессии, государственные экзамены и защиты дипломов сдаются очно.
В аспирантуре сетевые технологии позволяют дистанционно участвовать в конференциях, подавать тезисы докладов и статьи для публикации, обмениваться материалами с заинтересованными коллегами, подбирать интересующий тематический материал, работать в электронных библиотеках, слушать on-line лекции ведущих мировых ученых, принимать участие в вебинарах по тематике проводимого исследования.
В XXI веке образование является главным условием развития человечества. Образовательная парадигма, ориентированная на человека, учитывает необходимость обеспечения насущных потребностей личности и решение глобальных проблем человечества. Согласно данной парадигме, подобный тип общества может формироваться только на основании саморазвития личности в рамках научной деятельности и непрерывного образования. Его основу составляет объединение естественнонаучного, технического и гуманитарного знания с мультимедийными технологиями для достижения нового качества образованности личности и, как результат, удовлетворения более высоких требований к интеллектуальным параметрам работника.
Литература:
- Даниелян Н. В. Информационное общество — сетевое общество — «общество знания». — М.: ИИУ МГОУ, 2014. — 112 с.
- Джиган М. В. Сопоставление образовательного процесса в сетевом обществе и «Обществе знания» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2015. — № 1. — Т. 2. — С. 108–118.
- Лекторский В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии. — 2010. — № 8. — С.30–34.