Развитие личности, согласно концепции С. Л. Рубинштейна, проходит в общем контексте «жизненного пути» индивида [2]. Б. Г. Ананьев определял жизненный путь индивида как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения», жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе [3, с. 169–208]. Исследованию личностных особенностей в виде ценностных ориентаций было посвящено много трудов: вопрос изучали исследователи различных направлений, таких как философия, психология, социология.
Изучению личности в контексте акцентуаций, свойственных индивиду были посвящены труды Е. А. Климова, А. В. Суворова, В. Франкла, А. Маслоу, К. Роджерса и многих других отечественных и зарубежных ученых и исследователей. В многочисленных исследовательских литературных источниках, феномен «ценность» рассматривается как ценностные ориентации, потребность, мотив и т. д.
Важнейшей особенностью личности в студенческом возрасте является убыстренное развитие самосознания посредством рефлексии на себя и других. Считается, что чем выше развит индивид (имеется в виду образование и воспитание), тем богаче его рефлексия. А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место — «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к поведенческим депривациям. Личность, по А. Беку, формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Данные схемы начинают складываться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. [1, с. 97–108] По мнению Б. Г. Ананьева, направленность личности объединяет доминирующие ценностные установки и ориентиры, которые выражаются в деятельности индивида. По мнению Ш. Шварца, личностные ориентации являются интериоризированными индивидом ценностями социальных групп, в которые входит личность на всем пути жизнедеятельности [3, с. 169–208].
С целью выявления уровня и характерных личностных черт молодых людей было проведено диагностическое исследование, по методу М. Рокича, в адаптации Б. С. Круглова. Объектом исследования выступили 30 студентов Гуманитарно-технологического колледжа от 16 до 18 лет.
Было выявлено, что в студенческом коллективе предпочитаемыми ценностями являются: материальная обеспеченность; самостоятельность; здоровье, жизнь в удовольствие; интересная работа; любовь; свобода; друзья; счастливая семейная жизнь; активность. Отвергаемыми ценностями было зафиксировано: равенство индивидов; красота природы и искусства; уверенность в себе; творчество.
Для молодых людей, социальное пространство предстает в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней реальности перечня обязанностей и прав. Взаимодействие путем общения для студентов исключительно значимая деятельность и условие бытия. Особое значение и смысл приобретают для молодых людей обязанности и права, существующие в социуме.
Период юношества — это период, когда индивид учится сознательно формулировать свои ценностные ориентации. И наряду с этим стремится сохранить и донести свою уникальность. Также фиксируется наличие механизма идентификации — обособления. Именно на данном возрастном этапе индивид зачастую подвержен асоциальному поведению в процессе осознания молодым человеком своей уникальности. Для студентов социальное пространство раскрывает потенциал их будущих возможностей путем овладения системой обязанностей и прав. Механизм идентификации влияет на сферу чувств индивида, делая его богаче и одновременно ранимее.
Личность студента требует внимательного изучения и психолого-педагогического руководства в течение всего периода обучения. Проблема социально-психологических предпосылок эффективности становления личности студента является весьма сложной и многогранной задачей, которая, в свою очередь, требует пристального внимания в период становления личности.
Социально-психологические аспекты воспитания и обучения обеспечивают решение определенных задач, стоящих перед профессиональным образованием. Сама по себе социализация личности молодого человека, представляет собой процесс формирования его личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходу которого личность преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в его окружении. Каждый индивид формирует свою концепцию себя, других, мира и концепцию своего существования в социуме. Данные концепции подкрепляются дальнейшим опытом человека и, в свою очередь, влияют на формирование личностных убеждений и ценностей.
Литература:
- Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 512 с., С. 97–108.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/rubin_prob/.
- Сухов А. Н., Бодалев А. А., Казанцев В. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Сухова А. Н., Деркача А. А. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 600 с.